Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / «Связь музыкально-звукового представления с игровым приемом в полифонических произведениях»

«Связь музыкально-звукового представления с игровым приемом в полифонических произведениях»


План-конспект

фортепианного урока

преподавателя фортепианного отделения МБУ ДО ДШИ № 8

Гузяевой Людмилы Петровны


Тема урока: «Связь музыкально-звукового представления с игровым приемом в полифонических произведениях»

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков на практическом материале.

Цель урока: обеспечить условия, при которых двигательный аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.

Задачи урока:

образовательные:

  • подчинить двигательный аппарат музыкальной воле ученицы;

  • добиться неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приемом.

развивающие:

  • развить управляемость двигательным аппаратом;

воспитательные:

  • воспитать любовь к исполнению полифонических произведений.

Методы ведения:

  • объяснительно-иллюстративный – словесное объяснение, показ на инструменте;

  • логически-ассоциативный – логическое выстраивание ассоциативного ряда: рука – пальцы – вес руки – сила звука.


План урока:

1.Вступительное слово преподавателя.

2.Работа над гаммами.

3. Итоги урока.


1.Вступительное слово преподавателя:

Генрих Нейгауз называл пальцы «живыми существами», исполнителями воли пианистов, непосредственными творцами фортепианной игры. Главное назначение пальцев он видел в их умении выдерживать вес тела исполнителя. Он называл их стройными колоннами, вернее арками под сводом руки, сводом, который в принципе можно нагрузить тяжестью всего нашего тела.

Г.Нейгауз: «Пианист должен был бы уметь проделывать следующее физкультурное упражнение: упереться своими десятью пальцами в пол и поднять всё свое тело вертикально вверх – вот полная нагрузка, которую должны выдерживать пальцы-подпорки (колонны, арки, поддерживающие свод), и всю эту тяжесть, этот огромный вес колонны-пальцы должны уметь нести и выдерживать. Вот в чем главное назначение пальцев!»

Хорошо организованная рука хорошего пианиста – это идеальный коллектив: каждый за всех и все за одного, каждый – индивидуальность, все вместе – сплоченный коллектив, единый организм! Каждый палец представляет индивидуальность, имеет определенный характер. Первый палец левой руки Г.Нейгауз называет «виолончелистом» или «валторнистом», так как он постоянно выполняет в фортепьянной «партитуре» роль, которую в оркестровой партии исполняют валторна или виолончель. 

Умение слушать и слышать свое исполнение и своевременно корректировать художественно-звуковую и техническую стороны игры – способность, нуждающаяся в развитии с первых же шагов обучения. Генрих Нейгауз справедливо писал, что “чем больше уверенность музыкальная, тем меньше будет неуверенность техническая” (Г.Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. с.109).

Вся новейшая история технического обучения музыканта исполнителя, в частности пианиста, представляет собой поиски интенсификации упражнений и достижения больших результатов с меньшей затратой труда.
На каких же принципах следует развивать двигательный аппарат, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки?

Вкратце они следующие:

  • Гибкость и пластичность аппарата.

  • Связь и взаимодействие всех его участников при ведущих живых и активных пальцах.

  • Целесообразность и экономия движений.

  • Управляемость техническим процессом.

  • Звуковой результат (как необходимый итог).

Без них контакт музыкального и технического развития будет чрезвычайно затруднителен.

Совершенствуя в дальнейшем все участки двигательного аппарата, работая над независимостью их, следует базироваться на тех же принципах, не разрушая их, а только подкрепляя более высоким качеством.

2.Работа над гаммами, как составной частью воспитания пианиста и развития двигательного аппарата.

Для работы рекомендую взять простую гамму До мажор, но самую трудную по корректировке двигательного аппарата, ровности звучания и применения технических приёмов.

Работа над гаммами – это не только необходимая составная часть воспитания пианиста, она может стать увлекательнейшим занятием. Все дело в том, как эти занятия организовать.

Играющему на рояле надо знать и гаммы, и другие компоненты гаммового комплекта так же хорошо, как любому человеку таблицу умножения, и так же свободно это знание применять. Гаммы нужны пианисту всегда. Их освоение начинается в младших классах детской музыкальной школы и продолжается в консерватории.

Откуда взялось слово «гамма»? «Гаммой!», т.е. названием третьей буквы греческого алфавита, окрестил поступенный звукоряд Гвидо Д’Ареццо – музыкант XI века, которому мы обязаны и наименованием и самих нот. Кроме русского языка, слово «гамма» употребляется во французском (датте); в других же европейских языках используется слово «лестница». В русских трудах вплоть до начала XIX века фигурируют «лестница» или “лествица” (также «музыкальная лестница» или «лестница тонов»).

В работе над гаммами для ученика нередко представляет известную трудность подкладывание первого пальца.

Примем к сведению ценную рекомендацию Г.Нейгауза, который предлагает «понятие подкладывания первого пальца под руку» заменить «более жизнеспособным и натуральным понятием перекладывания руки через первый палец». И, действительно, психологически легче перенести руку через первый палец, чем подложить его под ладонь.

Вот одна из старинных рекомендаций: играя гамму До мажор, останавливаемся на звуке ми, поддерживая клавишу в опущенном положении. Следующий звук – Фа – играется попеременно то четвертым, то первым пальцами. Аналогичная остановка на VII ступени (си), после чего следующее за си до играется то пятым, то первым пальцами:

hello_html_35639f2b.png

Вычленять в звукоряде гаммы лишь те звуки, на которые приходится подкладывание, советует Г.Нейхауз:

hello_html_12479f3d.png

Можно менять и артикуляцию и динамику на протяжении одной и той же гаммы. Скажем, начать legato, а с третьей октавы перейти на staccato, или сделать еще более дробную разбивку:

hello_html_3cc1026.png

А вот старинный способ исполнения гаммы с остановками на тонике:

hello_html_m4dea75f3.png




3. Подведение итогов.

На гаммах и других компонентах гаммового комплекса я стараюсь воспитать техническое мастерство ученика и достичь удобной постановки двигательного аппарата.

Изучение гамм на всех ступенях музыкального образования способно принести огромную пользу для технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре. Но и тогда, когда период ученичества остается позади без систематической разработки этой поистине золотой жилы не может обойтись ни один пианист.


5


  • Другое
Автор Гузяева Людмила Петровна
Дата добавления 25.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 164
Номер материала MA-072907
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности»