ОБЩАЯ ЧАСТЬ
|
Предмет –
|
Русский язык
|
Класс
|
9а
|
Тема урока:
|
Сжатое
изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием
|
Тип урока:
|
Открытие новых
знаний
|
Цель: формирование
основных коммуникативных умений, умение извлекать информацию при аудировании,
чтении текста, адекватно понимать и интерпретировать его в соответствии с
темой, стилем, функционально-смысловым типом речи, раскрытие особенностей в
процессе работы в парах сменного состава способов сокращения или сжатия
текстов, формирование умений составлять тексты по исходному тексту. Данная
цель направлена на достижение следующих образовательных результатов:
|
Предметных
|
Метапредметных
|
Личностных
|
Знать виды
компрессии, способы сжатия исходного текста; создавать в письменной форме
высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизвести исходный
текст; соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические);
|
Регулятивные - умение работать с различными источниками
информации – таблицей-памяткой, карточками с текстами.
Самостоятельно
определять цели и формулировать задание. Познавательные - владеть
приемами отбора и систематизации материала, уметь сравнивать и делать выводы.
Коммуникативные - оценивать достигнутые результаты и адекватно их
формулировать в устной и письменной форме, доказывая свою точку зрения,
приводить аргументы.
|
Готовность к
саморазвитию, самоопределению. Формирование активного участия в процессе
обучения, способности к самооценке на основе наблюдения за своей речью.
Повышение интереса к учебному процессу.
|
Решаемые учебные проблемы –
|
Самоопределение,
сотрудничество
|
Основные понятия,
изучаемые на уроке
|
Приемы компрессии,
сжатия исходного текста, воспроизведение текста по плану
|
Методы
|
Сравнительный
анализ, аналитическая беседа, «поабзацное изучения текста» по
Ривину-Дьяченко.
|
Технология
|
Сотрудничества
«учитель-ученик»;
|
Формы работы
|
Групповая – группы
по 4 человека, пары сменного состава.
|
Вид используемых на
уроке средств ИКТ
|
Компьютер,
интерактивная доска
|
Обеспечение урока:
|
Тексты для каждого
учащегося и памятка для работы с текстом.
|
Образовательные
интернет-ресурсы
|
Презентация ,
слайды № 1-4.
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:
|
1. ЭТАП 1
Актуализация знаний
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний
по данной теме, а именно – вспомнить, какие приемы сокращения текста мы уже
знаем, что изучается в разделе синтаксис, назвать основные единицы
синтаксиса, дать определение текста, типов речи, назвать стили речи.;
формирование умения задавать вопросы,
самостоятельно определять цели (Регулятивные универсальные учебные действия)
• развитие произвольного внимания и
памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся (Познавательные
универсальные учебные действия.)
• формирование коммуникативных умений,
культуры общения, сотрудничества. (Коммуникативные универсальные учебные
действия)
* осмысление пользы учения (Личностные
универсальные учебные действия)
|
Деятельность
учителя
Предоставление
материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.
Слайд №1–№3
1.
Определите, что здесь пропущено:
- виды
речевой деятельности – слушание, чтение, …(письмо);
- типы речи
– повествование, описание,…. (рассуждение)
2. Вспомните
способы сокращения текста –
(исключение
второстепенной информации, повторов, синонимов, уточнений; замена однородных
членов обобщающим словом, сложного предложения – простым, прямой речи –
косвенной,). Докажите
свою позицию.
Здесь и везде используются:
Либо побуждающий
диалог – вопросы, на которые
возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).
Либо подводящий
диалог – цепочка,
вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых
запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).
- Что нужно
узнать для решения проблемы?
|
Деятельность учащихся
Вспоминают соответствующие учебные
задачи, делают содержательные обобщения
- Вспоминают, изученный ранее материал из синтаксиса. (типы речи,
стили речи. Способы компрессии исходного текста). которые связаны с формулировкой
проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)
-Делают обобщение,
какими способами можно сокращать исходный тексты.
-Определяют, каких
знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) - в процессе работы в
группах по четыре человека будут отрабатывать умения отбирать существенную
информацию, структурировать содержание текста, связно и кратко передать
содержание текста
|
2. ЭТАП
Создание проблемной ситуации - осуществление учебных действий (Р).
сравнивать и сопоставлять словосочетания (П), умение вступать в диалог (К).
умение соотносить поступки и события (Л)
|
Деятельность учителя
Создает для
учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):
Слайд № 4 -
«Найди
лишнее» - 1.«Лес – это дом для человека, даже больше, чем дом»(М.Канн). 2.
«Управлять природой можно лишь, подчиняясь ей»(английский философ Ф.Бекон. 3.
«Книга – это только дорога» (в.Шкловский. 4. «Человек не царь, а сын природы»
(В.Астафьев)
.
|
Деятельность учащихся
- Вступая в диалог с учителем (выполняя
задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Определяют,
что лишнее высказывание, т.е., высказывание, которое отличается по смыслу – №
3, значит это и будет напрямую связано с темой урока, исходные тексты
объединяет общая проблема, которая затрагивается в них, единая тема.
|
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической
частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного
типа. – уметь структурировать содержание текста, демонстрировать не
только репродуктивные, но и продуктивные навыки, уметь отбирать такие
лексические и грамматические средства, чтобы логично, последовательно в
сжатом виде передать исходный текст, при этом уметь работать в группе с
текстом, выделять в нем главную информацию, составлять план по исходному
тексту, сотрудничать с другими в группе, помогая в процессе составления плана,
выделения ключевых слов. пересказа текста по абзацам, при этом второстепенную
информацию исключать при пересказе и всегда помнить, что р результате этой
учебной деятельности должен появиться текст, в котором был бы максимально
выражен необходимый смысл при минимальном использовании речевых средств..
Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений
определять границу между знанием и незнанием;
• овладение обобщенными способами
приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы,
формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче
известных и новых компонентов (Р);
• формирование познавательных мотивов
учебной деятельности (П): стремления открыть знания, приобрести умения
отстаивать свою точку зрения (К);
|
Деятельность учителя
Раздать исходные тексты учащимся для
первоначального ознакомления. Группы по 4 человека, у каждого свой текст и
памятка для работы с текстом. Каждый читает 1 абзац своему соседу, затем
озаглавливает его, заглавие пишет в тетрадь. Теперь тот, кто слушал,
становится читающим и озаглавливающим первый абзац в своем тексте.
Затем готовятся к пересказу этого
первого абзаца, пересказывают его уже следующему ученику в этой группе, потом
читают 2 абзац и озаглавливают и слушают своего коллегу.
Третий абзац прорабатывается в таком же
порядке: читается, озаглавливается, пересказывается, но уже новому участнику
и т.д. В тексте 4 абзаца.
В ходе
исследования и поиска необходимой информации учащиеся делятся полученными
знаниями, помогают в составлении плана . в нахождении ключевых слов, в
сокращении текста различными способами.
|
Деятельность учащихся
Проявляют познавательную инициативу. Главное
- осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия,
дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели
предстоящей деятельности.
Учащиеся работают в группах, читают по
абзацам текст, озаглавливаю, пересказывают, пользуясь при этом взаимной
поддержкой друг друга, в конце работы у каждого учащегося будет составлен
план из 4 пунктов. Каждый учащийся сможет пересказать исходный текст своему
коллеге.
|
4. ЭТАП планирования учебной
деятельности на уроке
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать,
сравнивать имеющийся учебный материал;
• определять содержание и
последовательность действий для решения поставленной задачи (Р);
• воспитание культуры делового общения, положительного
отношения учеников к мнению одноклассников (Л0;
·
формирование способности каждого ученика к участию в работе в
малых группах (К);
|
Деятельность учителя
После того, как в группах учащиеся
составили планы по своим исходным текстам, учитель предлагает сесть вместе
тем, у кого одинаковые темы, просмотреть план, выбрать наиболее правильный и
зачитать его одному из учащихся. Можно пересказать весь текст по плану. Так
работают все группы.
|
Деятельность учащихся
Работа в группах. Делают вывод,
доказывая, какой способ сокращения исходного текста наиболее удачен,
насколько логично и последовательно составлен план.
Обобщение результатов наблюдения,
составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для
открытия "нового" знания.
Еще раз
проговаривают, обосновывают принятие решения и 1 ученик от группы сообщает о
проделанной работе и пересказывает весь текст.
|
5 ЭТАП "Открытие"
нового знании.
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического
мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие
способности к обобщению;
• воспитание способности высказывать
свою точку зрения о способах решения практической задачи (К);
• формирование способности
определять содержание и последовательность действий для решения поставленной
задачи (Р)
• формирование способности
сравнивать свое планирование с другим, выполненным остальными участниками
группы.;
• овладение приемами самоконтроля
правильности полученных результатов (П):
• формирование способности каждого
ученика к участию в работе в малых группах:
• воспитание культуры делового
общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения
оказывать и принимать помощь (Л).
|
Деятельность учителя
Побуждает
учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует
активное участие всех детей в поисковой деятельности
Творческое
задание для
учащихся - написать сжатое изложение по исходному тексту или
сочинение-рассуждение по исходному тексту. в качестве аргументов привести
примеры из других текстов , так как эти тексты связывают проблемы, близкие по
содержанию .
По
времени урок рассчитан на два часа.
|
Деятельность учащихся
Обсуждают в группах варианты решения
учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением
других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой
работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге,
доске свое "открытие".
Далее учащиеся работают самостоятельно
по написанию сжатого изложения с дополнительным творческим заданием – в качестве
аргументов приводят примеры из других исходных текстов.. Осуществляют самопроверку,
самооценку полученных результатов.
|
6 ЭТАП Учебные действия по реализации
плана. Выражение решения
(Р). Применение нового знания (П).Участие в диалоге сотрудничества (К) Самоопределение (Л)
|
Деятельность учителя
Предлагает задания на "новое"
знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению
целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему"
(сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность
учащихся.
В группе один из сильных учащихся может
зачитать свою работу другим.
- Исходя из того, что мы узнали,
какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему,
записанную на доске)
- Если новое знание
состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в
несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме
|
Деятельность учителя
Предлагает задания на "новое"
знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению
целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему"
(сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность
учащихся. . Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по
устранению ошибок.
|
|
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно
оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в
связи с успехом или неудачей товарищей. Осмысление пользы учения
(Л).самооценка (Р)Развитие логического мышления (П) Сотрудничество в группах
и парах (К)
|
Деятельность учителя
Предлагает
вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на
доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в
целом
- Какой ответ на основной вопрос урока мы
можем дать? Как оцените свою работу? Работу своих одноклассников? Дайте
развернутый ответ: «Я считаю, что…, потому что, во-первых, … во-вторых…».
-
|
Деятельность учащихся
Определяют степень соответствия
поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока,
отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают
оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные
вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу
группы.
Наличие учебных мотивов на
уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных
задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые
помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний
опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.
|
8 ЭТАП Домашнее задание. Закончить
свою работу творческим заданием – по теме исходного текста выразить свое
мнение с приведением доказательств из других источников.
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.