Главная / Начальные классы / Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, село Туора Кюель

учитель начальных классов Федулова Анна Петровна

Таблица умножения без принуждения.

Изучение таблицы умножения занимает важное и необходимое место в программе математики, поскольку в практической жизни каждого человека знание таблицы умножения просто необходимо. Однако известно, что усвоение таблиц умножения и деления представляет значительную трудность для детей. Часто запоминание таблиц превращается в зубрёшку.

В данной работе я решила обобщить свой многолетний опыт по теме “Таблица умножения”, который многие годы даёт очень хорошие результаты, потому что практически исключает зубрёшку. Методика так и называется “ Таблица умножения без принуждения”.

СТАРТ (Всё начинается с начала).

А начинаем мы изучать таблицу умножения уже в первую четверть 1 класса, когда знакомимся с числами первого десятка. Всё очень просто – закрепляя чётные числа, мы считаем до 10 в прямом и обратном порядке по два: 2, 4, 6, 8, 10, 8, 6, 4, 2. Когда изучаем числа второго десятка, счёт продолжается: 10, 12, 14, 16, 18, 20, 18, 16, 14, 12, 10. Это уже таблица умножения на 2. Наши руки и пальцы заменяют нам счётную машинку, мы часто играем в игру, которая так и называется “Счётная машинка”.

ЛЕГКО И ПРОСТО.

Затем по той же методике мы присчитываем уже по четыре (зная, что 2+2=4): 4, 8, 12, 16, 20, 16, 12, 8, 4. То же самое происходит и со счётом по три : 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 27, 24, 21, 18, 15, 12, 9, 6, 3.

Когда начнётся изучение чисел в пределах 100, учащиеся считают легко и свободно по 2 до 20, по 3 до 30, по 4 до 40 и обратно. “Счётная машинка” помогает нам в этом.

ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ.

Таблицу умножения на 5 учащиеся усваивают очень быстро и легко. Во-первых, у них большой опыт и навык устного счёта. Во-вторых, часто в обучении помогает занимательный материал, потому что хорошо запоминается только то, что вызывает интерес. Предлагаю детям игру: “ПОСЧИТАЙ ЛАДОШКИ!” Встаём в круг и выставляя по очереди вперёд ладошку (5 пальцев), считаем по пять: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 45, 40, 35, 30, 25, 20, 15, 10, 5. Детям нравится эта игра.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ.

При изучении таблицы умножения, раскрываю маленькие “хитрости”. Например, что при умножении 5 на чётные числа 2, 4, 6, 8, 10, получаются чётные числа, оканчивающиеся на 0. (5Х2,4,6,8,10= ...0) А при умножении 5 на нечётные числа 1, 3, 5, 7, 9 получаются нечётные числа, причём всегда оканчивающиеся на 5! (5Х1,3,5,7,9=...5).

ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ.

В 1 классе я знакомлю детей с действиями умножения и деления, но только на наглядном уровне и с применением практических заданий. Считаем учеников в парах, когда идём в столовую или на экскурсию, раздаём карандаши по 2, тетради по 3, конфеты по 4 и так далее. Таким образом , когда во 2 классе начинаем изучать таблицу умножения, учащиеся практически уже понимают принцип умножения и деления. В этом мне помогает принцип опережающего обучения, он даёт хорошие результаты.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ.

Таблица умножения запоминается без особых сложностей в песне: рифма всплывает сама собой, когда вдруг забыл правильный ответ. Музыка – это особый элемент разрядки, эмоционального всплеска, отдыха и в то же время элемент учебного процесса, позволяющий легче, быстрее, с желанием, улыбкой и без принуждения усвоить или повторить определённый учебный материал. Прочность запоминания материала основывается на эмоциональной памяти. Непроизвольное запоминание в песне ключевых образовательных моментов делает процесс обучения доступнее каждому. Запоминание и воспроизведение материала происходит автоматически, без особых усилий, без постановки перед собой специальной учебной задачи. И контрольным моментом для таблицы умножения как раз является известная песенка “Дважды два – четыре”: “Дважды два – четыре, дважды два – четыре, это всем известно в целом мире”, “Пятью пять – двадцать пять – совершенно верно!”, “Шестью шесть – прошу учесть – непременно тридцать шесть” и так далее.

УДИВИТЕЛЬНАЯ ДЕВЯТКА.

Особый случай – умножение на 9. В обучении важно применять, занимательный материал для того, чтобы заинтересовать обучающихся. Так, например, при изучении умножения и деления на 9 применяю два шуточных приёма.

ПЕРВЫЙ ПРИЁМ.

Рассказываю ученикам “Сказку о Лодыре”. Лодырь сдавал зачёт по таблице умножения умножения на 9, которую не выучил. Пришёл, сел, написал столбиком число 9 и стал приписывать к ним числа от 1 до 9 (1):

1) 9hello_html_m32e79976.gif1= 2) 9hello_html_m32e79976.gif1= 3) 9hello_html_m32e79976.gif1=9

9hello_html_m32e79976.gif2= 9hello_html_m32e79976.gif2= 9hello_html_m32e79976.gif2=18

9hello_html_m32e79976.gif3= 9hello_html_m32e79976.gif3= 9hello_html_m32e79976.gif3=27

9hello_html_m32e79976.gif4= 9hello_html_m32e79976.gif4= 9hello_html_m32e79976.gif4=36

9hello_html_m32e79976.gif5= 9hello_html_m32e79976.gif5= 9hello_html_m32e79976.gif5=45

9hello_html_m32e79976.gif6= 9hello_html_m32e79976.gif6= 9hello_html_m32e79976.gif6=54

9hello_html_m32e79976.gif7= 9hello_html_m32e79976.gif7= 9hello_html_m32e79976.gif7=63

9hello_html_m32e79976.gif8= 9hello_html_m32e79976.gif8= 9hello_html_m32e79976.gif8=72

9hello_html_m32e79976.gif9= 9hello_html_m32e79976.gif9= 9hello_html_m32e79976.gif9=81

2) Вздохнул, начал рассуждать: 9hello_html_m32e79976.gif1 – я знаю, будет 9, а дальше – ничего не знаю. Решил посчитать, сколько же он случаев умножения не знает. Считает и пишет: 1,2,3,4,5,6,7,8 (2). Когда написал 8, думает: Много как я не знаю, проверить надо! И снова числа от 1 до 8 пишет, только снизу считает (3). Тут учитель стал собирать листочки с ответами. А на следующий день Лодырь вдруг узнал, что получил отметку “5”! Но дома он так перепугался, что ничего не знает и получит “2”, что выучил всю таблицу умножения! Как же так получилось? А посмотрите, какие ответы получились у Лодыря! Правильно? Вот такая история!

ВТОРОЙ ПРИЁМ.

Опять нам помогает наша личная “Счётная машинка”. Две руки держим перед собой.

Начинаем рассказывать таблицу умножения на 9. Зажимаем слева первый палец - 9hello_html_m32e79976.gif1 – справа осталось 9 пальцев - 9hello_html_m32e79976.gif1=9. 9hello_html_m32e79976.gif2 – зажимаем второй слева палец. Количество пальцев слева зажатого пальца – (1) – это число десятков, а справа – (8) – число единиц. 9hello_html_m32e79976.gif2=18. Проверьте: 9hello_html_m32e79976.gif3=27 9hello_html_m32e79976.gif4=36 9hello_html_m32e79976.gif5=45 9hello_html_m32e79976.gif6=5 9hello_html_m32e79976.gif7=63 9hello_html_m32e79976.gif8=72 9hello_html_m32e79976.gif9=81. Дети с интересом проверяют свои ответы по таблице, напечатанной в учебнике. А если серьёзно, то есть ещё один приём.

ПРИЁМ.

Основан он на десятичном счислении, которым люди массово пользуются.

Что такое 9.

9 – это 10 без 1, 9hello_html_m32e79976.gif1=10 - 1=1

18 – это 20 без 2, 9hello_html_m32e79976.gif2=20 - 2=18

27 – это 30 без 3, 9hello_html_m32e79976.gif3=30 – 3=27

36 – это 40 без 4, 9hello_html_m32e79976.gif4=40 – 4=36

45 – это 50 без 5, 9hello_html_m32e79976.gif5=50 – 5=45

54 – это 60 без 6, 9hello_html_m32e79976.gif6=60 – 6=54

63 – это 70 без 7, 9hello_html_m32e79976.gif7=70 – 7=63

72 – это 80 без 8, 9hello_html_m32e79976.gif8=80 – 8=72

81 – это 90 без 9, 9hello_html_m32e79976.gif9=90 – 9=81

ЧТО ОСТАЛОСЬ ВЫУЧИТЬ?

1hello_html_m32e79976.gif1=1

1hello_html_m32e79976.gif2=2 2hello_html_m32e79976.gif2=4

1hello_html_m32e79976.gif3=3 2hello_html_m32e79976.gif3=6 3hello_html_m32e79976.gif3=9

1hello_html_m32e79976.gif4=4 2hello_html_m32e79976.gif4=8 3hello_html_m32e79976.gif4=12 4hello_html_m32e79976.gif4=16

1hello_html_m32e79976.gif5=5 2hello_html_m32e79976.gif5=10 3hello_html_m32e79976.gif5=15 4hello_html_m32e79976.gif5=20 5hello_html_m32e79976.gif5=25

1hello_html_m32e79976.gif6=6 2hello_html_m32e79976.gif6=12 3hello_html_m32e79976.gif6=18 4hello_html_m32e79976.gif6=24 5hello_html_m32e79976.gif6=30

1hello_html_m32e79976.gif7=7 2hello_html_m32e79976.gif7=14 3hello_html_m32e79976.gif7=21 4hello_html_m32e79976.gif7=28 5hello_html_m32e79976.gif7=35

1hello_html_m32e79976.gif8=8 2hello_html_m32e79976.gif8=16 3hello_html_m32e79976.gif8=24 4hello_html_m32e79976.gif8=32 5hello_html_m32e79976.gif8=40

1hello_html_m32e79976.gif9=9 2hello_html_m32e79976.gif9=18 3hello_html_m32e79976.gif9=27 4hello_html_m32e79976.gif9=36 5hello_html_m32e79976.gif9=45

Вот эти случаи знакомы ученикам ещё до того, как начинается изучение таблицы умножения по программе. Таблицу умножения на 9 мы тоже уже знаем. Что же остаётся им выучить, когда приходит время?

6hello_html_m32e79976.gif6=36 – (знаем из песенки)

6hello_html_m32e79976.gif7=42 7hello_html_m32e79976.gif7=49

6hello_html_m32e79976.gif8=48 7hello_html_m32e79976.gif8=56 8hello_html_m32e79976.gif8=64

Таким образом, осталось выучить (заучить) всего 5 (пять!!!) случаев.

Эта методика изучения таблицы умножения пользуется успехом у учителей и нравится учащимся. А самое главное – даёт удивительные результаты!

АКТИВИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ

Каждый учитель, работающий в начальной школе, знает, что основным требованием при обучении математике является знание таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления на уровне автоматизированного навыка. Важным звеном в изучении таблицы умножения являются математические игры. Они помогают быстро изучить и закрепить знание таблицы умножения, освоить соответствующие случаи деления. Хочу рассказать о некоторых дидактических математических играх, которые я использую на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков. Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовывать таким образом, чтобы учебный материал становился предметом активной деятельности ученика.

1. Игра “Да. Нет”.

На доске примеры: 4hello_html_m32e79976.gif6, 8hello_html_m32e79976.gif3, 4hello_html_m32e79976.gif5, 7hello_html_m32e79976.gif3, 9hello_html_m32e79976.gif4, 5hello_html_m32e79976.gif6. Показываю карточки с числами (ответами). Если число является ответом, (например – 24), учащиеся хором говорят “Да”, затем произносят пример 4hello_html_m32e79976.gif6=24 и 8hello_html_m32e79976.gif3=24. Если число не является ответом, говорят “Нет”. Подобную работу можно проводить и при изучении деления.

