Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСжатое изложение. Подготовка. Примеры. 9 класс

Сжатое изложение. Подготовка. Примеры. 9 класс

Скачать материал

Сжатое изложение. Приемы сжатия информации

 

Известны три приема сжатия информации:

1) исключение подробностей, деталей (удаление, исключение)

Пример: Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. – Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.

2) обобщение конкретных, единичных фактов (объединение, обобщение)

Пример: Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. – Оскар II, шведский король, прислал за Анной Павловой роскошную карету.

3) сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение)

Пример: В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. – Иностранные газеты называли выступления русских откровением нового искусства.

Существуют также следующие способы сжатия материала:

(а) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения:

На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок… засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. – На другой же день приступила она к исполнению своего плана, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово.  

(б) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи:

Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми… – Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь и следующий день так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.

(в) сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части:

Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… всё одел в белый мрак, непроницаемый, как мрак самой тёмной осенней ночи! – Разыгрался пустынный ветер, взрыл снеговые степи, всё одел в белый мрак.

(г) разбивка сложного предложения на сокращённые простые:

Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины – как чёрные острова в белом снежном море. – Бугры в деревне оголились. На реке свинцовые наливы. Поля вдали траурные. Чернеют прогалины.

(д) перевод прямой речи в косвенную:

Свернули с шоссе на просёлок. Проехали ещё с полкилометра.

 – Дальше давайте своим ходом, – объявил шофер.

 – Тут недалеко. Поднимитесь по склону – там и домик.

 Свернули с шоссе на просёлок, проехали ещё с полкилометра, а дальше шофер попросил нас пойти пешком, потому что до дома было недалеко.

(е) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями:

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. – Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сжатое изложение. Подготовка. Примеры. 9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист в области обращения с отходами

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сжатое изложение. Приемы сжатия информации

 

Известны три приема сжатия информации:

1) исключение подробностей, деталей (удаление, исключение)

Пример: Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. – Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.

2) обобщение конкретных, единичных фактов (объединение, обобщение)

Пример: Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. – Оскар II, шведский король, прислал за Анной Павловой роскошную карету.

3) сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение)

Пример: В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. – Иностранные газеты называли выступления русских откровением нового искусства.

Существуют также следующие способы сжатия материала:

(а) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения:

На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок… засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. – На другой же день приступила она к исполнению своего плана, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово.  

(б) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи:

Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми… – Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь и следующий день так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.

(в) сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части:

Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… всё одел в белый мрак, непроницаемый, как мрак самой тёмной осенней ночи! – Разыгрался пустынный ветер, взрыл снеговые степи, всё одел в белый мрак.

(г) разбивка сложного предложения на сокращённые простые:

Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины – как чёрные острова в белом снежном море. – Бугры в деревне оголились. На реке свинцовые наливы. Поля вдали траурные. Чернеют прогалины.

(д) перевод прямой речи в косвенную:

Свернули с шоссе на просёлок. Проехали ещё с полкилометра.

 – Дальше давайте своим ходом, – объявил шофер.

 – Тут недалеко. Поднимитесь по склону – там и домик. –

 Свернули с шоссе на просёлок, проехали ещё с полкилометра, а дальше шофер попросил нас пойти пешком, потому что до дома было недалеко.

(е) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями:

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. – Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 925 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 757
    • DOCX 17 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полякова Александра Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11882
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 322 человека из 64 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов