Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыСуд над фашизмом и агрессией

Суд над фашизмом и агрессией

Скачать материал

 

 ТЕМА ДОКЛАДА: СУД НАД ФАШИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ.

А.П. Баязова, преподаватель права

ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

 

Быть патриотом непросто. Воспитание гражданственности и патриотизма у молодёжи было и остаётся одной из главных воспитательных задач. Одним из направлений воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание студентов на знании о Нюрнбергском процессе. В чем актуальность этой темы сегодня? Законодательный орган России обращает внимание мирового сообщества на необходимость противодействия попыткам исказить и принизить историческую роль Нюрнбергского процесса и тем самым подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны, оправдать Международный военный трибунал, учрежденный в соответствии с Лондонским соглашением четырех союзных держав от 8 августа 1945 года. Нюрнбергский процесс фактически подтвердил главный вывод о сущности фашизма, как открытой террористической диктатуры, определил гитлеровскую Германию как государство, виновное в развязывании Второй мировой войны, и осудил ее авантюристскую, вероломную политику и расистскую идеологию. Он вошел в историю человечества как суд народов над руководителями нацистской Германии, создав прецедент подсудности Международному трибуналу высших чиновников, политических и военных деятелей государства-агрессора.

Цели:

1.   учить историю и значение Нюрнбергского процесса.

2.   В канун 75-летия Победы Великой Отечественной Войны ознакомить  учащихся с историей и решениями суда над нацистами.

3.   Показать значимость борьбы с фашизмом.

Задачи:

1. Донести до студентов историю Нюрнбергского процесса

2. Показать, что преступления против человечества не имеют срока давности.

Методы:

1. Поисковый этап (поиск информации)

2. Создание информационного текста.

3. Ознакомление студентов с докладом  (классные часы, круглые столы, беседы).

4.Выступления на районном конкурсе и публикации в СМИ.

Результаты:

1.Дать более широкое представление студентам о Нюрнбергском процессе как обвинительном акте против фашизма.

Воспитание:

1) у молодежи чувства патриотизма

 2) непримиримости к фашизму, неофашизму и другим проявлениям              дискриминации  человечества.

ПАМАТКА НЕМЕЦКОГО СОЛДАТА:

Помни и выполняй:

1)…Нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа…

2)…Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…

3)…Мы поставим на колени весь мир. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки…уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути…Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».

Подготовка к процессу:

К моменту окончания войны с Германией вопрос о проведении международного процесса над главными военными преступниками был решён положительно. В первую очередь это была заслуга советского народа, который обеспечил саму возможность проведения процесса, внеся решающий вклад в разгром фашистской Германии. Это была заслуга Советского правительства, первым поставившего вопрос о проведении международного судебного процесса над главными военными преступниками и последовательно боровшегося за его практическое воплощение. Это была также и заслуга мирового общественного мнения, оказавшего значительное внимание на позиции правящих кругов Запада.

После победы 9 мая, в конце мая месяца 1945 года началась подготовка к судебному процессу по делу над главными нацистскими военными преступниками.

Во время подготовки к процессу было собрано и проверено свыше 100 тысяч захваченных немецких документов и около 10 тысяч отобрано для более детального изучения; просмотрены миллионы метров пленки трофейных кинофильмов и свыше 30 тысяч доставлено в Нюрнберг. Часть фильмов была представлена в качестве доказательств. В Нюрнберг так же доставили личного фотографа Гитлера Гофмана и свыше 25 тысяч фотографии. Из них большинство подготовили к использованию в качестве доказательств.

Начало процесса:

До начала заседания было организовано покушение на главу советского обвинителя Руденко. После этого еще больше усилили охрану.

 Советский караул у здания трибунала во время работы Н.П..jpg

Советский караул у здания трибунала во время работы Нюрнбергского процесса.

Начался Нюрнбергский процесс в 9 часов утра 20 ноября 1945 года.

Всего было 403 судебных заседания, на которых подсудимые дали показания; было допрошено 116 свидетелей. Русский текст стенограммы процесса составил 39 томов; один том содержал в себе 520 страниц.

