ФИО учителя (полностью)
Суховеева Ольга Алексеевна
Место работы
МБОУ СОШ № 64
Должность
учитель
Предмет
география
Класс
5
Тема и номер урока в теме
Тема 3 «Земля во Вселенной»
Урок 4 « Мир звезд»
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Базовый учебник
География начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).Из-во «Дрофа»М.,2015.
Цели урока: продолжить формировать знания о строении Вселенной, Солнечной системы;
дать представление о многообразии звезд, созвездиях.
Задачи:
Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользоваться компасом
Развивающая: умение определять стороны горизонта по звездам; развитие внимания, наблюдательность, зрительную память; умения работать с учебником;
Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.
Планируемые образовательные результаты:
личностные: развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе географических наблюдений за звездным небом
метапредметные:
регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию из разных источников знания, уметь работать с рисунками, таблицами, схемами.
коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в соответствии с поставленной задачей
познавательные: классифицировать информацию по заданным признакам, определять критерии для сравнения,
предметные: знакомство с понятиями «звезда», «созвездия», классификация звезд, умение пользоваться картой звездного неба, умение определять стороны горизонта по Полярной звезде
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: работа в парах, коллективная, индивидуальная
Средства обучения: карта звездного неба , слайды, рисунки учебника, опорный лист конспекта урока
Этапы
Уроков
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Организация начала занятия
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Мир прекрасен. Не так ли?
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
Личностные: создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу.
2. Проверка домашнего задания.
Стихи о прекрасном мире.
Какие небесные тела мы знаем?( загадки) Приложение 1. Слайд 1. (отгадываемые небесные тела)
Демонстрируют знания по пройденному материалу в игровой форме ( отгадка загадок)
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию
2. Мотивация к учебной деятельности
Послушайте стихотворение М.В. Ломоносова, посмотрите внимательно на слайд, попытайтесь определить , о чем идет речь?
Открылась бездна, звёзд полна
Звездам числа нет- бездне дна!! показ слайда 2) звездного неба)
Фронтальная работа с классом:
-Обращали ли вы внимание на звездное небо?
- Опишите, каким вы его видели?
-На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
-Есть ли в нашей Солнечной системе звезда? Какая она?
Ответы детей на поставленные вопросы.
Опорные слова, прозвучавшие в ответах: звезды, яркие, тусклые, белые, желтые, красные и т. д.
Личностные:
формирование познавательного интереса к изучению звезд
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
3. Подготовка к основному этапу занятия ( постановка учебной задачи и целей урока)
После фронтальной беседы под руководством учителя ставятся цели и задачи урока
( слайд 3)
Чтобы ответить на эти вопросы, работать будем в парах.
.Откуда мы можем получить необходимую информацию? (учебники, интернетресурсы, доп. литература, справочные издания)
Формулируют название темы урока, ставят цели и задачи урока. Проверяют правильность поставленных задач по слайду 3.
Устно составляют план.
Открывают учебники, атласы, приготовили листы опорных конспектов для ведения записей
Личностные: развитие опыта творческой деятельности
Регулятивные: планируют свою деятельность с учетом поставленных задач
Коммуникативные:
4. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Понятие о звездах
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:…
2. Мы звезды. Сколько во Вселенной нас?
Слайд 4 ( фотография звездного неба с земной поверхности)
Слайд 5 ( фото с телескопа «Хаббл») рассказ учителя о телескопе.
3. Сколько звезд в Солнечной системе? Хотите узнать больше о Солнце? ( выступление уч-ся)
Слайд 6 . Фото Солнца.
4. Тусклые и яркие, красные и желтые, белые и голубые. Почему они такие? ( классификация звезд по размерам, цвету, температуре, излучению.( работа с учебником, стр. 68), рис. 80.слайд 7 ( сравнение звезд красного, белого, желтого карлика, голубого гиганта, звезды RMS 136 а)
5.Расстояние до звезд.
Почему мы видим нашу звезду Солнце- желтого карлика, такой огромной на небосводе, а голубые гиганты- мерцающими точками? ( понятие о световом годе) Световой год — расстояние, которое свет проходит за один год, в метрах это 9 460 730 472 580 800. На самом деле свет звезд, который мы видим в безоблачную ночь, шёл до нашей планеты многие столетия, а некоторые из них вообще больше не существуют.
Расстояние до ближайших звезд. Рис. 81. Стр. . 67
Итак, свет погасшей звезды. Наверное, мы видим свет многих звезд, которых уже нет во Вселенной, потому что звезды рождаются, живут и исчезают.
А что будет с нашей звездой-Солнцем? ( ответы детей, выступление учащегося).
6. Понятие о созвездиях.
В каждой стране созвездия имели свои названия. И порой астрономам трудно было понять, о каком созвездии шла речь. И тогда астрономы решили навести « порядок» в звездном небе( краткая историческая справка о создании современной карты звездного неба). Слайд 8 «Карта звездного неба»
- какие созвездия вы знаете( названия)?
- можете ли вы их отыскать на небе?
7. Какую роль играли и играют звезды в жизни человека?
8. Практическая работа «Ориентирование по звездам»( Полярная звезда) Слайд 8
Пытаются сформулировать определение «звезды-это..
Работают с текстом учебника, стр. 66, Учащиеся читают, обдумывают, обрабатывают информацию делают записи.
Рассматривают слайды, делают выводы, работают с текстом учебника.
Слушают сообщение, заполняют таблицу «Солнце-звезда солнечной системы», рассуждают о значении Солнца.
Работают с текстом учебника, заполняют таблицу «Характеристика звезд», обмениваются полученной информацией, делают взаимопроверку записей.
Сравнивают визуально размеры звезд сверхгигантов и гигантов с Солнцем.
Знакомятся с новым видом измерения пространства- световым годом, анализируют рисунок учебника, определяя кол-во световых лет до ближайшей звезды.
Обмениваются мнениями, выдвигают гипотезы.
Демонстрируют знания.
Слушают сообщения, заполняя конспекты.
Работают с рисунком 82 учебника
Демонстрируют знания
Вспоминают форму созвездия Большой Медведицы, , отыскивают на карте звездного неба; по картам атласа, отыскивают Полярную звезду, рассказывают, используя рисунок, как можно определить стороны горизонта
Личностные: осознание ответственности за результаты совместной деятельности при работе или индивидуальной работы
Регулятивные: составление плана и последовательности действий своей работы или работы в паре
Познавательные: учатся анализировать текст учебника, анализируют объекты с целью выделения признаков, выдвигают гипотезы, сравнивают понятия
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в процессе учебно-исследовательской деятельности
5. Первичная проверка понимания знаний и способов действий. Физкультминутка.
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый( газ).
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они: да или нет?( нет) Почему?
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там (созвездия) висят.
А сейчас мы вместе встанем и немножко отдохнем.
У нас урок проходит в космическом пространстве. Что там? Невесомость. Все движения у нас плавные.
Мы хотим увидеть звезды в небе( поднимают головы) , а они вокруг( вращение головой).
Наши руки плавно поднимаются и опускаются, как в замедленном кино. Нам хочется обнять вселенную. Мы в скафандре неуклюжи. Медленно поднимаем левую, правую ногу.
Приближаемся к Земле. Земное притяжение делает нас тяжелыми( приседаем).
Легче нам стало? Садимся за столы.
Отгадывают загадки, проверяя свои знания.
Коммуникативные: анализируют свое эмоциональное состояние
6. Обобщение и систематизация знаний
Итак, ребята, вернемся к тем вопросам, на которые вы хотели бы получить ответ .Если что-то забыли, вернитесь к своим рабочим конспектам.
А)Чем раличаются звезды?
Б) Как различаются звезды по размерам;
-по цвету;
- по температуре?
В) Солнце-это…
Г) Созвездия- это...
Отвечают, демонстрируя знания
Познавательные: структурирование знаний
Коммуникативные: учатся умению выражать свои мысли в соответствии с задачами
8. Контроль и самопроверка знаний
А теперь возьмите тесты и проверьте свои знания. Самопроверка по слайду и выставление отметок.
Осуществляют самооценку своих знаний
Регулятивные: контроль и коррекция результатов своей познавательной деятельности
9. Подведение итогов занятий
Подводим итог нашего занятия. Расширились наши знания о Вселенной? Помогли ли сообщения ваших товарищей больше узнать о ней? Какую отметку они заслуживают? Кто был самый активный на уроке? (выставление отметок за работу на уроке и тестовые работы)
Учатся оценивать объективно ответы своих товарищей
Коммуникативные: анализируют свое эмоциональное состояние
10. Рефлексия
Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою.
Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц".
Отыщите свою звезду, с которой вы сегодня уходите с урока. Яркая она или едва светит?
Оценивают актуальность, новизну урока, эффективность работы на уроке
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить
11 Информация о домашнем задании
Задание на дом. §13Ответы на вопросы, стр.69
На выбор: подготовить сообщение о созвездии, составить кроссворд на тему « Вселенная»
Опережающие задания : сообщения, презентации об освоении космоса.
Формулируют уточняющие вопросы, выбирают домашнее задание по своему усмотрению , по необходимости просят проконсультировать по проблемным вопросам.
Записывают д/з в дневник
Приложение 1.
По порядку все планеты ( планеты называют дети)
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект…
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то
Он много лет летит,летит
Космический ….метеорит
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется …
Искры небо прожигают
А до нас не долетают ( метеоры)
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Цель данного урока:
Развивающая: формировать умения учащихся получать информацию из различных источников. Развивать память, воображение, логическое мышление.
Воспитывающая: осознание себя как части целостности Вселенной, воспитывать любовь и уважение к природе, информационную культуру, создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать.
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знать форму и размеры звёзд, форма и размеры звёзд, световой год, созвездия. Знать и объяснять существенные признаки понятий: цвет, блеск, расстояние.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 06.12.2015 |
Раздел | География |
Подраздел | Конспекты |
Просмотров | 2350 |
Номер материала | MA-063001 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: