Инфоурок Биология Рабочие программы"Строение сердца" 8 класс

"Строение сердца" 8 класс

Скачать материал

Кийминская школа-сад им.Ускенбаева

 

 

 

 

 

Открытый урок

По биологии

на тему:

 

 

«Строение сердца»

8 класс

 

 

 

 

                                                                                                        Дмитренок В.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

2014-2015

 

Урок №35  Биология 8 класс                               Дата проведения:17.01.15

 

Тема урока: Строение сердца

Цель урока: изучить строение и работу сердца,  способствуя формированию знаний учащихся на уроке.

Задачи урока:

Познавательные:

·         Раскрыть связь строения сердца с его функцией.

·         Дать понятие о сердечном цикле, причине неутомляемости сердца.

·         Рассмотреть причину автоматизма сердца.

·         Раскрыть роль нервно-гуморальной регуляции в работе сердца.

Развивающие:

·         Развивать умение делать выводы на основе полученной информации.

·         Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора.

Воспитательные:

·         Создать условия для развития коммуникативных навыков учащихся и проявления самостоятельности в учебном процессе

Ход урока

 

I.Орг.момент

II.Проверка знаний

Задание 1

а) дописать предложения:

·         Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – …(внутреннюю среду организма).

·         Жидкая соединительная ткань – …(кровь)

·         Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – …(фибриноген)

·         Плазма крови без фибриногена называется – …(сыворотка крови)

·         Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин-….(эритроциты)

·         Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – …(анемия)

·         Человек, дающий свою кровь для переливания, – …(донор)

·         Защитная реакция организма, например, против инфекций – …(воспаление)

·         Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – …(иммунитет)

·         Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … (вакцина)

·         Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – …(антитела)

 

 

Задание 2

б) В одной популярной книге по физиологии образно сказано «в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». Что подразумевается под «кораблями» и «гаванями». (Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг).

И.П.Павлов сказал: «в организме имеется «чрезвычайная» реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого» Про что это сказано? (Фагоцитоз)

Изучение новой темы

     Звучит тихо музыка, и на ее фоне раздается «стук сердца». В класс входят Наука, Сила, Сердце, Разум. В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и Сила. Наука, не закрывая их, - впереди. В руках у Разума книга.  Ученик, исполняющий роль Сердца, одет в красное, а в руках – большой красочный рисунок сердца.

 

  Наука. Давным - давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.

Сила. Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.

Разум. Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.

Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я  - нежность и твердость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука. Уважаемая Сила, все, что ты говорила, - правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твердая. Много от тебя пользы, но и немало и зла.

Почтенный Разум, и ты говорил правду. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю Вас к согласию. А повелителем  для всех будет Сердце.

Ты, Разум многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее он одобрит, а плохое не примет.

Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет тебя, от недобрых удержит. Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит сердце.

Все берутся за руки, поднимают вверх.

 

Ученица читает стихотворение Э.Межелайтиса «Сердце»

 

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

 

    К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.

Сердце – это удивительный и надежный мотор, который работает в течение всей жизни без остановки и ремонта.

Кровь в организме человека течет по замкнутой системе сосудов. Она находится в постоянном движении. Благодаря этому все органы и ткани тела получают питательные вещества и кислород, а также освобождаются от вредных веществ. Движение крови в организме называется кровообращением.

                              К органам кровообращения относятся:

 


                                   Сердце                              кровеносные сосуды

 

1.      Строение сердце

История науки о сердце началась в 1628 году, когда Гарвеем были открыты законы кровообращения. Этот год считается годом возникновения научной кардиологии – это наука о строении сердца и сосудов.

Сердце – полый мышечный орган, расположенный в левой части грудной полости. Вес примерно – 300 г.

 

Стенка сердца состоит из 3 слоев:

внутренний – эндокард,

средний – миокард

наружный – эпикард

Эндокард изнутри выстилает поверхность камер сердца, он образован эндотелием (вид эпителия)

Миокард  составляет основную массу стенки сердца (см. Рис. 4). Он образован поперечнополосатой сердечной мышечной тканью, волокна которой расположены в несколько слоев. Миокард предсердий значительно тоньше, чем миокард желудочков. Миокард левого желудочка в 3 раза толще, чем миокард правого.

Эпикард – серозная оболочка сердца, образованная соединительной и эпителиальной тканью.

Перикард  – сердечная сумка. Состоит из наружного (прилегающего к эпикарду) и внутреннего листка, между которыми есть полость (перикардиальная полость), заполненная жидкостью, которая снижает трение. Сама сумка выполняет защитную роль.

 

2.      Роль предсердий и желудочков

Сердце сплошной вертикальной перегородкой делится на правую и левую части,  которые не сообщаются между собой. Левая половина сердца качает кровь, богатую кислородом. Правая половина – наполненную углекислым газом. Артериальная и венозная кровь, благодаря перегородке не смешиваются. Каждая из частей делится поперечной перегородкой на два отдела – камеры: предсердия и желудочек. Таким образом, сердце у человека четырехкамерное. Оно состоит из двух предсердий и двух желудочков.

Верхние отделы сердца – правое и левое предсердия, нижние отделы – правый и левый желудочки.

3.      Клапаны

Разделение предсердий и желудочков обеспечивают створчатые клапаны:

Правый – трехстворчатый

Левый – двухстворчатый (митральный)

Клапаны прикреплены  к стенкам желудочков сухожильными нитями. Они открываются только в одну сторону, в сторону желудочков. Мышцы предсердий более тонкие, так как они только проталкивают кровь, пришедшую к ним по сосудам, в желудочки сердца.

Между сердцем и сосудами имеются полулунные клапаны. Они препятствуют обратному току крови.

Таким образом, кровь течет из предсердий в желудочки, из желудочков – в артерии.

Вены                предсердие                желудочек               артерии

 

 

 

4.      Фазы сердца

Почему сердце, работая всю жизнь, не устает? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны с вами рассмотреть , как работает сердце.

- Человек не создал еще такую машину, которая могла бы беспрерывно работать 70-80 и более лет. Сердце – двигатель огромной работоспособности. В сутки оно делает 100 тысяч, а за год почти 40 миллионов ударов.

- Чем можно объяснить такую работоспособность сердца?

- Деятельность сердца представляет собой ритмическую смену фаз сердечного цикла. Сердечный цикл – это чередование сокращений (0,4 сек) и расслаблений (0,4 сек) сердца.

Сердечный цикл состоит из трех фаз

·         Сокращение предсердий – систола предсердий – длится около 0,1 с, при этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.

·         Сокращение желудочков – систола желудочков – длится около 0,3 с, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты (сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердия), кровь устремляется в лёгочную артерию и аорту.

·         Полное расслабление сердца – сердечная пауза, или диастола, - длится около 0,4 с.

 То есть, один сердечный цикл длится меньше секунды, примерно 0,8 с. В норме сердце сокращается 70-75 раз в минуту

Еще одной особенностью сердечной мышцы является ее независимость от нервных импульсов. Сердце ритмично сокращается под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Это явление называется автоматией сердца.

5.      Типы сосудов

В организме человека различают 3 типа сосудов: артерии, вены, капилляры.

Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца. В них кровь движется под большим давлением, поэтому они имеют толстые эластичные стенки. Крупные артерии делятся на более мелкие, и в конце распадаются на сеть капилляров.

Капилляры – мельчайшие сосуды с тонкими стенками (см. Рис. 13). Это позволяет им выполнять газообмен между кровью и тканями.

Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу (см. Рис. 14). Кровь по ним движется медленно, поэтому они имеют эластичные стенки. Некоторые вены имеют клапаны, что позволяет им поднимать кровь вверх, против силы тяжести, то есть препятствовать обратному току крови по сосудам.

Закрепление  новой темы:

 К органам кровообращения относятся?

Из каких слоев состоит стенка сердца?

Какие клапаны  обеспечивают разделение предсердий и желудочков?

Какие клапаны имеются между сердцем и сосудами?

Почему сердце, работая всю жизнь, не устает?

В организме человека различают 3 типа сосудов?

Из каких трех фаз состоит сердечный цикл?

 

Домашнее задание: Изучить  § 35 стр 131 – 135,  Приготовить сообщение «Достижения ученых в области кардиологии»

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Строение сердца" 8 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 303 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.12.2020 462
    • DOCX 64.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тагирова Муъминат Валиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тагирова Муъминат Валиевна
    Тагирова Муъминат Валиевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1614763
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 455 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 164 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе