Инфоурок Физика Рабочие программыТехнологическая карта урока физики по теме «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение МКТ», 10 класс

Технологическая карта урока физики по теме «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение МКТ», 10 класс

Скачать материал

Урок физики по теме

«Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение МКТ», 10 класс

 

Цель: дать представление о модели идеального газа, вывести основное уравнение идеального газа, уметь применять его при решении задач

Учащиеся работают в сопровождении технологической карты урока, в которой отражены учебные элементы (или познавательные задачи) (Приложение)

I.                    Актуализация ЗУН учащихся: физический диктант по изученному материалу (фронтально, индивидуально с взаимопроверкой) (Приложение для учителя) - УЭ-1

II.                  Изучение новой темы:

1.При изучении основных положений МКТ вы убедились, что многие известные явления (сжатие - растяжение, диффузия, давление газа и т.д.) можно объяснить, предположив, что все вещества состоят из молекул, которые непрерывно и хаотически движутся, взаимодействуют между собой.

В МКТ рассматриваются и изучаются свойства макроскопических тел и основные законы, которым они подчиняются на примере газов (т.к. они обладают свойствами, которые легче изучать).

- назовите какие явления и факты (свойства), касающиеся газов вам известны?

2.Для изучения законов, которым подчиняются реальные газы (между молекулами которого действуют сложные силы взаимодействия) необходимо ввести модель идеального газа.

УЭ-2 – создать схему модели идеального газа, пользуясь текстом учебника, описав его свойства (на основании образца на доске). Проверка выполненного задания фронтально

3.Проблема: какую зависимость мы можем предсказать, опираясь на основные положения МКТ

Демонстрация модели давления газа (видеофрагмент: приложение к учебнику): газ оказывает давление на стенки сосуда. Объясните этот опытный факт (газ состоит из молекул, эти молекулы непрерывно, хаотически движутся и, сталкиваясь со стенками сосуда, передают им свой импульс).

4.Давайте попробуем предсказать от каких макропараметров молекул зависит давление газа (характер зависимости давления от каждого из параметров), установим вид этой зависимости (связь между давлением газа и параметрами составляющих его молекул-формулу) – УЭ-3.

 (т.к. давление газа обусловлено соударениями молекул со стенками, сл-но оно должно зависеть от результата каждого отдельного соударения и от того, насколько часто происходят соударения со стенкой сосуда). Импульс, передаваемый каждой молекулой стенке (результат каждого соударения), тем больше, чем больше ее масса и скорость. Число соударений определяется концентрацией молекул и скоростью их движения. Следовательно, давление газа зависит от массы молекул газа, их скорости и концентрации.

-записываем формулу (уравнение Клаузиуса): 1/3-множитель появляется вследствие трехмерности пространства,

-анализируем формулу

5.УЭ-4 - на основании полученной зависимости (формулы) получите выражение, которое показывает взаимосвязь давления с кинетической энергией молекул

- учащиеся работают индивидуально (в формулу подставьте выражение скорости, выраженное из формулы Ек), анализируют полученное выражение.

III.     Подведение итогов, ДЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Технологическая карта урока по теме «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение МКТ», 10 класс

№ УЭ

Краткие рекомендации по работе с учебным элементом (УЭ)

Пояснения

УЭ-1

Входной контроль

Цель: проверить себя, насколько хорошо тобой усвоен материал предыдущего урока (по теме «Основные положения МКТ. Масса молекул. Количество вещества») и готов ли ты к изучению новой темы.

Выполни задание: физический диктант под диктовку учителя

Ответить на вопросы:

-назвать основные положения МКТ

3 ученика пишут диктант фронтально на доске, остальные уч-ся проверяют себя на знание величин, единиц измерения, формул по теме в конце тетради.

Время выполнения 3 минуты

Взаимопроверка2 минуты (поменяйтесь работами) и фронтальная проверка у доски (1 человек анализирует работы уч-ся у доски)

Изучение нового материала с элементами закрепления

УЭ-2

Цель: работая с текстом учебника (учебник -§61 стр.160) создайте модель идеального газа (изобразите в виде схемы, см. образец на доске), назовите его свойства.

Решить поставленные проблемы:

 

Способ работы над этим УЭ выбирай сами.

Можно работать в паре или самостоятельно, а потом сверить свои результаты работы с результатами работы класса.

Время выполнения 5 минут

УЭ-3

Проблема: какую зависимость можно предположить, опираясь на основные положения МКТ

демонстрация видеофрагмента (давление газа): газ оказывает давление на стенки сосуда.

- объясните этот опытный факт

Цель: исходя из объяснений на основе МКТ факта существования давления газа на стенки сосуда, попробуйте предсказать (предположить):

- от каких макропараметров молекул зависит давление идеального газа,

- характер зависимости давления от каждого параметра,

- выведите связь между давление газа и параметрами (предположите, какие величины должны входить в эту формулу).

(подсказка: т.к. давление газа обусловлено соударениями молекул со стенками, сл-но оно должно зависеть от  … и от….)

Способ работы над этим УЭ выбирайте сами.

Можно работать в паре или самостоятельно, а потом сверить свои результаты работы с результатами работы класса.

Время выполнения 10 минут

УЭ - 3

Цель: на основании полученной зависимости (формулы) получите выражение, которое показывает взаимосвязь давления с кинетической энергией молекул

- работа индивидуальная (в формулу подставьте выражение скорости, выраженное из формулы Ек)

- проанализируйте полученное выражение

Работайте индивидуально, применяя математические навыки

Время выполнения 5 минут

Подведение итогов урока

 Д/З: § 61-63 (формулы), Упр. 11 (8, 10*)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока физики по теме «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение МКТ», 10 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок нацелен на формирование представления о модели идеального газа, получение основного уравнения идеального газа на основе МКТ. Тип урока: изучение нового материала (с опорой на знание основных положений МКТ)Организация деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая. Учащиеся на уроке работают в сопровождении технологической карты урока, в которой отражены учебные элементы (или познавательные задачи) урока. Каждый учебный элемент имеет свою целевую установку и рекомендации по достижению поставленной цели.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 075 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку физики в 11 классе "Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора"
  • Учебник: «Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.
  • Тема: Глава 12. Атомная физика
  • 30.12.2020
  • 1273
  • 93
«Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.10.2020 456
    • DOCX 19.5 кбайт
    • 41 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Клейменова Алеся Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74939
    • Всего материалов: 241

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 209 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 003 человека

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 660 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 457 человек

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек