ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА УРОКА МАТЕМАТИККИ
Дисциплина: математика
Класс: 3
УМК: Развивающая система
Л. В. Занкова
Тема: Дробные числа.
Запись и чтение дробей.
Тип урока: Открытие новых
знаний
Цель: Создать условия для
самостоятельного открытия учащимися понятия «дробные числа», формирования
навыков чтения и записи обыкновенных дробей в ходе творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные: Открытие
учащимися понятия «дробные числа», формирование навыков работы с обыкновенными
дробями в ходе творческой деятельности; формирование исследовательских навыков;
формирование знаний о истории возникновения дроби; осуществлять самостоятельный
перенос знаний и использовать их в новых ситуациях; формирование коммуникативной
компетенции; формирование умения работать в группе;
Развивающие: Развитие
памяти, внимания, умения думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения,
общаться друг с другом, наблюдать, классифицировать, обобщать; развитие
логики, мышления, творческого воображения; совершенствовать умение работать с
математическими текстами различных видов, со схемами, усвоение и закрепление
знаний математических терминов;
Воспитательные: Повышать
познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию
гармоничной личности; учить работать в паре, уважать мнение товарищей;
воспитывать любознательность, внимательное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способность
выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила
делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию;
самоопределяться при выборе индивидуальных заданий; выражать положительное
отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения,
уважительно относиться к одноклассникам.
Метапредметные УУД:
Предметные: знать,
что такое доля; уметь делить целое на доли; уметь определять, называть и
записывать доли целого.
Познавательные:
перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию;
давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать
информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы;
ориентироваться в тетради и на развороте учебника; уметь сравнивать цель и
результат; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
выдвигать гипотезу и обосновывать еѐ.
Регулятивные:
организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности
на уроке с помощью учителя; высказывать своѐ предположение (версию) на основе
жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять
самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять
познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию;
выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами в соответствии
с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.
Коммуникативные: соблюдать
простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои
мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с
одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать
им; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для
аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности
действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Оборудование: раздаточный
геометрический материал; карточки с заданиями; лист самооценки (лесенка успеха)
Формы работы: фронтальная,
индивидуальная
Ход
урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
Организационный
момент
|
-
Здравствуйте ребята. Открываем тетради и записываем число.
|
Обучающиеся проверяют
готовность к уроку. Записывают число в тетради, классная работа.
Настраиваются на
|
Предметные: уметь
ориентироваться в тетради
Личностные:
|
|
-
Сегодняшний урок я хочу начать с притчи.
-
Шѐл мудрец и встретил 3 работников.
«Что
ты сегодня делал» - спросил он каждого.
Первый работник
ответил: «Я целый день таскал ненавистные камни»
Второй
работник ответил: «Я немного устал, но добросовестно выполняю свою работу»
Третий ответил:
«Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение» Ребята, вы
прослушали притчу. Поднимите руку те, кто из вас на уроке будет первым
работником?
-
Я рада, что таких ребят не нашлось.
-
Поднимите руку те, кто на уроке будет вторым работником.
-
Поднимите руку те, кто хочет быть третьим работником.
-
Итак, ребята я рада, что вы настроены на отличную,
добросовестную работу, которая вам в радость.
|
активную работу
|
воспринимать позицию школьника
на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные:
организовывать
свою деятельность Коммуникативные: уметь слушать и понимать
речь других;
|
Мотивация
учебной
|
- Ребята
посмотрите, что я
|
-Мандарин
|
Предметные:
|
деятельности
|
сегодня
принесла на урок. А какой он?
-
А как вы думаете зачем я принесла мандарин на урок математики?
-
Я принесла его чтобы им поделится. Но чтобы с ним поделится,
что мне нужно сделать с ним?
-
Вот ребята я почистила мандарин, и что мы у него видим? Когда
мы начинаем есть мандарин, то мы его делим на что?
-
Ребята, приходилось ли вам делить что-то на части? - Посмотрите
у вас на парте лежит мандарин, но он всего один. И вам нужно поровну поделится
им с соседом. Что нужно с ним сделать? - Ребята покажите, как вы разделили
мандарин с соседом.
На что мы его разделили?
-
Какие это доли?
-
Сколько этих долей? - Ребята мы разделили целый мандарин на две
одинаковые доли, разделили на две половины.
-
Заштрихуйте одну из этих половин. Знаете ли вы, как записать на
языке математики,
|
-Ответы детей
-Почистить мандарин
-Мы делим мандарин на
части, доли
-Ответы детей
-Разделить на доли
-Мандарин мы разделили на
доли
-Эти доли равные
-Нет
|
уметь формулировать
ответы на вопросы Личностные: проявлять интерес к учебному
процессу. Познавательные: обобщать полученную
информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить
ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
Регулятивные:
целеполагание, планирование учебной деятельности, осуществлять
самоконтроль, учиться высказывать своѐ предположение на основе
жизненного опыта. Коммуникативные:
слушать
и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей
позиции.
|
|
какую часть мы
заштриховали? - Нет мы не знаем, а хотите узнать? Кто догадался о чѐм сегодня
мы будем говорить на уроке. Кто попытается сформулировать тему урока? -
Ребята, тема нашего урока Запись дробей.
-Давайте поставим цели для нашего урока.
- Мы
поставили цель для нашего урока, приступим к еѐ достижению.
|
- Сегодня на уроке мы
будем учиться записывать дробные числа
-Научиться правильно
записывать дробные числа
|
|
Открытие
нового знания
|
-
Вернѐмся к нашему мандарину. Мы разделили его на что?
-
Так вот ребята, вместо слова половина, часто говорят
одна вторая. Одна из двух частей целого мандарина. - Одна вторая ребята это
дробное число или дробь. Дробные числа записываются в виде дроби. Например:
1/2
посмотрите ребята.
Читается число одна
вторая. Это дробь, где два числа разделены дробной чертой. - А число над
дробной чертой, показывает сколько частей взято, сколько мы заштриховали
частей - Число под дробной чертой
|
- На
две половины
- 1
|
Предметные:
знать, как образуются, называются и записываются доли целого. Личностные
УУД:
учиться принимать
другую точку зрения; уважительно относиться к одноклассникам; проявлять
познавательный интерес и учебную мотивацию. Познавательные:
на основе анализа
объектов делать выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт; обобщать полученную информацию; делать выводы в результате совместной
работы класса и учителя.
Регулятивные: высказывать
свои предположения; оценивать сложившуюся учебную
|
|
показывает,
на сколько равных частей разделили целое. На сколько разделили целое?
-
Ребята давайте повторим, что показывает число под дробной
чертой.
-
Что показывает число над дробной чертой?
-
Подпишите заштрихованную часть мандарина. Как мы еѐ подпишем? В
виде дроби.
-
Ребята, давайте представим, что у нас есть не только мандарин,
но и банан. Он у нас одни, а друзей четверо.
Разделите банан на
четверых.
Как это сделать?
-
Какие это части?
-
Какая часть банана досталась каждому из четверых друзей? - На
сколько частей мы разделили банан?
-
Сколько частей достанется одному?
-
Каждому останется одна часть из четырѐх.
-
Запишите это число в виде дроби. Кто выйдет к доске и запишет
дробь. Правильно ли записал дробное число. Как оно читается?
|
- На
2
- На
сколько разделили частей
- Сколько
взяли частей.
- Одна
вторая
- Согнуть
на 4 равные части.
- Одинаковые
- Одна
четвѐртая часть.
- на
4
- 1
1/4
- Одна
четвѐртая
- Сколько
взяли частей
|
ситуацию; выполнять учебные
действия; Коммуникативные:
слушать
и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции.
|
|
-
Что означает число, записанное над дробной чертой?
-
Что означает число, записанное под дробной чертой?
-
Мы взяли одну из четырѐх частей, и записали это в виде дроби
одна четвѐртая.
-
Давайте представим, что одному из друзей, не хочется есть
банан. И он отдал свою часть одному другу. Сколько частей окажется у этого
друга?
-
Из сколько частей? - Заштрихуйте две части на вашем банане. Как
подпишем части, которые мы заштриховали?
-
Кто выйдет к доске и покажет, как мы записали это дробное
число?
-
Что означает число 2, записанное над дробной чертой?
-
Что означает число 4, записанное под дробной чертой?
-
Ребята, теперь нам необходимо потренироваться читать и
записывать дроби. Я
|
- На
сколько мы разделили частей
- Две
части
- Из
четырѐх частей
- Две
четвертых
2/4
- Сколько
взяли частей
- На
сколько мы разделили частей
1/5
2/3
1/6
|
|
|
буду читать вам
дроби, а ваша задача записать в тетради эти дробные числа. Работаем
самостоятельно. Одна пятая
Две третьих
Одна шестая
Три четвертых
Четыре пятых
Шесть
восьмых
Почти все справились
с заданием. Кто выйдет к доске и запишет первую дробь. (проверяем каждую
дробь)
-Откройте наш учебник на
странице 81. Давайте с вами решим задачу и запишем ответ дробным числом.
Задача:
Три подружки разделили
между собой поровну пирожное. Сколько досталось каждой?
-Сколько подружек?
-Что они делили между
собой? - На сколько равных частей нужно разделить пирожное? - Какое дробное
число у нас получится?
-Запишите полученное
дробное число в тетради - Что означает число,
|
3/4
4/5
6/8
-Открывают учебник, читают
задачу.
- 3
подружки
- Пирожное
-Пирожное нужно разделить
на 3 равные части
-Одна третья
- Записывают
полученное число
- На
сколько мы разделили частей
|
|
|
записанное
под дробной чертой?
-
Давайте проверим свои доводы. На странице 81 прочитайте правило
в рамочке. - Верно ли вы ответили на мой вопрос?
-
Что означает число, записанное над дробной чертой?
