Республика
Саха (Якутия), Чурапчинский улус, село Туора Кюель
учитель начальных классов Федулова Анна Петровна
Таблица
умножения без принуждения.
Изучение таблицы умножения занимает важное
и необходимое место в программе математики, поскольку в практической жизни
каждого человека знание таблицы умножения просто необходимо. Однако известно,
что усвоение таблиц умножения и деления представляет значительную трудность для
детей. Часто запоминание таблиц превращается в зубрёшку.
В данной работе я решила обобщить свой
многолетний опыт по теме “Таблица умножения”, который многие годы даёт очень
хорошие результаты, потому что практически исключает зубрёшку. Методика так и
называется “ Таблица умножения без принуждения”.
СТАРТ (Всё начинается с начала).
А начинаем мы изучать таблицу умножения
уже в первую четверть 1 класса, когда знакомимся с числами первого десятка. Всё
очень просто – закрепляя чётные числа, мы считаем до 10 в прямом и обратном
порядке по два: 2, 4, 6, 8, 10, 8, 6, 4, 2. Когда изучаем числа второго
десятка, счёт продолжается: 10, 12, 14, 16, 18, 20, 18, 16, 14, 12, 10. Это уже
таблица умножения на 2. Наши руки и пальцы заменяют нам счётную машинку, мы
часто играем в игру, которая так и называется “Счётная машинка”.
ЛЕГКО И ПРОСТО.
Затем по той же методике мы присчитываем уже
по четыре (зная, что 2+2=4): 4, 8, 12, 16, 20, 16, 12, 8, 4. То же самое
происходит и со счётом по три : 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 27, 24,
21, 18, 15, 12, 9, 6, 3.
Когда начнётся изучение чисел в пределах 100,
учащиеся считают легко и свободно по 2 до 20, по 3 до 30, по 4 до 40 и обратно.
“Счётная машинка” помогает нам в этом.
ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ.
Таблицу умножения на 5 учащиеся усваивают
очень быстро и легко. Во-первых, у них большой опыт и навык устного счёта.
Во-вторых, часто в обучении помогает занимательный материал, потому что хорошо
запоминается только то, что вызывает интерес. Предлагаю детям игру: “ПОСЧИТАЙ
ЛАДОШКИ!” Встаём в круг и выставляя по очереди вперёд ладошку (5 пальцев),
считаем по пять: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 45, 40, 35, 30, 25, 20,
15, 10, 5. Детям нравится эта игра.
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ.
При изучении таблицы умножения, раскрываю
маленькие “хитрости”. Например, что при умножении 5 на чётные числа 2, 4, 6, 8,
10, получаются чётные числа, оканчивающиеся на 0. (5Х2,4,6,8,10= ...0) А при
умножении 5 на нечётные числа 1, 3, 5, 7, 9 получаются нечётные числа, причём
всегда оканчивающиеся на 5! (5Х1,3,5,7,9=...5).
ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ.
В 1 классе я знакомлю детей с действиями
умножения и деления, но только на наглядном уровне и с применением практических
заданий. Считаем учеников в парах, когда идём в столовую или на экскурсию,
раздаём карандаши по 2, тетради по 3, конфеты по 4 и так далее. Таким образом ,
когда во 2 классе начинаем изучать таблицу умножения, учащиеся практически уже
понимают принцип умножения и деления. В этом мне помогает принцип опережающего
обучения, он даёт хорошие результаты.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ.
Таблица умножения запоминается без особых
сложностей в песне: рифма всплывает сама собой, когда вдруг забыл правильный
ответ. Музыка – это особый элемент разрядки, эмоционального всплеска, отдыха и
в то же время элемент учебного процесса, позволяющий легче, быстрее, с
желанием, улыбкой и без принуждения усвоить или повторить определённый учебный
материал. Прочность запоминания материала основывается на эмоциональной памяти.
Непроизвольное запоминание в песне ключевых образовательных моментов делает
процесс обучения доступнее каждому. Запоминание и воспроизведение материала
происходит автоматически, без особых усилий, без постановки перед собой
специальной учебной задачи. И контрольным моментом для таблицы умножения как раз
является известная песенка “Дважды два – четыре”: “Дважды два – четыре, дважды
два – четыре, это всем известно в целом мире”, “Пятью пять – двадцать пять –
совершенно верно!”, “Шестью шесть – прошу учесть – непременно тридцать шесть” и
так далее.
УДИВИТЕЛЬНАЯ ДЕВЯТКА.
Особый случай – умножение на 9. В обучении
важно применять, занимательный материал для того, чтобы заинтересовать
обучающихся. Так, например, при изучении умножения и деления на 9 применяю два
шуточных приёма.
ПЕРВЫЙ ПРИЁМ.
Рассказываю ученикам “Сказку о Лодыре”.
Лодырь сдавал зачёт по таблице умножения умножения на 9, которую не выучил.
Пришёл, сел, написал столбиком число 9 и стал приписывать к ним числа от 1 до 9
(1):
1) 91= 2) 91= 3) 91=9
92= 92= 92=18
93= 93= 93=27
94= 94= 94=36
95= 95= 95=45
96= 96= 96=54
97= 97= 97=63
98= 98= 98=72
99= 99= 99=81
2) Вздохнул, начал рассуждать: 91 – я знаю, будет 9, а
дальше – ничего не знаю. Решил посчитать, сколько же он случаев умножения не
знает. Считает и пишет: 1,2,3,4,5,6,7,8 (2). Когда написал 8, думает: Много как
я не знаю, проверить надо! И снова числа от 1 до 8 пишет, только снизу считает
(3). Тут учитель стал собирать листочки с ответами. А на следующий день Лодырь
вдруг узнал, что получил отметку “5”! Но дома он так перепугался, что ничего не
знает и получит “2”, что выучил всю таблицу умножения! Как же так получилось?
А посмотрите, какие ответы получились у Лодыря! Правильно? Вот такая история!
ВТОРОЙ ПРИЁМ.
Опять нам помогает наша личная “Счётная
машинка”. Две руки держим перед собой.
Начинаем рассказывать таблицу умножения на 9. Зажимаем
слева первый палец - 91 – справа осталось 9
пальцев - 91=9. 92 – зажимаем второй слева
палец. Количество пальцев слева зажатого пальца – (1) – это число десятков, а
справа – (8) – число единиц. 92=18. Проверьте: 93=27 94=36 95=45 96=5 97=63 98=72 99=81. Дети с интересом
проверяют свои ответы по таблице, напечатанной в учебнике. А если серьёзно, то
есть ещё один приём.
ПРИЁМ.
Основан он на десятичном счислении, которым
люди массово пользуются.
Что такое 9.
9 – это 10 без 1, 91=10 - 1=1
18 – это 20 без 2, 92=20 - 2=18
27 – это 30 без 3, 93=30 – 3=27
36 – это 40 без 4, 94=40 – 4=36
45 – это 50 без 5, 95=50 – 5=45
54 – это 60 без 6, 96=60 – 6=54
63 – это 70 без 7, 97=70 – 7=63
72 – это 80 без 8, 98=80 – 8=72
81 – это 90 без 9, 99=90 – 9=81
ЧТО ОСТАЛОСЬ ВЫУЧИТЬ?
11=1
12=2 22=4
13=3 23=6 33=9
14=4 24=8 34=12 44=16
15=5 25=10 35=15 45=20 55=25
16=6 26=12 36=18 46=24 56=30
17=7 27=14 37=21 47=28 57=35
18=8 28=16 38=24 48=32 58=40
19=9 29=18 39=27 49=36 59=45
Вот эти случаи знакомы ученикам ещё до того, как
начинается изучение таблицы умножения по программе. Таблицу умножения на 9 мы
тоже уже знаем. Что же остаётся им выучить, когда приходит время?
66=36 – (знаем из песенки)
67=42 77=49
68=48 78=56 88=64
Таким образом, осталось выучить (заучить) всего 5
(пять!!!) случаев.
Эта методика изучения таблицы умножения пользуется
успехом у учителей и нравится учащимся. А самое главное – даёт удивительные
результаты!
АКТИВИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ
Каждый учитель, работающий в начальной школе, знает,
что основным требованием при обучении математике является знание таблицы
умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления на уровне
автоматизированного навыка. Важным звеном в изучении таблицы умножения являются
математические игры. Они помогают быстро изучить и закрепить знание таблицы
умножения, освоить соответствующие случаи деления. Хочу рассказать о некоторых
дидактических математических играх, которые я использую на уроках с целью
активизации учащихся при формировании вычислительных навыков. Активизация
учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования
учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний
учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому
работу на каждом уроке следует организовывать таким образом, чтобы учебный
материал становился предметом активной деятельности ученика.
1. Игра “Да. Нет”.
На доске примеры: 46, 83, 45, 73, 94, 56. Показываю карточки с
числами (ответами). Если число является ответом, (например – 24), учащиеся
хором говорят “Да”, затем произносят пример 46=24 и 83=24. Если число не
является ответом, говорят “Нет”. Подобную работу можно проводить и при изучении
деления.
2. Интерактивная игра “Молчанка”.
Показываю карточки с примерами на умножение и деление.
Дети на индивидуальных досках пишут ответы. (У каждого ученика есть доска, мел,
тряпочка). Кивком головы я показываю, правильный ответ или нет. У кого
правильный – стирают, у кого нет – решают заново.
3. Игра “Кто быстрее?”
На доске записаны числа или прикреплены карточки с
числами. Даю задание: увеличить (или уменьшить) эти числа в несколько раз. Дети
записывают ответы в тетради. Далее следует проверка (ученик справившийся с
заданием первым, читает ответы, все проверяют свои записи), а ещё чаще
взаимопроверка.
4. Игра “Угадай пример”.
Показываю карточку с ответом из таблицы умножения,
дети должны вспомнить пример.
5. Игра “Не скажу!”.
По заданию учителя ученики цепочкой (стоя) считают,
например, от 1 до 60, а на числа, которые делятся на 6, они произносят “Не
скажу!” или с 1 до 80, а не произносят числа, которые делятся на 8 (Не скажу!)
Тот, кто ошибся, садится. Побеждает тот, кто остаётся стоять. Дети аплодируют
этому ученику.
6. Игра “По порядку”
На доске даны примеры: 83, 32, 36, 73, 53, 39. Назвать значения
выражений в порядке возрастания (или убывания).
7. Игра “Не ошибись!”
На плакате написаны числа от 1 до 90. Даю задание:
назвать числа, которые встречаются в таблице умножения на 7 (или на любое
другое число).
8. “Круговые примеры”
Заранее готовлю карточки с примерами на умножение и
деление, подбирая их так, чтобы ответ предыдущего примера являлся началом
следующего. Дети записывают в тетради эти круговые примеры.
9. Игра “Чей ряд лучше?”
Учащиеся первого ряда задают вопросы ученикам второго
ряда по таблице умножения (включая и случаи деления). Затем ученики второго ряда
готовят примеры для ребят третьего ряда. А ребята третьего ряда задают вопросы
ученикам первого. Учитель подсчитывает количество правильных ответов каждого
ряда.
10. Игра “Какой ряд быстрее полетит на Луну?”
Изготовлены перфокарты в виде ракеты. Каждая ракета
имеет окошки по количеству учеников в ряду. В середину ракеты я вставляю лист,
вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишу примеры на умножение и деление.
Учащиеся каждого ряда быстро решают по одному примеру, передавая ракету друг
другу. Проверяем примеры коллективно. Ракета, в которой все задания выполнены
верно, “летит в космос” первой! Завтра ракета опять готова к полёту! Можно
аналогично проводить игры “Кто быстрее окажется на таинственном острове?”,
“Какой ряд сегодня умники и умницы?”
11. Игра “Найди закономерность”.
На доске запись: ...18, 24..., ..., ..., ..., 16, ...,
..., ..., ..., ..., ..., 72. ..., ..., ..., 20, ..., ..., 35, ..., ..., 21,
..., ..., ...,47, ....
12. Игра “Знаток таблицы”.
На доске в 3 столбика написаны примеры на умножение и
деление. Дети с каждого ряда по очереди выходят и решают их. Когда все примеры
решены, начинаем проверку ответов. Команда победительница получает звание
“Знаток таблицы”.
13. Игра “Таблица умножения”.
Учащиеся цепочкой называют числа, которые встречаются
в таблице умножения (например, на 2,3,6,9). Ученик, который ошибся, выходит из
игры. Победитель получает аплодисменты.
14. Игра “Математическое домино”.
Каждый учащийся получает карточку. Она разделена на 2
части: в первой части написан пример на умножение или деление, во второй части
– ответ на другое задание. Первый ученик читает свой пример. Тот у кого
карточка с ответом на прозвучавшее задание, называет этот ответ и произносит
новый пример. Отвечает следующий ученик и называет своё задание и т.д.
15. Игра “Математическое лото”.
(Очень хорошо играть на перемене) Все ученики берут по
одной карточке. Их у меня 24. На них написаны результаты таблицы умножения ( по
4 ответа). Я показываю классу карточку с выражением, например 53, а ребята на своих
карточках закрывают кружками ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все
числа на своей карточке.
24
|
5
|
36
|
81
|
9
|
72
|
32
|
4
|
15
|
50
|
8
|
49
|
63
|
20
|
35
|
12
|
54
|
36
|
6
|
28
|
16. Игра “Найди пару”.
К доске по очереди выходят по 1 ученику от каждого
ряда. Задание: записать в окошках числа, чтобы получились верные равенства. 94=?+? 42:6=?-? 76-44=?? 27+27=??
ЕЩЁ ОДИН СПОСОБ
Для того чтобы выучить все примеры, учить только
примеры на жёлтых панелях, а на белых лишь повторять.
НОВЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ
Автор Василий Иванович Оконешников – учёный, филисоф.
Новемологический метод обучения основан на
преподавании систематизированных знаний, уложенных в девятиклеточный квадрат
(3Х3), который отображает основные направления движения глазного зрачка от
“нормального положения” (средней клетки квадрата). Эти девять точек есть места
остановки внимания глаза. Поэтому таблица умножения в едином связанном виде
лучше запоминается.
Это лишь некоторые виды работ на уроках
математики, которые активизируют деятельность учащихся. При выполнении
описанных выше заданий ребята думают, сравнивают, анализируют. И это
способствует более прочному и осознанному усвоению знаний. Данные математические
игры можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового
материала, на этапе проверки знаний. А ещё ребята любят играть на перемене,
особенно в “Математическое лото”. Использование игр на уроках математики
позволяет более творчески подходить к оценке знаний учащихся, привлекать к
работе всех учащихся класса, способствует формированию интереса к предмету,
активизирует мыслительную деятельность учеников, развивает смекалку и
наблюдательность.
Литература
1.
О. Узорова, Е. Нефедова. Самый быстрый способ выучить таблицу умножения! М.:
АСТ-Астрель, 2008.
2.
Новемология. Кистэлэҥ күүс. № 6(6) 27.09.12, 16 с.
3.
Ноговицын В.П. Прошедшее, настоящее и грядущее саха. Кистэлэҥ күүс. № 6(6)
27.09.12, 28-32 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.