2. Интерактивная игра “Молчанка”.

Показываю карточки с примерами на умножение и деление. Дети на индивидуальных досках пишут ответы. (У каждого ученика есть доска, мел, тряпочка). Кивком головы я показываю, правильный ответ или нет. У кого правильный – стирают, у кого нет – решают заново.

3. Игра “Кто быстрее?”

На доске записаны числа или прикреплены карточки с числами. Даю задание: увеличить (или уменьшить) эти числа в несколько раз. Дети записывают ответы в тетради. Далее следует проверка (ученик справившийся с заданием первым, читает ответы, все проверяют свои записи), а ещё чаще взаимопроверка.

4. Игра “Угадай пример”.

Показываю карточку с ответом из таблицы умножения, дети должны вспомнить пример.

5. Игра “Не скажу!”.

По заданию учителя ученики цепочкой (стоя) считают, например, от 1 до 60, а на числа, которые делятся на 6, они произносят “Не скажу!” или с 1 до 80, а не произносят числа, которые делятся на 8 (Не скажу!) Тот, кто ошибся, садится. Побеждает тот, кто остаётся стоять. Дети аплодируют этому ученику.

6. Игра “По порядку”

На доске даны примеры: 8hello_html_m32e79976.gif3, 3hello_html_m32e79976.gif2, 3hello_html_m32e79976.gif6, 7hello_html_m32e79976.gif3, 5hello_html_m32e79976.gif3, 3hello_html_m32e79976.gif9. Назвать значения выражений в порядке возрастания (или убывания).

7. Игра “Не ошибись!”

На плакате написаны числа от 1 до 90. Даю задание: назвать числа, которые встречаются в таблице умножения на 7 (или на любое другое число).

8. “Круговые примеры”

Заранее готовлю карточки с примерами на умножение и деление, подбирая их так, чтобы ответ предыдущего примера являлся началом следующего. Дети записывают в тетради эти круговые примеры.

9. Игра “Чей ряд лучше?”

Учащиеся первого ряда задают вопросы ученикам второго ряда по таблице умножения (включая и случаи деления). Затем ученики второго ряда готовят примеры для ребят третьего ряда. А ребята третьего ряда задают вопросы ученикам первого. Учитель подсчитывает количество правильных ответов каждого ряда.

10. Игра “Какой ряд быстрее полетит на Луну?”

Изготовлены перфокарты в виде ракеты. Каждая ракета имеет окошки по количеству учеников в ряду. В середину ракеты я вставляю лист, вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишу примеры на умножение и деление. Учащиеся каждого ряда быстро решают по одному примеру, передавая ракету друг другу. Проверяем примеры коллективно. Ракета, в которой все задания выполнены верно, “летит в космос” первой! Завтра ракета опять готова к полёту! Можно аналогично проводить игры “Кто быстрее окажется на таинственном острове?”, “Какой ряд сегодня умники и умницы?”

11. Игра “Найди закономерность”.

На доске запись: ...18, 24..., ..., ..., ..., 16, ..., ..., ..., ..., ..., ..., 72. ..., ..., ..., 20, ..., ..., 35, ..., ..., 21, ..., ..., ...,47, ....

12. Игра “Знаток таблицы”.

На доске в 3 столбика написаны примеры на умножение и деление. Дети с каждого ряда по очереди выходят и решают их. Когда все примеры решены, начинаем проверку ответов. Команда победительница получает звание “Знаток таблицы”.

13. Игра “Таблица умножения”.

Учащиеся цепочкой называют числа, которые встречаются в таблице умножения (например, на 2,3,6,9). Ученик, который ошибся, выходит из игры. Победитель получает аплодисменты.

14. Игра “Математическое домино”.