-
Прочитайте второе правило в рамочке на этой же странице. -
Правильно ли вы сделали выводы?
|
- Читают
правило в рамочке
- Да
- Сколько
взяли частей
- Читают
правило в рамочке
-Да
|
|
Физкультминутка
|
-
А сейчас немного отвлечѐмся от работы и разомнѐмся. - Давайте
поиграем в игру:
«Нос, пол, потолок»
-
Когда я буду говорить нос – вам нужно показать пальцем на нас и
покачать головой - Когда я говорю слово пол – вам нужно нагнуться - Когда я
говорю потолок нужно потянуть руки вверх и потянутся к потолку. Все поняли
задание? Будьте внимательны, и слушайте, что я вам говорю.
-
Ребята вы очень внимательны и мне даже не удалось вас ни разу
запутать.
|
Обучающиеся выполняют
упражнения, разминаются.
|
Регулятивные:
организовывать
свою деятельность Коммуникативные: взаимодействие с классом и
учителем
|
|
|
|
|
Первичное
закрепление нового материала
|
-
Мы с вами узнали, как записываются и читаются дробные числа.
Теперь нам необходимо закрепить наши новые знания на практике. - Давайте с
вами продолжим работу над упражнением 345 под цифрой 3. Сейчас, ребята, вы
самостоятельно выполните
это задание, а затем
поменяетесь тетрадками с соседом и проверим, на сколько правильно вы
выполнили это задание. - А сейчас, ребята, запишите несколько дробей с
различными числителями и знаменателями.
-
Давайте решим неравенства на странице 82, упражнение 346.
-
Прочитайте первое неравенство. - Давайте решим это неравенство
-Прочитайте второе, третье
и
четвѐртое
неравенство
-А
сейчас, ребята, нам нужно
|
-
Выполняют задание.
•
1/9 3/5
•
2/7
•
12/15
-
Меняются тетрадями, проверяют правильность выполнения задания.
-
Записывают дроби.
-
6х больше 258
6*258>258
•
469+х < 793
469+200<793
•
х:8<96
72:8<96
•
х-389>278
967-389>278
|
Предметные: уметь
объяснять, как образуются доли; уметь называть дроби; уметь различать дроби Личностные:
учиться уважительно относиться к одноклассникам.
Познавательные:
преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию;
Регулятивные:
организовывать свою деятельность осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные: взаимодействовать
с одноклассниками;
|
|
составить к задаче 347
таблицу.
-
Прочитайте условие задачи.
-Прочитайте
вопрос задачи.
-Давайте
составим таблицу к этой задачи и решим еѐ.
|
На конюшне 6 жеребят и
8 лошадей. Всем жеребятам дают в день 54 кг корма. Лошадь съедает в день в 2
раза больше, чем жеребѐнок.
Сколько корма получают
ежедневно все лошади конюшни?
-Составляют
таблицу, решают задачу Решение задачи:
1)
54 : 6 = 9 (км) корма съедает один жеребѐнок в день
2)
9 * 2 = 18 (кг) корма съедает одна лошадь в день
3)
18 * 8 = 144(кг) корма съедают 8 лошадей за день
4)
54 + 144 = 198(кг)
Ответ: 198 кг корма
получают все животные ежедневно.
|
|
Подведение
итогов урока
|
-Ребята мы с вами проделали
большую работу сегодня на уроке. О чем мы сегодня говорили?
-
Вспомните, какую цель мы ставили на урок?
-
Мы с вами узнали, как записываются дроби. - Что означает число,
записанное под дробной чертой?
|
-
Мы говорили о дробных числах
-
Узнать, о дробных числах, и узнать, как записываются дроби.
-
На сколько мы разделили частей
|
Познавательные: знать,
как образуются, называются и записываются доли целого. Личностные:
осуществлять самооценку.
Познавательные: уметь сравнивать цель и
результат.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме;
|
|
-
Что означает число, записанное над дробной чертой?
-
Ребята как вы думаете мы достигли поставленной цели?
|
- Сколько
взяли частей
- Да
|
|
Рефлексия
|
- Ребята, подводя итог на
нашем уроке, нам необходимо оценить себя.
ИТОГ – первая буква И,
ребята что вам показалось интересным на уроке? Следующая буква Т, в чѐм вы
испытывали трудности на уроке, что было трудно? Буква О, что вы открыли для
себя, после нашего урока? И последняя буква Г, какой материал, вы выделили
для себя самым главным и значимым на уроке.
|
Оценивают свою работу на
уроке
|
Личностные:
выполнять самооценку учебной деятельности; учиться уважительно относиться к
одноклассникам. Регулятивные: осуществлять познавательную и
личностную рефлексию
|
Домашнее
задание
|
-Ребята,
откройте свои дневники, запишите домашнее задание.
Дома
вы выполните упражнения 348 и 349
|
Открывают дневники,
записывают домашнее задание
|
Личностные: самоопределяться
при выборе
индивидуальных
заданий
|
Животное
|
Кол-во
животных
|
Корма/день
|
Корма
на 1го
жив
|
Жеребята
|
6
|
54
|
9
|
Лошади
|
8
|
144
|
18
|
ВСЕГО:
198
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.