Технологическая карта урока
Раздел программы: Обработка
графической информации
Тема урока: Компьютерная графика. Компьютерное
представление цвета.
Учитель: Найданова Соелма Владимировна
Цель
урока: повышение интереса учащихся к изучению
информатики путем формирования
знаний о принципах построения
изображения на экране монитора через индивидуальную и групповую работу учащихся
Задачи:
Образовательные:
-
обеспечить
в ходе урока усвоение основных понятий;
-
формировать
у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале,
сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
Развивающие:
-
развивать
интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности,
используя игровые ситуации, учебные дискуссии;
-
развивать
эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные
ситуации удивления, радости, занимательности;
-
развивать
волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в
учении;
-
развивать
творческие способности учащихся, их познавательную активность при выполнении
компьютерного практикума;
Воспитательные:
-
обеспечить
нравственное воспитание учащихся (патриотизм, коллективизм, гуманизм и других
общечеловеческих ценностей);
-
содействовать
физическому воспитанию учащихся (профилактика их утомляемости на уроке);
-
воспитывать
усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении
заданий, силы воли, настойчивости, упорства;
-
воспитывать
ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости,
соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;
-
воспитание
интереса к предмету, к учению.
Предполагаемые
результаты урока:
Предметные:
§
сформировать
знания
о принципах
построения изображения на экране монитора;
§
сформировать
знания
о цветовой
модели RGB;
§
задавать
цвет с использованием цветовой модели RGB.
Метапредметные:
§ вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок;
§ выполнять
учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
§ уметь
формулировать собственное мнение и позицию;
§ уметь
задавать вопросы;
§ структурирование
знания;
§ развивать
компетентность в области использования ИКТ;
§ освоить
основные навыки и умения использования инструментов компьютерной графики для
решения практических задач;
§ адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
УУД:
Личностные:
-
Формирование
ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития
познавательных интересов, учебных мотивов;
-
формирование
умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
-
осуществление
контроля и самоконтроля;
-
развитие
находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
-
мотивирование
отношения к овладению знаниями.
Регулятивные:
-
развитие
умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами
русского языка;
-
развитие
умения формулировать цель урока;
-
планирование
своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного
результата, коррекция полученного результата;
-
планирование
своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного
результата, коррекция полученного результата;
-
контроль
и оценка своей деятельности в рамках урока;
Познавательные:
-
Структурирование
знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
-
Извлечение
необходимой информации из прослушанных текстов;
-
Построение
речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов;
Коммуникативные:
-
Ориентация
на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое
мнение, убеждать и уступать;
-
Развитие
диалогической речи;
-
Умение
слушать и исправлять ошибки других.
Тип урока:
усвоение
новых знаний
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер учителя, мультимедийный проектор,
интерактивная доска, компьютеры для учащихся, презентация «Обработка графической информации».
Методы работы:
-
объяснительно-иллюстративный
-
поисково-исследовательский
метод.
-
репродуктивный;
-
практическая работа.
Список литературы и Интернет – ресурсов:
1. Цифровые ресурсы:
-
демонстрация к уроку:
§ мультфильм
«Смешарики. Суперстирка»
§ анимация
«Цветовая модель RGB» (№179672 – ЕК ЦОР)
2. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
3.
Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое
пособие для учителя. Авторы: Бородин М. Н. Год издания: 2013.
4. Информатика: учебник
для 7 класса. Авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю. Год издания: 2016.
5. Информатика: рабочая
тетрадь для 7 класса. Авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю. Год издания: 2016.
Организационные
формы общения. Индивидуальная, парная, коллективная.
Основные понятия,
рассматриваемые на уроке:
-
пиксель;
-
компьютерная графика;
-
цветовая модель цветопередачи RGB.
Особенности изложения содержания темы урока
1)
Мотивационно-побудительный
этап
·
Упражнение «Аплодисменты»
·
Проверка ранее полученных знаний:
-
Работа с мобильными устройствами –
передача и получение информации, виды информации
2) Организационно-поисковый
этап
·
Прием «Ассоциации»
·
Прием «Послушать-сговориться-обсудить»
·
Восприятие новой темы:
-
Формулирование темы и цели урока
-
Актуализация опорных знаний и способов
действий
-
Усвоение новых знаний
-
Обеспечение восприятия, осмысления и
запоминания учащимися темы
-
Обобщение и систематизация знаний:
*
Компьютерный практикум
*
Информация о домашнем задании
3) Рефлексивно-корригирующий
этап
·
Прием «Лестница успеха»
Ход урока
1. Этапы деятельности
|
2.
Действия
педагога
|
3.
Действия
детей
|
4.
УУД
|
Мотивационно-побудительный
|
Упражнение «Аплодисменты»
Ребята, перед началом урока предлагаю
вам создать вокруг себя эмоциональное облако. Улыбнитесь, теперь улыбнитесь
друг другу, поаплодируйте друг другу. Пусть этот позитивный поток принесет
нам радость общения и повысит нашу с вами работоспособность на уроке.
|
Дети производят
заданные действия.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со
сверстниками
Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку,
самоопределение.
|
Повторение
пройденного материала
|
Работа с
мобильными устройствами.
-
Какое ключевое слово, связанное с
информатикой? (информация)
-
Какие информационные процессы мы сейчас
с вами осуществили? (передача и получение И.)
-
С какими видами информации вы сейчас
поработали? (звуковая, текстовая, графическая и видеоинформация)
-
Что можете сказать о полученной
информации.
|
Дети получают на телефоны
различные виды информации.
- просмотр
полученной информации
отвечают на вопросы
-
|
Познавательные: структурирование
знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности
Коммуникативные:
Ориентация на партнера по общению, умение
слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать.
Личностные:
формирование умения наблюдать,
анализировать, сравнивать, делать выводы.
|
Организационно-поисковый
|
Прием «Ассоциации».
Учитель
называет слово «Обработка».
-
Какие
ассоциации вызывает слово «Обработка»?
-
Что
мы можем обработать? (камень, рана, данные, земля, информация,
дезинфекция и т.п.)
-
У
нас образовалась 2 ключевых слова. (слова на доске – Обработка информации)
-
Если информация содержит рисунок, то к какому виду информации ее
можно отнести? (графическая)
-
Сформулируете тему? (Обработка графической
информации).
-
Что значить обработать графическую информацию?
|
отвечают на вопросы
Запись темы в
тетрадь
|
1
|
2
|
3
|
Организационно-поисковый
(продолжение)
|
Приём
«Послушать-сговориться-обсудить».
·
Учащиеся
высказывают свои мысли, которые «приходят в голову» связанные с темой урок.
·
По
истечении времени ученикам предлагается в паре подумать и оставить 1 операцию,
которые нужно осуществить, чтобы обработать графическую информацию и огласить
ее. Если операция повторяется заменить ее на другую. (Увеличить или
уменьшить размер рисунка, дорисовать или убрать лишнее на рисунке, заменить
его часть или добавить что-нибудь, изменить цвет рисунка, трансформировать
рисунок….)
|
Называют нужные
операции для обработки информации
|
+ Регулятивные:
развитие умения формулировать тему урока в
соответствии с задачами и нормами русского языка
|
Восприятие новой темы - формулирование темы и целей
урока
|
-
Всему
этому вы будете учиться в течение нескольких уроков. Это очень большая тема.
-
А
чем же мы займемся сегодня? Скажите, можете ли вы объяснить, что здесь «написано»?
-
А
можете ли вы дать определение понятию Компьютерная графика?
-
А
теперь давайте заглянем на страницу учебника и прочтем данное определение –
стр. 112.
-
Совпадет
ли ваше определение с определением из учебника? (далее в зависимости от
ответа учащихся – производится запись определения в тетрадь).
-
Можно
сказать, что компьютерная графика – это рисунок на компьютере.
-
Любой
рисунок состоит из цветов. Значит, и компьютерная графика также состоит из
цветов.
|
Определяют тему урока
«Компьютерная графика»
Дети дают варианты определения.
Один из учащихся
громко читает.
Записывают
определение в тетрадь.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Актуализация
опорных знаний и способов действий
|
-
Сколько
цветов в ПК?
-
Как
и где мы можем увидеть эти цвета? Для чего нужен монитор?
-
Как,
по-вашему, каким образом изображение появляется на экране монитора?
-
Какую
цель мы наметим?
|
Дети могут затрудниться в формулировке
ответа на вопрос.
ü
узнать, как можно больше о принципах
формирования изображения на экране монитора (или что-то подобное)
|
Регулятивные:
развитие умения формулировать цель урока; Коммуникативные:
Ориентация на партнера по общению, умение
слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать.
|
Усвоение новых знаний
|
-
Изображение на экране
монитора формируется из отдельных точек. Эти точки на экране компьютера
выстроены в ровные ряды.
-
Совокупность точечных строк
образует графическую сетку. Одна точка носит название пиксель.
-
Пиксель — это
минимальный и неделимый элемент (точка), из которого состоит изображение на
экране монитора.
-
Что вы видите на слайде?
-
Каким образом они выполнены?
-
Где мы можем встретить в
жизни изображения, построенные таким способом?
|
Вспоминают понятие
«пиксель», находят аналогию построения изображения таким способом в жизни.
|
Познавательные:
Извлечение
необходимой информации из прослушанных текстов
Регулятивные:
планирование своей
деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного
результата, коррекция полученного результата
Личностные:
развитие внимания,
зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять
деятельность обучения
Коммуникативные:
развитие диалогической речи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания учащимися темы.
|
-
Просмотр
видео
- мультфильма «Смешарики. Суперстирка»
-
Какой
момент здесь для вас оказался интересным? Почему?
-
Были
ли у вас такие случаи?
