Такие
незнакомые знакомые сказки
Цели:
– подготовить
детей к восприятию, к чтению сказки,
-актуализировать
знания о сказках,
- отметить
некоторые закономерности и особенности сказочного жанра,
– читая
стихотворения Льва Друскина и Михаила Лермонтова, настроить детей на сказочный
лад, привнести в урок атмосферу чудес и тайн;
– осознать, что
есть числа, которые особенно часто встречаются в сказке;
- вспомнить
знакомые с самого раннего детства сказки.
- развивать речь
детей, учить выразительному чтению, расширять кругозор, будить желание
прочитать самостоятельно знакомые с самого раннего детства сказки.
Оборудование: кукла
бабушки Агафьи, выставка книг-сказок, презентация, карточки с терминами и
именами сказочных героев, математические веера.
Ход урока
I.
Организационный момент.
- Сегодня
урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Светлана Георгиевна. А
пришла я к вам не одна, а со своей помощницей сказочницей бабушкой Агафьей.
II. Подготовка восприятия.
Появляется
сказочница.
Сказочница. Здравствуйте,
дорогие ребятушки! Хожу я по свету с шуткою и прибауткою, говорю по-писанному,
пишу по-печатному, а зовут меня бабушка Агафья. Люблю я сказки сказывать обо
всем – про царевичей, про людей простых, про животных, про такие чудеса, что
«ни в сказке сказать, ни пером описать». Вот смотрите, какую я вам выставку
книг подготовила.
- Посмотрите, как
вы думаете, что объединяет все эти книги?
- Правильно это
книги со сказками.
Учитель.
- А вы любите сказки?
- А что такое
сказки?
(Сказка – это
маленький рассказ о лицах и событиях, которых не было в действительности). Перевернуть
карточку!
III.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня
мы начинаем изучать новую тему. Откройте учебник на странице 74 и прочитайте.
Сказочные дорожки: твой путеводитель.
- Как вы понимаете заголовок?
(Путь – дорога. Водитель – тот, кто
водит. Значит, тот, кто будет вести нас по сказочным дорожкам.)
Прочитайте обращение автора к читателю.
Читатель, без сомнения, ты сможешь
рассказать несколько сказок почти наизусть хоть сейчас. Попробуй!
Сказочница.
- Я хочу предложить вам вспомнить мои
самые любимые сказки.
(Смотрим слайды и вспоминаем знакомые
сказки.)
- Почему сказки так легко запоминаются?
(В этих сказках герои повторяются, сюжет
строится по принципу цепочки и каждое звено копирует предшествующее звено. В
сложных сказках выстраиваются цепочки из отдельных историй, в которых своя
закономерность.)
Вступительная беседа к восприятию нового
материала.
Внимание! Слайд с портретом.
- Кто из вас знает
сказки Г.Х. Андерсена «Пастушка и трубочист», «Сказка про стойкого оловянного
солдатика»?
– В какое время
суток случаются там чудеса?
– Правильно. В
этих сказках чудеса случаются не при свете дня и шуме голосов, а ночью.
Именно ночью, когда спят люди, оживают игрушки и вещи.
Внимание! Слайд с
ночным небом.
– Сейчас я
прочитаю вам стихотворение Льва Друскина, а вы все его послушайте. Подумайте,
как можно озаглавить это стихотворение?
– Как вы думаете,
о чем оно?
IV. Чтение учителем стихотворения Л.
Друскина и беседа
по нему.
- Почему предметы
стали незнакомыми? Найдите ответы в стихотворении.
(Ночная тьма
размыла их приметы.)
–Почему слово
«тишина» автор повторяет дважды?
(Очень тихо.)
- Прочитайте строчки
до второго многоточия.
- Какие предметы
«ожили» в темноте?
(Дверца шкафа,
звуки, кран, часы.)
- Как
поэт показывает, что звуки ожили?