Каждый учащийся получает карточку. Она разделена на 2 части: в первой части написан пример на умножение или деление, во второй части – ответ на другое задание. Первый ученик читает свой пример. Тот у кого карточка с ответом на прозвучавшее задание, называет этот ответ и произносит новый пример. Отвечает следующий ученик и называет своё задание и т.д.

15. Игра “Математическое лото”.

(Очень хорошо играть на перемене) Все ученики берут по одной карточке. Их у меня 24. На них написаны результаты таблицы умножения ( по 4 ответа). Я показываю классу карточку с выражением, например 5hello_html_m32e79976.gif3, а ребята на своих карточках закрывают кружками ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке.


24


5



36


81


9


72


32



4


15


50


8


49



63


20


35


12


54



36


6


28


16. Игра “Найди пару”.

К доске по очереди выходят по 1 ученику от каждого ряда. Задание: записать в окошках числа, чтобы получились верные равенства. 9hello_html_m32e79976.gif4=?+? 42:6=?-? 76-44=?hello_html_m32e79976.gif? 27+27=?hello_html_m32e79976.gif?

ЕЩЁ ОДИН СПОСОБ

Для того чтобы выучить все примеры, учить только примеры на жёлтых панелях, а на белых лишь повторять.

hello_html_3987dd05.png

НОВЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ

Автор Василий Иванович Оконешников – учёный, филисоф.

Новемологический метод обучения основан на преподавании систематизированных знаний, уложенных в девятиклеточный квадрат (3Х3), который отображает основные направления движения глазного зрачка от “нормального положения” (средней клетки квадрата). Эти девять точек есть места остановки внимания глаза. Поэтому таблица умножения в едином связанном виде лучше запоминается.

hello_html_m5b06ece9.png

hello_html_m7483bfcf.png


hello_html_3a571e45.png


hello_html_23b46bd7.png



Это лишь некоторые виды работ на уроках математики, которые активизируют деятельность учащихся. При выполнении описанных выше заданий ребята думают, сравнивают, анализируют. И это способствует более прочному и осознанному усвоению знаний. Данные математические игры можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе проверки знаний. А ещё ребята любят играть на перемене, особенно в “Математическое лото”. Использование игр на уроках математики позволяет более творчески подходить к оценке знаний учащихся, привлекать к работе всех учащихся класса, способствует формированию интереса к предмету, активизирует мыслительную деятельность учеников, развивает смекалку и наблюдательность.

Литература

1. О. Узорова, Е. Нефедова. Самый быстрый способ выучить таблицу умножения! М.: АСТ-Астрель, 2008.

2. Новемология. Кистэлэҥ күүс. № 6(6) 27.09.12, 16 с.

3. Ноговицын В.П. Прошедшее, настоящее и грядущее саха. Кистэлэҥ күүс. № 6(6) 27.09.12, 28-32 с.







Таблица умножения без принуждения

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Изучение таблицы умножения занимает важное и необходимое место в программе математики, поскольку в практической жизни каждого человека знание таблицы умножения просто необходимо. Однако известно, что усвоение таблиц умножения и деления представляет значительную трудность для детей. Часто запоминание таблиц превращается в зубрёшку.

В данной работе я решила обобщить свой многолетний опыт по теме “Таблица умножения”, который многие годы даёт очень хорошие результаты, потому что практически исключает зубрёшку. Методика так и называется “ Таблица умножения без принуждения”.

А начинаем мы изучать таблицу умножения уже в первую четверть 1 класса, когда знакомимся с числами первого десятка. Всё очень просто – закрепляя чётные числа, мы считаем до 10 в прямом и обратном порядке по два: 2, 4, 6, 8, 10, 8, 6, 4, 2. Когда изучаем числа второго десятка, счёт продолжается: 10, 12, 14, 16, 18, 20, 18, 16, 14, 12, 10. Это уже таблица умножения на 2. Наши руки и пальцы заменяют нам счётную машинку, мы часто играем в игру, которая так и называется “Счётная машинка”.


Автор Федулова Анна Петровна
Дата добавления 21.01.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1467
Номер материала MA-063984
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