-
Давайте
и мы с вами попробуем смешать цвета. Но мы будем смешивать только три цвета –
красный, зеленый, синий. А может кто-нибудь знает об этом, почему три цвета?
(Вспомните уроки рисования)
-
|
Просматривают видео.
Комментирование ситуаций на основе
жизненного опыта.
Работа с красками.
|
+
Личностные:
умение кратко
формулировать мысль
Коммуникативные:
умение слушать и
исправлять ошибки других.
+
Личностные:
развитие внимания, зрительной и слуховой
памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения
Коммуникативные:
развитие диалогической речи
|
-
Ввод понятия «цветовая
модель RGB», определения способа задания цвета с
использованием модели RGB.
-
Сейчас просмотрим
небольшую информацию и попробуем дать ответ на мой вопрос – просмотр ЦОР.
-
А в жизни или на уроках
вы встречались с этой моделью?
-
Скажите, ребята, а у вас
не возник какой-либо вопрос, связанный с нашим рисунком после просмотра
презентации?
|
Записывают в тетрадь определения, сопоставляют
новые понятия со знаниями, полученными в других областях знаний и с ранее
полученными знаниями (биология, физика).
|
Динамическая пауза
|
-
Возьмите листочки с
вашими палитрами.
-
Пройдемся до ПК,
потягиваясь, разомнем плечи, встряхнем руками.
|
Выполняют упраженния/физкультминутку для
снятия утомления
|
Здоровьесберегающая методика для снятия
утомления
|
Компьютерный практикум
|
Прежде,
чем приступить к выполнению практической работы хочется обратить ваше
внимание на высказывание, которые записаны на доске:
Я не художник, я только учусь…
-
Не бойтесь нажимать на
кнопки клавиатуры, кликать мышкой тут и там… Только в испытаниях рождается опыт.
-
ПРАВИЛА ТБ – вспомнить/напомнить.
-
А теперь запустите
программу Paint.
-
Ярлык программы
находится в верхнем правом углу ПК.
-
И выполним задания в РТ
на первой странице.
-
С помощью кнопки Изменение
цветов вызовите диалоговое окно Изменение палитры.
В это диалоговом окне есть Градационный квадрат, в котором
вы можете самостоятельно выбирать понравившийся вам цвет, есть и поля с
числовыми значениями интенсивности от 0 до 255 соответствующие модели RGB.
-
И попробуем собрать
компьютерную палитру по заданным вам схемам.
-
Если все составляющие модели RGB (красный, зеленый и синий)
равны 0, то какой у вас цвет? - Черный
-
Если все составляющие модели RGB (красный, зеленый и синий)
равны 255; 255; 255, то теперь у вас цвет? - Белый
-
Обратите внимание, рядом с Градационным квадратом имеется Полоса
интенсивности. Попробуйте с помощью бегунка изменять интенсивность от белого
к черному цвету. Как меняются числовые значения модели RGB? (Они
изменяются одновременно). Значит, чтобы получить серый цвет нужно (установить
все параметры модели RGB одинаковыми).
-
Как думаете, почему не
совпадают полученные вами цвета на листочках с цветами на ПК?
|
Выполняют задание на ПК. В случае
затруднений возможна помощь одноклассника или учителя.
Совместная деятельность учителя и учащихся.
Учащиеся отвечают на вопросы после проведения этапа практической работы.
Варианты ответов учащихся.
|
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения
поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного
результата
Личностные:
развитие внимания, зрительной и слуховой
памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения
Коммуникативные:
развитие диалогической речи.
|
Информация о домашнем задании
|
-
Обеспечение
понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
ü
Создать
обложку для рабочей тетради
ü
п.
3.1 с. 106, задания из РТ 7 класс, фрагменты заданий из УМК Л .Босовой
|
Запись ДЗ в дневник.
Обратить внимание
учащихся, что выполненное задание можно отправить на мою электронную почту
или Watsapp
|
Личностные:
Формирование навыков
самоорганизации
|
Рефлексивно-
корригирующий
|
- Вы
замечательно поработали. Надеюсь, этот материал вы не забудете, он пригодится
вам в дальнейшей жизни. А теперь давайте каждый из вас назовет три момента,
которые у него получились хорошо в процессе урока.
Прием «Лестница успеха». С помощью
условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным
определенные навык:
- Знаю…понимаю…умею…
Учащийся сам оценивает
на какой ступеньке он оказался в результате деятельности. Нижняя ступень – знаю
(есть такое, слышал), далее – понимаю (сам могу
справиться), верхняя ступень - умею (умею и могу
научить других).
|
С помощью учителя дают качественную оценку
уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявляют недостатки в
знаниях и способах действий, устанавливают причины выявленных недостатков и
способы их преодоления.
Осознают то, чему
научились, что узнали.
|
Познавательные:
Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка
процесса и результатов
Регулятивные:
контроль и оценка своей деятельности в рамках
урока
Личностные:
рефлексия способов и условий действия,
контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.