Урок физики по
теме
«Идеальный газ в
молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение МКТ», 10 класс
Цель:
дать
представление о модели идеального газа, вывести основное уравнение идеального
газа, уметь применять его при решении задач
Учащиеся работают в сопровождении
технологической карты урока, в которой отражены учебные элементы (или
познавательные задачи) (Приложение)
I.
Актуализация
ЗУН учащихся:
физический диктант по изученному материалу (фронтально, индивидуально с
взаимопроверкой) (Приложение для учителя) - УЭ-1
II.
Изучение
новой темы:
1.При изучении основных положений
МКТ вы убедились, что многие известные явления (сжатие - растяжение, диффузия,
давление газа и т.д.) можно объяснить, предположив, что все вещества состоят из
молекул, которые непрерывно и хаотически движутся, взаимодействуют между собой.
В МКТ рассматриваются и изучаются
свойства макроскопических тел и основные законы, которым они подчиняются на
примере газов (т.к. они обладают свойствами, которые легче изучать).
- назовите какие явления и факты
(свойства), касающиеся газов вам известны?
2.Для изучения законов, которым
подчиняются реальные газы (между молекулами которого действуют сложные силы
взаимодействия) необходимо ввести модель идеального газа.
УЭ-2 – создать схему модели
идеального газа, пользуясь текстом учебника, описав его свойства (на
основании образца на доске). Проверка выполненного задания фронтально
3.Проблема: какую зависимость мы
можем предсказать, опираясь на основные положения МКТ
Демонстрация модели давления газа
(видеофрагмент: приложение к учебнику): газ оказывает давление на стенки
сосуда. Объясните этот опытный факт (газ состоит из молекул, эти молекулы
непрерывно, хаотически движутся и, сталкиваясь со стенками сосуда, передают им
свой импульс).
4.Давайте попробуем предсказать от
каких макропараметров молекул зависит давление газа (характер зависимости
давления от каждого из параметров), установим вид этой зависимости (связь между
давлением газа и параметрами составляющих его молекул-формулу) – УЭ-3.
(т.к.
давление газа обусловлено соударениями молекул со стенками, сл-но оно должно
зависеть от результата каждого отдельного соударения и от того, насколько часто
происходят соударения со стенкой сосуда). Импульс, передаваемый каждой
молекулой стенке (результат каждого соударения), тем больше, чем больше ее
масса и скорость. Число соударений определяется концентрацией молекул и
скоростью их движения. Следовательно, давление газа зависит от массы молекул
газа, их скорости и концентрации.
-записываем формулу (уравнение
Клаузиуса): 1/3-множитель появляется вследствие трехмерности пространства,
-анализируем формулу
5.УЭ-4 - на основании полученной зависимости
(формулы) получите выражение, которое показывает взаимосвязь давления с
кинетической энергией молекул
- учащиеся работают индивидуально (в формулу
подставьте выражение скорости, выраженное из формулы Ек), анализируют полученное
выражение.
III. Подведение итогов, ДЗ
Приложение
Технологическая
карта урока по теме
«Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение МКТ», 10
класс
№
УЭ
|
Краткие
рекомендации по работе с учебным элементом (УЭ)
|
Пояснения
|
УЭ-1
Входной
контроль
|
Цель: проверить себя,
насколько хорошо тобой усвоен материал предыдущего урока (по теме
«Основные положения МКТ. Масса молекул. Количество вещества») и готов ли
ты к изучению новой темы.
Выполни задание: физический диктант под
диктовку учителя
Ответить на вопросы:
-назвать основные
положения МКТ
|
3 ученика пишут диктант
фронтально на доске, остальные уч-ся проверяют себя на знание величин, единиц
измерения, формул по теме в конце тетради.
Время выполнения 3 минуты
Взаимопроверка2 минуты (поменяйтесь работами)
и фронтальная проверка у доски (1 человек анализирует
работы уч-ся у доски)
|
Изучение
нового материала с элементами закрепления
|
УЭ-2
|
Цель: работая с текстом
учебника (учебник -§61 стр.160) создайте модель идеального газа
(изобразите в виде схемы, см. образец на доске), назовите его свойства.
Решить поставленные
проблемы:
|
Способ работы над этим УЭ
выбирай сами.
Можно работать в паре или
самостоятельно, а потом сверить свои результаты работы с результатами работы
класса.
Время выполнения 5 минут
|
УЭ-3
|
Проблема: какую зависимость можно предположить,
опираясь на основные положения МКТ
демонстрация видеофрагмента
(давление
газа): газ оказывает давление на стенки сосуда.
- объясните этот опытный
факт
Цель: исходя из объяснений на основе
МКТ факта существования давления газа на стенки сосуда, попробуйте
предсказать (предположить):
- от каких макропараметров
молекул зависит давление идеального газа,
- характер зависимости давления
от каждого параметра,
- выведите связь между давление
газа и параметрами (предположите, какие величины должны входить в эту формулу).
(подсказка:
т.к. давление газа обусловлено соударениями молекул со стенками, сл-но оно
должно зависеть от … и от….)
|
Способ работы над этим УЭ
выбирайте сами.
Можно работать в паре или
самостоятельно, а потом сверить свои результаты работы с результатами работы
класса.
Время выполнения 10 минут
|
УЭ
- 3
|
Цель: на основании полученной
зависимости (формулы) получите выражение, которое показывает взаимосвязь
давления с кинетической энергией молекул
- работа индивидуальная (в
формулу подставьте выражение скорости, выраженное из формулы Ек)
- проанализируйте
полученное выражение
|
Работайте индивидуально, применяя
математические навыки
Время выполнения 5 минут
|
|
Подведение итогов урока
Д/З: § 61-63 (формулы),
Упр. 11 (8, 10*)
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.