- Правильно, у них
есть лицо, губы. Поэт «очеловечил» звуки. Этот прием называется в литературе олицетворение.
- А теперь давайте
дочитаем стихотворение до конца.
– Докажите, что
квартира полна звуков, которые только на время притаились и ждут своего
мгновения, чтобы зазвучать.
-Задумайтесь, ребята, как хитро построил
Лев Друскин стихотворение. Мы уже почти физически ощущаем контраст тишины и
резкий звук от разгрызания ореха, поскольку именно контраст помогает услышать
тишину.
– Прочтем
последнюю строчку. Что вы заметили, услышали? Какой звук здесь повторяется
многократно?
(Звук [р]
встречается пять раз.)
– Такой приём в
литературе называется звукопись.
Внимание!
Перевернуть карточку!
– Как вы думаете,
детям страшно? (Нет.)
–Страшная или таинственная тишина
в этом стихотворении?
(Таинственная.)
– Как же надо
читать стихотворение? (Таинственно.)
V. Чтение детьми стихотворения вслух.
Ф
и з к у л ь т м и н у т к а
По дорожке, по дорожке
В подполье, в каморке
Скачем мы на правой ножке,
Живёт она в норке,
А по этой по дорожке
Серая малышка.
Скачем мы на левой ножке.
Кто же это ? …
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём
И опять читать начнём.
VI. Работа по теме урока.
- Вы готовы дальше путешествовать по
сказочным дорожкам?
Рассмотрите иллюстрации на странице 76.
Ночь. Луна.
(Учитель читает потешку «Сказка, сказка,
прибаутка.»
- Легко ли рассказывать сказки? (Сложно.
Непросто.)
- Как об этом говорит М.Ю. Лермонтов
автор этого стихотворения?
(Рассказать её не шутка.)
- А как нужно рассказывать сказки. Что по
этому поводу говорит поэт?
(Словно реченька журчала,
Чтоб никто не задремал.)
- Каким голосом рассказывают сказку?
Почему?
(Сказку нужно рассказывать неспешно,
медленно, размеренно, негромко, слегка задумчиво, таинственно.)
- Давайте прочитаем так, чтобы слушатели
настроились на сказочный лад.
- Прочитайте второй отрывок
М.Ю.Лермонтова. На что похоже?
( На колыбельную песенку, их пели детям,
чтоб они быстрее уснули.)
- Сказки, потешки, прибаутки – это все
разные жанры устного народного творчества.
VII. Конкурс знатоков сказок.
Сказочница.
- Молоды, ребятишки. Раз вы такие умные-разумные,
то решила я вам загадать загадки, устроить конкурс знатоков сказок.
1.Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой.
2. Укатился он из дома
По дороге незнакомой
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный и румяный …
3. Жили-были мужик да баба. У них была
дочка да сынок маленький.
- Доченька, говорит мать, - мы поедем в
город, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
4. На другой день приходит Лиса к Журавлю,
а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и
говорит:
- Кушай. Кумушка! Право, больше нечем
потчевать.
5. Заговорил старик:
- Известно мне, куда ты путь держишь. И я
тебе, чем могу, пособлю. Коли работы не боишься да за сном не гонишься, научу
тебя, как летучий корабль построить.
Сказочница.
- Порадовали вы меня. Молодцы. А вот я вам
ещё одно испытание придумала. ( На экране появляются 3 домика.)
- А ну-ка расселите, героев сказок по их
домам? Номер дома вы будите мне показывать с помощью веера.
1 дом - волшебный замок
2 дом – изба
3 дом – теремок
(Дети расселяют героев русских народных
сказок по их домикам.)
Карточки переворачивать по одной!
Мышка-норушка, Емеля и Марья-царевна,
Курочка ряба, Три медведя, Волк и семеро козлят, Иван Запечный и Забава.
- Я ещё и третье испытание для вас
приготовила.
Обратите своё внимание на страницу 77:
«Внимание, знаток сказок!»
