МОУ
Лицей №165 им.65-летия «ГАЗ»
С.В.
Ригина
Театр
как средство социализации личности младшего школьника
Одной из
важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании
является развитие общей культуры ребенка, обеспечение его приобщения к
духовному богатству современной цивилизации. Особо актуальной в данном
контексте нам представляется работа с учениками с литературными текстами, что
открывает широкие возможности для формирования умений и навыков
самостоятельного анализа художественных произведений, для развития творческих
способностей, самореализации личности ученика. Одним из инструментов этого
процесса может и должен стать классный театр, который является одной из
наиболее наглядных форм художественного отражения жизни.
В педагогической литературе
19-20 веков неоднократно поднимались вопросы возможности использования
сценического искусства в школе. Особый интерес представляют работы великого
русского педагога Н.Н.Бахтина. В публикации «Театр и его роль в воспитании»
Н.Н.Бахтин убедительно раскрыл и «обучающую», и «воспитывающую», и
«облагораживающую» роль школьного театра. Этот эффект связан с тем, что
театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой
игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности
ребенка. О наличии такой близости неоднократно говорил и великий русский
режиссер
К. С. Станиславский.
Сценическое искусство
требует особого внимания и чуткости к поступкам людей в жизни, умения видеть
смысл, значение, цель простейших действий человека. Актер действует на сцене не
только физически, но и словом: просит, приказывает, ободряет, утверждает… В
словесных действиях на сцене выражаются мысли, чувства, намерения, цели героев,
даже если речь идет о классном театре в начальной школе. Чем содержательнее
исполняемая на сцене пьеса (естественно, в соответствии с возрастными рамками),
богаче и ярче внутренний мир персонажей, глубже и тоньше раскрыты их характеры
в действиях исполнителей, тем больше дети младшего школьного возраста узнают о
жизни, тем полнее становится их представление о многообразии средств выражения
внутреннего мира человека. Они начинают лучше воспринимать смысл отдельных
действий людей, тоньше улавливать значение человеческой речи, разнообразие ее
интонационных оттенков, вернее оценивать действия окружающих их людей,
собственные поступки.
Мы полагаем, что именно в
этом сензитивном периоде жизни ребенка, как ни в одном другом, ребенок, живя в
мире ролевых игр, должен не только открыть для себя театр, но и стать активным
участником сценической деятельности. Театральная деятельность создает условия
для более успешной социализации личности.
Социализация в
самом общем ее определении — это многогранный процесс усвоения человеком опыта
общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из
индивида в личность. Социализация включает в себя освоение человеком культуры
человеческих отношений, социальных норм, необходимых для эффективного
взаимодействия с разными людьми, ролей, видов деятельности, форм общения. Она
также включает активное познание человеком окружающей его социальной
действительности, овладение им навыками индивидуальной и групповой работы,
развитие у него необходимых для этого способностей.
Понятие
социализации касается как результата, так и механизмов приобретения человеком
социального опыта. В качестве основных источников социализации индивида
выступают семья, школа, общественные институты и организации, печать, радио,
телевидение, система образования. Процесс социализации идет главным образом
через общение людей друг с другом.
Дефицит культуры
общения является характерной чертой современного общества и влечет за собой
нарастание напряженности, повседневные стрессы, пагубно влияющие на человека и
общество в целом. Зачастую мы сталкиваемся с взаимной нетерпимостью, нежеланием
и неумением услышать и понять другого. И именно поэтому насущной задачей сейчас
становится оптимизация межличностных отношений, перестройка обучения в школе
на принципах гуманизации отношений, уважения человеческого достоинства.
Программа ЮНЕСКО «Концепция
образования XXI столетия» основной целью образования на современном этапе
развития общества называет именно формирование социальных компетентностей.
Таким образом, социализация
– это практическое приобщение ко всем основным сферам жизни и деятельности в
обществе. Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:
·
четкие
представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
·
научиться
чувствовать и понимать других людей;
·
приобщиться
к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию
духовно-нравственного развития человека;
·
увидеть
ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Программа
театральной студии «Маленькая страна» исходит из вышеизложенных концептуальных
положений. Она рассчитана на 4 года обучения (с 1 по 4 класс) и основывается на
следующем предположении: театральная деятельность как процесс развития
творческих способностей и социализации личности младшего школьника является
процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс
репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный
результат.
Л.С. Выготский писал: «Не следует
забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что
ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно
то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его
воплощении».
Процесс
театральных занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего,
теории ведущего вида деятельности А.Леонтьева, и представляет собой систему
творческих игр и этюдов. Театральные игры рассчитаны на активное участие
ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а
соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле
проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных
поисков.
Цель программы – создание условий для
социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического
развития.
Задачи
программы:
·
развитие
общей культуры ребенка средствами театральной деятельности;
·
формирования
умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для
развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
·
выявление
и развитие индивидуальных природных способностей детей;
·
развитие
устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;
·
формирование
базовых психологических качеств: самостоятельность, уверенность, эмпатия,
толерантность.
Принципы и
подходы:
·
концентрический
принцип;
·
художественно-эстетический
принцип;
·
принцип
гуманитаризации образования;
·
коммуникативно-деятельностный
подход;
·
личностно-ориентированный
подход.
Продолжительность
реализации программы составляет 4 года обучения детей в начальных классах.
I ЭТАП (1 класс) – мотивационно-ориентировочный
Цель: создание условий,
способствующих активизации интереса младших школьников к театрально – игровой
деятельности.
II ЭТАП (2 -3 классы) –-
операционно-исполнительный
2 класс
Цель: создание условий,
способствующих овладению начальными навыками актерского мастерства.
3 класс
Цель: создание условий,
способствующих проявлению активности младших школьников в театральной
деятельности, их творческому самовыражению и самореализации.
III ЭТАП (4 класс) –
рефлексивно-оценочный
Цель: создание условий,
способствующих развитию творческой самостоятельности в создании художественного
образа и формированию базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников.
Прогнозируемые
результаты:
·
повышение
уровня общей культуры;
·
приобретение
умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для
развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
·
развитие
индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам
искусства, как театр, музыка, хореография;
·
формирование
базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, эмпатия,
толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и
поведения в социуме.
Программа прошла
апробацию на базе Лицея № 165 имени 65-летия «ГАЗ» в течение четырех лет (с
2004 по 2008 год).
Об эффективности реализации данной программы можно судить по
ряду различных показателей психолого-педагогического мониторинга
реализации программы в 1В-4В классе МОУ Лицея №165 им. 65-летия «ГАЗ»:
1. Анализ результатов
диагностики школьной мотивации учащихся 1В – 4В класса показал, что на
протяжении обучения детей в начальной школе наблюдается стабильная динамика в
сторону повышения школьной мотивации учащихся данного класса.
2. Анализ результатов изучения креативного мышления
учащихся данного класса на протяжении 4 лет обучения в начальной школе показал,
что имеется стабильное улучшение характеристик по всем изучаемым параметрам
креативного мышления. В целом свыше половины учащихся данного класса имеют
высокий уровень развития креативности. Учащихся с низким уровнем креативности в
данном классе не выявлено. Способности детально разрабатывать образные идеи и
выражать их вербально позволяет прогнозировать успешность обучения и школьной
адаптации учащихся класса в среднем звене.
3. Анализ результатов исследования
уровня тревожности показал, что общее эмоциональное состояние учащихся в целом
соответствует норме, т.к. нет учащихся с высокой тревожностью, страх
самовыражения значительно уменьшился (на 8%), что является положительной
динамикой.
4. Анализ результатов диагностики
уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников показал, что данный
класс можно охарактеризовать как сильную группу с хорошими коммуникативными
умениями и навыками. Большинство учащихся (64%) способны ясно и четко излагать
свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы
собеседнику, а также возражать оппоненту. Учащиеся умеют аргументировать свою
позицию или гибко менять ее в случае необходимости, способны подчиниться
решению группы ради успеха общего дела. Большинство учащихся (72%) умеют
удерживать социальную дистанцию в ходе общения. Полученные данные позволяют
прогнозировать успешную адаптацию учащихся в среднем звене.
5. Анализ результатов диагностики
личностного роста учащихся 4В класса показал, что учащиеся данного класса
демонстрируют гуманистическое отношение к таким общечеловеческим ценностям, как
окружающий мир, общество, человек. Свыше 60% учащихся показали позитивное
отношение к себе, внимательное отношение к духовному и физическому здоровью.
76% учащихся признают семью как общечеловеческую ценность. 40% учащихся
показали устойчивое положительное отношение к мирному разрешению конфликтов,
патриотизму. Свыше половины учащихся (52-64%) признают ценность таких аспектов,
как культура, образование, трудовая деятельность, бережное отношение к природе.
Большинство учащихся продемонстрировали уважительное отношение к другим людям,
толерантность, альтруизм. Негативных проявлений по всем показателям не
выявлено. Это говорит о том, что личностный рост учащихся данного класса
находится на достаточно высоком уровне развития.
6. Анализ социальной и творческой
активности учащихся 5В класса показал, что активность учащихся в общелицейских
мероприятиях сохраняется на протяжении долгого времени; дети социально активны,
инициативны, демонстрируют творческую активность, хорошие навыки публичных
выступлений, стремятся к самовыражению через участие в творческих и социальных
проектах.
7. Изучение социализированности
личности учащихся 4В (5В) класса показало, что все учащиеся данного класса
социально адаптированы, нравственно воспитаны, автономны и социально активны.
Подведение итогов
реализации программы проводится путем организации выставок работ учащихся
(куклы, декорации, маски, костюмы), мини – фестивалей внутри школы между
театральными группами, премьерных показов спектаклей, театральных капустников,
социальных проектов: выступления воспитанников студии на школьных мероприятиях,
показы спектаклей в детских учреждениях, привлечение специалистов из кукольного
театра, детского театра «Вера», Дома актера. Также проводится тестирование
учащихся психологом школы: мониторинг в течение 4 лет.
Родители детей
являются активными участниками творческого процесса театральной студии.
Взаимодействие с родителями осуществляется через:
·
индивидуальную
работу с родителями (беседы, творческое сотрудничество в подготовке спектаклей,
изготовлении костюмов, декораций, кукол);
·
повышение
образовательного уровня педагога и родителей (самообразование, обмен опытом
работы, беседы, советы и т.д.)
·
мастер-класс
для родителей;
·
День
Открытых дверей для родителей;
·
выступление
детей перед родителями на родительских собраниях;
·
приглашение
родителей на премьеры спектаклей;
·
подготовка
и распространение афиш и рекламных буклетов спектаклей.
В работе
театральной студии соблюдается принцип преемственности обучения: выпускники
студии «Маленькая страна» в 5 классе переходят в старшую театральную студию
«Лицей», где продолжают совершенствовать свои знания и умения, развивать
творческие способности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.