Урок химии в 8 классе по теме
«Простые вещества - неметаллы». Акимова Н.С.
Учебник – Химия. 8 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.
Урок «Простые
вещества - неметаллы» - это второй
урок в разделе «Простые вещества». Данный урок связан с предыдущим, так как он продолжает
рассматривать одно из основных понятий химии «простые вещества», «химические
элементы»; в то же время он связан с последующими, так как подводит итог в
изучении простых веществ, необходимый для изучения таких тем (разделов) как
«Количество вещества», «Изменения, происходящие с веществами».
Задачи:
•образовательные:
совершенствовать знания о химических элементах на примере неметаллов,
отличительных признаках с металлами; рассмотреть физические свойства простых
веществ-неметаллов, изучить явление аллотропии; продолжить совершенствовать
навыки работы с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.
• развивающие:
развивать логическое мышление через сравнение простых веществ металлов и
неметаллов; работать с презентацией и учебником, как источниками информации;
развивать познавательную самостоятельность учащихся; совершенствовать умения
развивать критическое мышление обучающихся; продолжить развивать их умения
выделять главное из общего, сравнивать и делать выводы.
• воспитательные:
формировать способность к самооценке результатов деятельности; воспитывать
коммуникативные навыки; способствовать воспитанию в детях умения правильно
строить ответы, работать у доски, умения вести диалог и работать в парах,
фронтально и индивидуально, осуществлять адекватный выбор задания по своим
возможностям в ситуации выбора.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологии: ИКТ-технология, РКМЧП.
Планируемые результаты: Предметные – получение
знаний о неметаллах, их строении, физических свойствах, химической связи,
понятии «аллотропии».
Метапредметные:
Познавательные
– формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе;
-
формирование умения определять основные понятия, строить логические
рассуждения, делать выводы,
-
Работа с текстом, преобразование и интерпретация, содержащейся в нём информации.
Регулятивные
– осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
-
Способность ставить новые учебные цели и задачи (целеполагание).
Коммуникативные
– формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей;
-
формирование умения владеть устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Личностные - формирование ответственного отношения к
учению;
- формирование
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование осознанного,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе образовательной деятельности,
- Формирование
адекватной позитивной самооценки.
Основные понятия: неметаллы, аллотропия.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева; мультимедийное
оборудование; карточки с заданиями.
Ход урока:
Этап
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Планируемые
результаты
|
Предметные
|
Личностные,
метапредметные
|
1.Организа
-ционный момент (2 мин).
Цель: создать условия для возникновения у учеников
внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
Приветствие, проверка готовности к уроку,
присутствующих и отсутствующих.
«Здравствуйте
ребята. Присаживайтесь. Не будем терять ни минуты, у нас много интересного и
занимательного впереди, начнем урок».
|
Приветствуют
учителя, присаживаются.
|
|
Личностные – смыслообразование (внутренняя
позиция школьника).
Метапредметные
(коммуникативные) – осуществлять сотрудничество с учителем.
|
2.Актуализация
знаний (5 мин).
Цель: повторить изученный материал, необходимый для
«открытия нового знания».
|
Начнем
с повторения изученного материала (задание у доски) – Определите вид химической
связи в молекуле кислорода О2 и сероводорода Н2S и
запишите механизмы их образования. А ты … выполняешь это же задание в тетради
и после окончания выполнения проверишь его у доски.
А
мы пока с вами ответим на вопросы:
1).
Где располагаются металлы в ПС химических элементов?
2).
Как изменяются металлические свойства в периодах? В группах главных
подгруппах?
3).
Какое количество электронов имеет металл на внешнем энергетическом уровне?
4).
Какой вид химической связи в металлах? Чем он обусловлен?
Хорошо
поработали.
Молодец.
Справился. Давайте проверим правильность выполнения задания. Поставь отметку
товарищу за выполнение задания.
|
Один
ученик выполняет задание у доски. Второй ученик выполняет его в тетради
(готовится к проверке этого задания).
Потом
этот ученик выходит к доске и проверяет выполнение задания (мелом другого
цвета).
После
проверки выставляет отметку учащемуся, выполнявшему задание.
Все
остальные ученики в это время отвечают на вопросы учителя.
|
Закрепить
знания о химических связях, видах химических связей, механизмах их
образования; закрепить знания о металлах, их физических свойствах.
|
Личностные – смыслообразование (рефлексивное
отношение к учению, осознание учебной цели).
Метапредметные (познавательные) –
структурирование знаний, адекватно передавать информацию.
(коммуникативные)
– строить рассуждения.
|
3.Мотивационно-
целевой
этап (5 мин).
Цель: организовать постановку учебной проблемы;
сформулировать тему и цель урока.
|
А
теперь внимательно прослушайте стихотворение. Подумайте и определите лишний
элемент.
Семь
металлов создал свет
По
числу семи планет:
Медь,
железо, серебро…
Дал
нам Космос на добро.
Злато,
олово, свинец…
Сын
мой, сера – их отец.
А
еще ты должен знать
Всем
им ртуть – родная мать.
Cu,
Fe, Ag, Au, Sn, Pb, S, Hg
Это
сера - а почему?
Сера-это
неметалл. Какова тема нашего урока?
Простые вещества – неметаллы. Сегодня
на уроке мы будем говорить о неметаллах. Какие цели урока мы перед собой
поставим?
Итак,
запишите тему нашего урока в тетради: «Простые вещества – неметаллы».
|
Выполняют задание, данное учителем в
тетрадях. Проверяют задание. Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют
тему и цель урока.
|
Систематизировать
знания о таких понятиях как «металлы» и «неметаллы».
|
Личностные – смыслообразование (личностный
смысл учения).
Метапредметные (познавательные) –
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; установление
причинно-следственных связей.
(регулятивные) – целеполагание,
планирование.
|
4.Процессуально-
деятельностный
этап (15 мин).
Цель: организовать поиск решения проблемы через
работу с текстом (алгоритмом), в парах; организовать работу для усвоения
основных понятий (терминов).
|
Давайте
с вами вспомним, что мы уже знаем о неметаллах? Заполним первый столбик в
таблице – «знаю».
Знаю
|
Хочу знать
|
Узнал
|
Отдают е,
Мало в таблице Менделеева,
Заряд имеют «-«, Хим. связь –
Ковалентная,
Бывает 2 видов, С 4 по 7 группы
|
|
|
Молодцы.
Давайте проверим. (записывает на доске ответы учащихся).
А
теперь давайте подумаем, что мы еще хотим (можем) узнать о неметаллах? И
заполним второй столбик таблицы – «хочу знать».
Знаю
|
Хочу знать
|
Узнал
|
Отдают е,
Мало в таблице Менделеева,
Заряд имеют «-«, Хим. связь –
Ковалентная,
Бывает 2 видов, С 4 по 7 группы
|
Агрегатное
Состояние,
Физические
Свойства, аллотропия,
модификации
|
|
Зачитайте
ваши ответы.
И
давайте с вами попробуем разобраться с тем, что вы хотите узнать.
Для
этого ознакомьтесь с текстом учебника, дополнительным материалом и составьте кластер
по данной вам теме, она написана в ваших карточках. Работаем с вами в парах.
Проверим,
как вы справились с заданиями. Каждая группа подготовит по кластеру рассказ
по данной вам теме.
Молодцы.
Справились с заданием.
|
Выполняют
задание в тетради – заполняют первый столбик таблицы ЗХУ.
После
его проверки заполняют второй столбик.
Готовят
рассказ для ответа.
Выполняют
письменное задание (составление кластера) в парах. Готовят рассказ для
ответа.
|
Систематизировать
знания о неметаллах, о явлении аллотропии и аллотропных модификациях.
|
Личностные – осознание учебной цели
(смыслообразование). Метапредметные (познавательные) – поиск и выделение
необходимой информации; структурирование знаний, смысловое чтение как
осмысление цели; определение основной и второстепенной информации.
(регулятивные) – планирование.
(коммуникативные) – учитывать позицию
собеседника, умение слушать и слышать собеседника, вести диалог.
|
5.Контрольно
- оценочный этап (применение и закрепление знаний) (7-10 мин).
Цель: организовать применение новых знаний,
выполнение самостоятельной работы, самопроверку.
|
А
сейчас давайте выполним с вами задание для проверки усвоенного материала.
Вам
на карточках предлагается заполнить таблицу «Аллотропия кислорода». Первый
вариант - заполняет первый столбик – кислород. Второй вариант – озон. На
выполнение работы вам 5-7 мин.
признаки
|
кислород
|
озон
|
формула
|
О2
|
О3
|
Агрег.состояние
|
газ
|
газ
|
запах
|
нет
|
свежести
|
Mr
|
32
|
48
|
Биолог.значение
|
дыхание
|
Защита от УФ-излучения
|
Время
вышло. Поменяйтесь тетрадями, давайте проверим работу.
(взаимопроверка
– слайд с ответами – слайд с критериями оценивания – выставление отметок друг
другу).
А
теперь вернемся к началу урока, нашей таблице. Заполним с вами последний
столбик – «узнал».
Проверим.
Зачитайте то, что вы записали в данный столбик. Молодцы! Хорошо поработали.
|
Выполняют
в карточках задание для самостоятельной работы.
После
выполнения проверяют его в парах, выставляют отметки друг другу.
По
изученному материалу заполняют последний столбик таблицы – «Узнал».
Озвучивают
выполненное задание.
|
Закрепить
знания о неметаллах, их физических свойствах, агрегатном состоянии, о
аллотропных модификациях, аллотропии.
|
Личностные – рефлексивное отношение к
учению, осознание учебной цели.
Метапредметные (познавательные) –
структурирование знаний, анализ.
(регулятивные)
– контроль, оценка.
|
6.Домашнее
задание (3 мин). Цель: организовать выполнение домашнего задания.
|
Отметки
за самостоятельную работу выставляются в журнал. А вы запишите домашнее
задание.
(озвучивает
то, что написано на слайде, поясняя, где это нужно).
Домашнее
задание – дифференцированное.
|
Слушают
и записывают домашнее задание в дневники и тетради.
|
|
Личностные – смыслообразование (личностный
смысл учения).
Метапредметные
(коммуникативные) – правильное и умелое пользование речью (по выполнению
домашнего задания).
|
7.Рефлексивно-
оценочный этап (3 мин).
Цель: зафиксировать новое содержание урока;
организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
|
И
последнее задание вам на сегодня. Возьмите листочки, где написано РЕФЛЕКСИЯ,
подпишите их и закончите предложения.
Рефлексия:
1.Я
удивился (лась) . . .
2.Теперь
я умею . . .
3.На
уроке мне было . . .
4.
Сегодня на уроке я работал на . . . (поставь себе отметку).
|
Отвечают
на вопросы в карточке – «Рефлексия».
|
Закрепление
знаний по теме «Простые вещества – неметаллы. Аллотропия».
|
Личностные – смыслообразование (рефлексивное
отношение к учению).
Метапредметные (познавательные) –
структурирование знаний.
(коммуникативные) – владение монологической
речью, умение строить рассуждения.
(регулятивные)
– оценка деятельности.
|
8.Подведение
уроков (2 мин).
Цель: организовать оценивание работы учащихся;
выставить и прокомменти -ровать отметки.
|
Выставление отметок.
Молодцы.
Моя похвала вам отразится в ваших отметках. Вы хорошо поработали на уроке,
справились с заданиями. Спасибо вам за работу. Урок окончен! До свидания!
|
|
|
Личностные – формирование адекватной
самооценки.
Метапредметные
(коммуникативные) – умение слушать.
|
45 мин.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.