- Герои этих сказок выстроились по росту.
(«Репка», «Теремок», «Колобок».)
- Можно ли назвать эти сказки –
сказки-цепочки? Почему?
-В этих сказках самый важный герой –
мышка. ( «Теремок», «Репка», «Курочка ряба».)
- Эти сказки начинаются весело, а
заканчиваются грустно: «Колобок», «Теремок». Наоборот начинаются
грустно, а заканчиваются весело.: «Маша и медведь», «Три медведя»,
«Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».
- В этих сказках встречаются числа 3 и 7.
(«Три медведя», «Царевна лягушка», «По щучьему велению», «Волк и 7 козлят» и
др.)
VIII. Итог урока.
Сказочница.
Пора мне уходить, дальше по свету идти и сказывать сказки.
- Вы, мне доставили много радости. Большое
вам спасибо.
Учитель.
- Завершается наш урок. Я хочу задать два
разных задания. Вы можете выполнить то, которое вам больше понравится:
1-ое - продолжите известную сказку на
новый лад.
2-ое - стр. 77 учебника. Пересказать
любую сказку, не называя героев. У вас должны получиться литературные загадки.
Учитель.
- Завершая наш урок, я хотела бы
предложить вам продолжить фразу:
«Я сегодня вспомнил…»,
«Я сегодня узнал…»,
«Мне сегодня понравилось …».
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Послушал и ты,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
О. Дриз
Сказочница.
Сейчас я вам дам задание. Здесь у меня на доске – три домика. В каждом из них –
сказочные герои живут. Посмотрите на них и скажите, какие герои будут жить в
первом домике? Почему? (Изображен волшебный замок.)
– Во втором
домике? (Изображена простая изба.)
– Третий домик
для кого? Кто в нем будет жить? (Изображен теремок.)
– Как надо
рассказывать сказки, каким голосом?
1. Ч т е н и е у ч и т е л е м
стихотворения Михаила Лермонтова.
2. Ч т е н и е д е т ь м и вслух этого
стихотворения.
– Прочитай стихи
так, чтобы слушатели настроились на сказочный лад.
Сказочница. Итак,
давайте заглянем в мир сказок. Послушайте, какую я вам сказку расскажу. (Садится
у телевизора (макета) и рассказывает сказку «Курочка Ряба».)
– Кто из вас сможет
рассказать отрывок из сказки, не называя героев. Например: она поленилась, а он
потрудился. У него все крепко, а у нее все разрушилось. Она его и выгнала…
– Выберите
подходящую для сказки маску, подойдите к телевизору и расскажите.
VII. Конкурс знатоков сказок.
– Назовите сказки,
из которых взяты данные отрывки.
1. Жили-были мужик да баба. У них была
дочка да сынок маленький.
– Доченька, –
говорит мать, – мы поедем в город, береги братца. Не ходи со двора, будь
умницей – мы купим тебе платочек.
2. На другой день
приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким
горлышком, поставил на стол и говорит:
– Кушай, кумушка!
Право, больше нечем потчевать.
3. В о п р о с ы на с. 77.
– Герои этих
сказок выстроились по росту. («Репка», «Теремок», «Колобок».)
– Назовите героев
этих сказок.
– Как можно
назвать эти сказки? (Сказки-цепочки.)
– Изобразите
условной схемой.
– В каких сказках
встречаются сказочные числа 3, 7?
– Другие сказочные
числа вы встречали в сказках? Какие? (9, 12, 33, 40.)
VIII. Итог урока.
Сказочница. Со
всеми заданиями вы справились. Молодцы! Я очень вами довольна, порадовали вы
меня, много знаете сказок. Пора мне уходить, дальше по свету идти и сказывать
сказки.
Домашнее задание:
вспомнить, о чем эти русские народные сказки, иллюстрации которых вы найдете на
странице 77, ведь на следующем уроке будет проведен конкурс сказителей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.