Судей было восемь: четыре члена трибунала и четыре их заместителя, которые по болезни могли заменить одного из членов трибунала.

1945, комната машинисток Дворца правосудия во время подготовки Нюрнбергского процесса.jpg

Комната машинисток Дворца правосудия во время  Нюрнбергского процесса.

 

открытие трибунала.jpg

Открытие трибунала.

Подсудимые:

 

На скамье подсудимых в нюрнбергском дворце юстиции оказалась почти вся нацистская правящая клика за исключением Гитлера, Геббельса и
Гиммлера, покончивших жизнь самоубийством; разбитого параличом Круппа, дело которого было выделено и приостановлено; исчезнувшего и судимого заочно Бормана; Лея, повесившегося в камере нюрнбергской тюрьмы после ознакомления с обвинительным заключением.

Суду Международного военного трибунала были преданы следующие лица:  Герман Вильгельм Геринг – рейхсмаршал, главнокомандующий военно - воздушными силами Германии; Рудольф Гесс – заместитель Гитлера по руководству нацистской партией; Иоахим фон Риббентроп – уполномоченный фашистской партии по вопросам внешней политики; Вильгельм Кейтель – генерал-фельдмаршал, начальник штаба верховного командования вермахта; Эрнст Кальтенбруннер – начальник полиции безопасности; Альфред Розенберг – заместитель Гитлера по вопросам идеологической подготовки членов фашистской партии; Ганс Франк – рейхслейтер фашистской партии по правовым вопросам; Вильгельм Фрик – имперский министр внутренних дел; Юлиус Штрейхер – один из создателей и руководителей нацистской партии; ельмар Шахт – президент рейхсбанка, министр экономики, генеральный уполномоченный по вопросам военной экономики; Вальтер Функ – имперский министр экономики, президент рейхсбанка; Карл Дениц – гросс-адмирал, командующий подводным флотом, с 1943г. главнокомандующий военно-морскими силами Германии; Эрих Редер – гросс-адмирал, в 1935-1943 гг. - главнокомандующий военно-морскими силами фашистского рейха; Бальдур фон Ширах – организатор и руководитель молодёжной организации «гитлерюгенд; Фриц Заукель – обергруппенфюрер СС, генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы, наделённый чрезвычайными правами и подчинённый непосредственно Гитлеру; Альфред Иодль – генерал-полковник, начальник штаба оперативного руководства ОКВ, заместитель Кейтеля и один из ближайших советников Гитлера; Франц фон Папен – один из активных организаторов захвата власти фашистами; Артур Зейсс-Инкварт – один из руководителей фашистской партии; Альберт Шпеер – соратник и фаворит Гитлера; Константин фон Нейрат - имперский министр иностранных дел в чине генерала СС; Ганс Фриче – ближайший сотрудник Геббельса.

Подсудимые, представшие перед Международным военным трибуналом, обвинялись:

-в том, что, преследуя цель установления мирового господства Германии, планировали, готовили и развязывали агрессивные войны,  то есть обвинялись в совершении  преступлений  против мира – п. «а» ст.  Устава Международного Военного Трибунала.

- нацисты обвинялись в убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных территорий, угоне гражданского населения в Германию на принудительные работы, убийствах заложников, разграблении общественной и частной собственности, бесчисленных разорениях, неоправданных военной необходимостью, то есть обвинялись в совершении   военных преступлений - п. «b» ст.  Устава Международного Военного Трибунала.

-в массовом истреблении, порабощении, ссылках и других жестокостях, совершённых в отношении гражданского населения по политическим, расовым или религиозным мотивам, т. е. в совершении преступлений против человечности п. «с» ст.  Устава Международного Военного Трибунала.

 

 

 

 

камеры, в коорых содержались нацисты.jpg

камеры, в которых содержались нацисты

Процесс:

Документы обвинения, представленные на процессе, неопровержимо свидетельствовали о том, что все акты фашистской агрессии планировались и подготавливались задолго до их осуществления.

Большое значение имели и свидетельства лиц, занимавших высокие должности в командовании фашистской армии и разведки, таких как генерал- фельдмаршал Ф. Паулюс, Э. Лахузен, Г. Гизевиус и др.

Наступило время допроса подсудимых и свидетелей защиты. Фашистские главари вели себя на Нюрнбергском процессе, как профессиональные уголовники: и на предварительных допросах, и на суде они запирались, лгали, а когда их изобличали, признавались в менее значительных преступлениях, чтобы скрыть более тяжкие. Спасая свою шкуру, взваливали ответственность на сообщников, главным образом мёртвых – Гитлера, Гиммлера, Геббельса. Даже Кальтенбруннер заявил, что он-де не знал о зверствах гестапо. Люди, лишённые чести и совести, не останавливавшиеся ни перед какими злодеяниями для достижения своих преступных целей, они пытались на суде говорить о «долге» и «верности присяге».

1945ribben.jpg

Допрос Риббентропа

272.jpg

Фридрих Паулюс – фельдмаршал. Во время битвы по Сталинградом его армия, насчитывающая 300 человек, была взята в плен.

 

Последнее слово. Исполнение приговора.

К 31 августа судебное следствие было завершено и Трибунал предоставил последнее слово подсудимым.

30 сентября ровно в 10 часов утра при переполненном зале началось оглашение приговора. Единственные, кого оправдали – Шахт, Папен и Фриче, которые были тут же освобождены из-под стражи.

Военный трибунал приговорил: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заукеля, Йодля, Зейс-Инкварта и заочно Бормана — к смертной казни через повешение; Гесса, Функа и Редера — к пожизненному заключению; Шираха и Шпеера — к 20 годам лишения свободы,  Нейрата — к 15, Дёница — к 10 годам тюрьмы.

9 и 10 октября 1946 года в Берлине состоялось заседание Контрольного совета в Германии.

 

Значение и уроки Нюрнберга.

В Нюрнберге осудили не просто военных преступников. Пусть даже главных. И суд не закончился в тот момент, когда палач накинул петлю на шею последнего из подсудимых, приговоренных Международным военным трибуналом к смертной казни. В Нюрнберге судили фашизм – политическую систему открытой террористической диктатуры, идеологию, с ярко выраженной античеловеческой направленностью.

Сроки  давности преступлений против человечества.

Преступления против человечества не имеют срока давности. В 2009 году в Америке был найден один из пособников фашистов, Иван Демьянюк. Заведено дело, по которому его осудили за преступления, совершенные в годы Второй Мировой Войны. Демьянюку на сегодняшний день 89 лет. Но его преступления доказаны, и он осужден.

Демьянюк Иван.jpg

 

Демьянюк И.jpg

Иван Демьянюк.

 

Помните, какой ценой завоеваны свобода, счастье и независимость

нашей Родины!

 

DSCN1094_preview.jpg

Памятник «Родина-мать зовет»

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Суд над фашизмом и агрессией"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Доклад о истории и значении Нюрбенского процесса, о том в совершении каких преступлений обвинялись нацисты. Рассмотрение процесса со стадии подготовки процесса до вынесения приговора и исполнении приговора трибуналаЦели:1.учить историю и значение Нюрнбергского процесса.2.В канун 75-летия Победы Великой Отечественной Войны ознакомить учащихся с историей и решениями суда над нацистами.3.Показать значимость борьбы с фашизмом.Задачи:1. Донести до студентов историю Нюрнбергского процесса 2. Показать, что преступления против человечества не имеют срока давности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 525 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект по обществознанию. Тема 18. Политико-правовая сфера жизни общества
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: Глава 3. Политическая жизнь общества
  • 31.12.2020
  • 1745
  • 10
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.08.2020 135
    • DOCX 463.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Микова Марина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Микова Марина Анатольевна
    Микова Марина Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81809
    • Всего материалов: 233

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 158 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 416 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1357 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 916 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 115 человек

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе