Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Другое / Театральная деятельность в коррекционной школе.

Театральная деятельность в коррекционной школе.

Скачать материал

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В ТЕАТРАЛЬНОМ КРУЖКЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Алилкина Галина Алексеевна

Библиотекарь ОГКОУ «Шуйская школа-интернат VIII вида»

Значение театральной деятельности для развития личности ребенка, его творческих способностей трудно переоценить. Занятия в театральных кружках оказывают большое влияние и на развитие детей с ОВЗ.

В ОГКОУ «Шуйской школе-интернате VIII вида», в котором обучаются дети с нарушением интеллекта, третий год действует кукольный театр «Петрушка». Для данной категории детей занятия в кукольном театре являются эффективной коррекционно-развивающие методикой, позволяющей повысить эмоциональный тонус, побудить к деятельности, к контакту с окружающими. Самый застенчивый ребёнок раскрывается и развивается во время игры с куклой, забывает о своих физических и психических проблемах, пробует, на что он способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи повышают его самооценку, способствуют развитию его самосознания.

В условиях работы школы-интерната сложно создать большой спектакль. Но даже маленькая сказка, показанная на фланелеграфе, сценка, разыгранная с помощью детских игрушек, или спектакль театра петрушек очень важен для ребят. Важно, чтобы такие показы проводились систематически.

В нашей школе действуют две группы кукольного театра: младшая – дети начального звена и старшая – дети 6-7-ых классов. Первоначальная работа над постановкой осложнялась тем, что среди исполнителей, были такие, у которых кроме горячего желания участвовать в спектакле, не было особых достижений. Дети медленно и невыразительно читали, не выговаривали слова, не запоминали текст. В связи с недоразвитием мелкой моторики, были трудности заставить говорить куклу. Дети были не достаточно организованны. У них отсутствовал художественный вкус и почти все были незнакомы с элементарными правилами театрального искусства. Все это требовало усиленного внимания к работе с каждым воспитанником.

Работа в театре началась с подбора детей. Будущие артисты исполняли различные роли, читали стихи и прозу, выступали на сцене. Потом детям было предложено на выбор несколько сказок, для того чтобы ребята могли представить характер материала. Развитие интереса к постановке спектакля позволяет детям более ответственно относиться к будущим репетициям. Чтение выбранной сказки осуществлялось несколько раз. Далее происходило распределение ролей, после прочтения небольшого текста, дети сами определяли, кому какая роль лучше подходит.

На первых занятиях решались общепедагогические воспитательные задачи. Детям с нарушением интеллекта важно было объяснить необходимость много трудиться, чтобы совершенствовать свою творческую деятельность, не отвлекаться и бережно относиться к куклам и реквизиту. Воспитательная работа проводилась главным образом в процессе репетиций.

Непосредственно перед репетицией выполнялась пальчиковая зарядка, затем дети проигрывали сюжет с обычными куклами. Такая работа способствует более эффективному переходу детей от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Яркие куклы, изготовленные зачастую детскими руками, красивый музыкальный материал спектаклей, красочные реквизиты формируют у детей внимание к проводимой работе, стимулируют процесс коррекции восприятия.

Для улучшения произношения часто на репетициях используются артикуляционная гимнастика. При выполнении различных упражнений с куклой без ширмы – поклоны, приветствия, обнимания, изображение походки героев – у детей происходит коррекция коммуникативных навыков, правил общения.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет детям, уйти от сложного процесса запоминания, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход также даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет.

Трудным в техническом плане был процесс соединения действия кукловода со словами героев сказки. Особенно трудным были движение и жест. Так как такие дети в основном своем составе раскоординированы, приходилось много времени уделять разучиванию простейших движений. Таким детям необходимо репетировать уже в тех условиях, в которых он будет выступать, поэтому работа проходила сразу со всем необходимым реквизитом. На репетициях ширма не занавешивалась тканью, что позволяло руководителю видеть позы и движения детей, вовремя исправлять ошибки.

Так как дети быстро утомляемы, имеют низкий уровень работоспособности, первые пьесы были типа «Огородники», «Ножки не идут», «Пых», состоящие из одной сцены. Затем разучивались сказки посложнее: «Красная шапочка», «Битый небитого везет», «Маша и медведь» и другие.

Благодаря многократным репетициям, упорству можно добиться определенных результатов. Занятия в кукольном театре постепенно развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений. Занятия с куклами благоприятно отразились и на развитии коммуникативных навыков, процесса общения. Благодаря театру у детей обогатились знания об окружающем мире, развились до определенной степени психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Произошла и коррекция мыслительных операций, развитие анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, совершенствовалось звукопроизношение, темп, выразительность речи, развились моторные функции. Благодаря большому количеству показов спектаклей не только в школе, но и за ее пределами: в детских садах, детских домах, участию в различных конкурсах, у учащихся более эффективно проходит процесс социализации и адаптации.


Театральная деятельность в коррекционной школе.
Скачать материал
  • Другое
Описание:

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В ТЕАТРАЛЬНОМ КРУЖКЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Алилкина Галина Алексеевна

Библиотекарь ОГКОУ «Шуйская школа-интернат VIII вида»

Значение театральной деятельности для развития личности ребенка, его творческих способностей трудно переоценить. Занятия в театральных кружках оказывают большое влияние и на развитие детей с ОВЗ.

В ОГКОУ «Шуйской школе-интернате VIII вида», в котором обучаются дети с нарушением интеллекта, третий год действует кукольный театр «Петрушка». Для данной категории детей занятия в кукольном театре являются эффективной коррекционно-развивающие методикой,  позволяющей повысить эмоциональный тонус, побудить к деятельности, к контакту с окружающими. Самый застенчивый ребёнок раскрывается и развивается во время игры с куклой, забывает о своих физических и психических проблемах, пробует, на что он способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи повышают его самооценку, способствуют развитию его самосознания.

В условиях работы школы-интерната сложно создать большой спектакль. Но даже маленькая сказка, показанная на фланелеграфе, сценка, разыгранная с помощью детских игрушек, или спектакль театра петрушек очень важен для ребят. Важно, чтобы такие показы проводились систематически.

В нашей школе действуют две группы кукольного театра: младшая – дети начального звена и старшая – дети 6-7-ых классов. Первоначальная работа над постановкой осложнялась тем, что среди исполнителей, были такие, у которых кроме горячего желания участвовать в спектакле, не было особых достижений. Дети медленно и невыразительно читали, не выговаривали слова, не запоминали текст. В связи с недоразвитием мелкой моторики, были трудности заставить говорить куклу. Дети были не достаточно организованны. У них отсутствовал художественный вкус и почти все были незнакомы с элементарными правилами театрального искусства. Все это требовало усиленного внимания к работе с каждым воспитанником.

Работа в театре началась с подбора детей. Будущие артисты исполняли различные роли, читали стихи и прозу, выступали на сцене. Потом детям было предложено на выбор несколько сказок, для того чтобы ребята могли представить характер материала. Развитие интереса к постановке спектакля позволяет детям более ответственно относиться к будущим репетициям. Чтение выбранной сказки осуществлялось несколько раз. Далее происходило распределение ролей, после прочтения небольшого текста, дети сами определяли, кому какая роль лучше подходит.

На первых занятиях решались общепедагогические воспитательные задачи. Детям с нарушением интеллекта важно было объяснить необходимость много трудиться, чтобы совершенствовать свою творческую деятельность, не отвлекаться и бережно относиться к куклам и реквизиту. Воспитательная работа проводилась главным образом в процессе репетиций.

Непосредственно перед репетицией выполнялась пальчиковая зарядка, затем дети проигрывали сюжет с обычными куклами. Такая работа способствует более эффективному переходу детей от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Яркие куклы, изготовленные зачастую детскими руками, красивый музыкальный материал спектаклей, красочные реквизиты формируют у детей  внимание к проводимой работе, стимулируют процесс коррекции восприятия.

Для улучшения произношения часто на репетициях используются артикуляционная гимнастика. При выполнении различных упражнений с куклой без ширмы – поклоны, приветствия, обнимания, изображение походки героев – у детей происходит коррекция коммуникативных навыков, правил общения.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет детям, уйти от сложного процесса запоминания, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход также даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет.

Трудным в техническом плане был процесс соединения действия кукловода со словами героев сказки. Особенно трудным были движение и жест. Так как такие дети в основном своем составе раскоординированы, приходилось много времени уделять разучиванию простейших движений. Таким детям необходимо репетировать уже в тех условиях, в которых он будет выступать, поэтому работа проходила сразу со всем необходимым реквизитом. На репетициях ширма не занавешивалась тканью, что позволяло руководителю видеть позы и движения детей, вовремя исправлять ошибки.

Так как дети быстро утомляемы, имеют низкий уровень работоспособности, первые пьесы были типа «Огородники», «Ножки не идут», «Пых», состоящие из одной сцены. Затем разучивались сказки посложнее: «Красная шапочка», «Битый небитого везет», «Маша и медведь» и другие.

Благодаря многократным репетициям, упорству можно добиться определенных результатов. Занятия в кукольном театре постепенно развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений. Занятия с куклами благоприятно отразились и на развитии коммуникативных навыков, процесса общения. Благодаря театру у детей обогатились знания об окружающем мире, развились до определенной степени психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Произошла и коррекция мыслительных операций, развитие анализаторов: зрительного, слухового,  речедвигательного, совершенствовалось звукопроизношение, темп, выразительность речи, развились моторные функции. Благодаря большому количеству показов спектаклей не только в школе, но и за ее пределами: в детских садах, детских домах, участию в различных конкурсах, у учащихся более эффективно проходит процесс социализации и адаптации.

 

 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 11 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Алилкина Галина Алексеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1718
Номер материала 37631
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