Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСтруктурная карта урока «Литературная деятельность Н.М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза» как образец русского сентиментализма»

Структурная карта урока «Литературная деятельность Н.М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза» как образец русского сентиментализма»

Скачать материал

Структурная карта урока

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

1. Самостоятельная работа.

1 вариант.

1. Какое начальное образование получил Радищев в Москве?

2. Назовите одно из первых сентиментальных произведений Радищева? О чем оно?

3. Как называются главы «Путешествия»?

4.Назовите главные темы «Путешествия…».

5. «Звери алчные, пиявцы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, - воздух».  Из какой главы эти строки?

2 вариант.

1. В каком университете продолжил образование Радищев за границей? Что он изучал?

2. В каком произведении Радищев воспел право народа судить царя и возвести его на плаху?

3. Каким «Словом» заканчивается книга Радищева?

4.Какую функцию несет сюжет путешествия? Кто является главным героем?

5.В какой главе прослеживается экономический аргумент против крепостного права?

2. Биография Карамзина.

1. Анализ высказывания. “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…” Н.М. Карамзин

2. Самостоятельная работа.

1 вариант.

1.Какое путешествие совершил начинающий литератор, чтобы позднее написать о нем книгу? Как называлась книга?

2.Как называется главный труд Карамзина?

3.Какой смысл вложен автором в эпитет «бедная» в заглавии повести?

4.Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?

5.Как поступила Лиза со 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст?

2 вариант.

1.Свидетелем какого важного исторического события в Европе был Карамзин?

2.В чем заключается заслуга Карамзина в реформировании русского языка?

3.Какие окрестности, описанные в повести, стали любимым местом паломничества образованной публики и связаны ли они с биографией автора?

4.Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери?

5.Как Эраст обманул Лизу? Что он ей сказал?

3. Анализ повести «Бедная Лиза».

1. Составить кластер «Сущность любви».

2. Каково значение прилагательного бедный в контексте названия и повести в целом.

3. Выборочное чтение характеристик Лизы и Эраста с выписыванием ключевых слов и словосочетаний.

Сравнительная характеристика героев.

 Социальное положение

Лиза

Эраст

поселянка, крестьянка, простая девушка

дворянин, знатный господин

Отношение к богатству

бедна, зарабатывает на жизнь, отказывается от предложенных денег

довольно богат, проматывает деньги, вступает в брак по расчёту, покоряясь обстоятельствам и сообразно нравам того времени

Качества характера

чиста душой, доверчива, открыта по отношению к миру и людям, наивна; нежная, заботливая,  любящая, внимательная дочь, трудолюбива (работящая), некорыстна (бескорыстна), глубоко, искренне, беззаветно любит, хранит верность своей любви, крах в любви стал крахом всей жизни

“изрядный разум, доброе от природы сердце”, но слабый, ветреный, легкомысленный человек, ведёт рассеянную светскую жизнь, любовь становится воплощением его мечты об иной жизни, думает только о себе, совестлив

Общие черты героев. Оба искренно любят и глубоко страдают, что позволяет рассказчику выразить надежду на то, что “теперь, может быть, они уже примирились”.

Общий вывод. Новизна и неоднозначность созданных Карамзиным образов обычных, простых людей, рассказ об истории их сложных чувств и мыслей явились своеобразным художественным открытием, определившим дальнейшее развитие литературного процесса.

4. Как Эраст относится к Лизе?

5. Кульминация отношений Лизы и Эраста. (Выразительное чтение сцены, где речь идёт о гибели непорочности).

— Изменились ли отношения Лизы и Эраста после случившегося?

— К какому выводу приходит автор?

6. Эпизод прощания Эраста с Лизой перед его отъездом на войну. Чтение описания душевного состояния Лизы после известия об отъезде Эраста на войну: “Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти”. Мотивировка интонации. Роль тире в предложении.

7. Выразительное чтение последнего разговора Лизы и Эраста.

Дискуссионный вопрос: кем был для Лизы Эраст и кем оказалась для Эраста Лиза?

8. Эраст постарался откупиться от Лизы. Героиня кончает жизнь самоубийством. Как поступает Лиза с матерью? (Деньги в повести — порочные “ценности” цивилизации, символ неестественных, неискренних отношений.)

— Лиза кинулась в озеро, как в начале повести в Москву-реку со словами “Никто не владей вами!” были брошены “непродажные” ландыши. Могут ли быть связаны эти эпизоды?

9. Чтение заключительного абзаца.

— Меняется ли наше отношение к Эрасту?

10. Литературоведческие понятия. Жанр произведения — реальная быль, повесть-быль (указания на реальное место и время). Идея произведения — “И крестьянки любить умеют”.

4. Теоретический материал. Сентиментализм.

- Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на прошлых уроках?

1.Найти определение сентиментализма в учебнике, записать определение в тетрадь.

2.Особенности сентиментализма.

1.Важнейшая ценность – чувства. Идеал чувствительности.

2.Произведение искусства ценилось по тому, насколько оно могло растрогать человека.

3.Величие природы, которая является средством воспитания чувствительности.

4.Герой индивидуализирован.

5.Герои – простые люди, богатый внутренний мир простолюдина, утверждение прирожденной нравственной чистоты. Герой близок к природе, любуется ей.

6.Литература обращена к повседневности, быта.

7.Любимые жанры – путевые записки, письма, дневники, мемуары, романы, элегия. Часто повествование ведется  от 1 лица.

8.Воспитание эмоциональной культуры читателя.

9.Идеи нравственного равенства, естественной простоты, органической связи с природой.

10.Обращение к разговорным нормам, введение просторечия.

Основные черты

Классицизм

Сентиментализм

Основной пафос

культ разума

культ чувства

Взаимоотношения  личности и государства

человек-гражданин, интерес к государственным деятелям

приоритет личной жизни, интерес к простому человеку

Изображение героя

внешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера

внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера

Авторская позиция

объективность повествования

субъективность повествования, неоднозначность авторской позиции

Ведущие жанры

ода, трагедия, комедия

повесть, дневник, письма, песня, романс

Роль литературы

поучать, воспитывать

сострадать, пробуждать лучшие чувства

Нормированность

строгие правила

нарушение норм; культ природы; элементы психологизма

Проблемный вопрос. Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Структурная карта урока «Литературная деятельность Н.М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза» как образец русского сентиментализма»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Структурная карта урока

«Литературная деятельность Н.М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза» как образец русского сентиментализма»

1. Самостоятельная работа.

1 вариант.

1. Какое начальное образование получил Радищев в Москве?

2. Назовите одно из первых сентиментальных произведений Радищева? О чем оно?

3. Как называются главы «Путешествия»?

4.Назовите главные темы «Путешествия…».

5. «Звери алчные, пиявцы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, - воздух».  Из какой главы эти строки?

2 вариант.

1. В каком университете продолжил образование Радищев за границей? Что он изучал?

2. В каком произведении Радищев воспел право народа судить царя и возвести его на плаху?

3. Каким «Словом» заканчивается книга Радищева?

4.Какую функцию несет сюжет путешествия? Кто является главным героем?

5.В какой главе прослеживается экономический аргумент против крепостного права?

2. Биография Карамзина.

1. Анализ высказывания. “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…” Н.М. Карамзин

2. Самостоятельная работа.

1 вариант.

1.Какое путешествие совершил начинающий литератор, чтобы позднее написать о нем книгу? Как называлась книга?

2.Как называется главный труд Карамзина?

3.Какой смысл вложен автором в эпитет «бедная» в заглавии повести?

4.Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?

5.Как поступила Лиза со 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст?

2 вариант.

1.Свидетелем какого важного исторического события в Европе был Карамзин?

2.В чем заключается заслуга Карамзина в реформировании русского языка?

3.Какие окрестности, описанные в повести, стали любимым местом паломничества образованной публики и связаны ли они с биографией автора?

4.Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери?

5.Как Эраст обманул Лизу? Что он ей сказал?

3. Анализ повести «Бедная Лиза».

1. Составить кластер «Сущность любви».

2. Каково значение прилагательного бедный в контексте названия и повести в целом.

3. Выборочное чтение характеристик Лизы и Эраста с выписыванием ключевых слов и словосочетаний.

Сравнительная характеристика героев.

 Социальное положение

Лиза

Эраст

поселянка, крестьянка, простая девушка

дворянин, знатный господин

Отношение к богатству

бедна, зарабатывает на жизнь, отказывается от предложенных денег

довольно богат, проматывает деньги, вступает в брак по расчёту, покоряясь обстоятельствам и сообразно нравам того времени

Качества характера

чиста душой, доверчива, открыта по отношению к миру и людям, наивна; нежная, заботливая,  любящая, внимательная дочь, трудолюбива (работящая), некорыстна (бескорыстна), глубоко, искренне, беззаветно любит, хранит верность своей любви, крах в любви стал крахом всей жизни

“изрядный разум, доброе от природы сердце”, но слабый, ветреный, легкомысленный человек, ведёт рассеянную светскую жизнь, любовь становится воплощением его мечты об иной жизни, думает только о себе, совестлив

Общие черты героев. Оба искренно любят и глубоко страдают, что позволяет рассказчику выразить надежду на то, что “теперь, может быть, они уже примирились”.

Общий вывод. Новизна и неоднозначность созданных Карамзиным образов обычных, простых людей, рассказ об истории их сложных чувств и мыслей явились своеобразным художественным открытием, определившим дальнейшее развитие литературного процесса.

4. Как Эраст относится к Лизе?

5. Кульминация отношений Лизы и Эраста. (Выразительное чтение сцены, где речь идёт о гибели непорочности).

— Изменились ли отношения Лизы и Эраста после случившегося?

— К какому выводу приходит автор?

6. Эпизод прощания Эраста с Лизой перед его отъездом на войну. Чтение описания душевного состояния Лизы после известия об отъезде Эраста на войну: “Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти”. Мотивировка интонации. Роль тире в предложении.

7. Выразительное чтение последнего разговора Лизы и Эраста.

Дискуссионный вопрос: кем был для Лизы Эраст и кем оказалась для Эраста Лиза?

8. Эраст постарался откупиться от Лизы. Героиня кончает жизнь самоубийством. Как поступает Лиза с матерью? (Деньги в повести — порочные “ценности” цивилизации, символ неестественных, неискренних отношений.)

— Лиза кинулась в озеро, как в начале повести в Москву-реку со словами “Никто не владей вами!” были брошены “непродажные” ландыши. Могут ли быть связаны эти эпизоды?

9. Чтение заключительного абзаца.

— Меняется ли наше отношение к Эрасту?

10. Литературоведческие понятия. Жанр произведения — реальная быль, повесть-быль (указания на реальное место и время). Идея произведения — “И крестьянки любить умеют”.

4. Теоретический материал. Сентиментализм.

- Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на прошлых уроках?

1.Найти определение сентиментализма в учебнике, записать определение в тетрадь.

2.Особенности сентиментализма.

1.Важнейшая ценность – чувства. Идеал чувствительности.

2.Произведение искусства ценилось по тому, насколько оно могло растрогать человека.

3.Величие природы, которая является средством воспитания чувствительности.

4.Герой индивидуализирован.

5.Герои – простые люди, богатый внутренний мир простолюдина, утверждение прирожденной нравственной чистоты. Герой близок к природе, любуется ей.

6.Литература обращена к повседневности, быта.

7.Любимые жанры – путевые записки, письма, дневники, мемуары, романы, элегия. Часто повествование ведется  от 1 лица.

8.Воспитание эмоциональной культуры читателя.

9.Идеи нравственного равенства, естественной простоты, органической связи с природой.

10.Обращение к разговорным нормам, введение просторечия.

Основные черты

Классицизм

Сентиментализм

Основной пафос

культ разума

культ чувства

Взаимоотношения  личности и государства

человек-гражданин, интерес к государственным деятелям

приоритет личной жизни, интерес к простому человеку

Изображение героя

внешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера

внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера

Авторская позиция

объективность повествования

субъективность повествования, неоднозначность авторской позиции

Ведущие жанры

ода, трагедия, комедия

повесть, дневник, письма, песня, романс

Роль литературы

поучать, воспитывать

сострадать, пробуждать лучшие чувства

Нормированность

строгие правила

нарушение норм; культ природы; элементы психологизма

Проблемный вопрос. Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 307 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 427
    • DOCX 49 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нидерер Наталия Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нидерер Наталия Васильевна
    Нидерер Наталия Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 105460
    • Всего материалов: 38

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1529 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 889 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 239 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 61 человек

Мини-курс

Психические защиты и психоаналитический взгляд на личное развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе