Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Материаловедение
Строение и основные свойства металлов
2 слайд
Литература:
1. Лившиц Б.Г. Металлография. М.: Металлургия, 1971 или 1990.
2. Лахтин Ю.М. Металловедение и термическая обработка металлов. М.: Металлургия, 1984. 360 с. (Ю. М. Лахтин, В. П. Леонтьева, 3-е изд., перераб. и доп. М. Машиностроение 1990)
3. Научные основы материаловедения./ Под ред. Б.Н.Арзамасова. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана. 1994, 366 с.
4. Солнцев Ю.П. Материаловедение. Academia; 2007 г.; 493 стр.
5. Зарипов Н.Г. Методы металлографического анализа. Методические указания к лабораторным работам по курсу «Материаловедение». Уфа, 1999.
6. Зарипов Н.Г., Зарипова Р.Г. Структура сплавов в равновесном состоянии. Методические указания к лабораторным работам по курсу "Материаловедение". Уфа, 1999.
3 слайд
Павел Петрович Аносов
П.П. Аносовым впервые было введено в практику и распространено понятие о макроструктуре как о показателе качества металла, а также обосновано выявление макроструктуры травлением и применение микроскопа для изучения макроструктуры как метода исследования.
П.П. Аносов - зачинатель производства специальных сталей - титановых, марганцевых, хромистых и других.
В 1837 г. из выплавленного булата Павел Петрович изготовил первый клинок. С этого времени на Златоустовской фабрике началось массовое производство булатных сабель и шашек.
4 слайд
Дмитрий Константинович Чернов
[20. 10(1.11). 1839, Петербург, - 2.1.1921, Ялта], русский учёный в области металлургии, металловедения, термич. обработки металлов.
В 1866-68 в результате практич. изучения причин брака при изготовлении орудийных поковок, а также глубокого анализа работ своих предшественников П. П. Аносова, П. М. Обухова, А. С. Лаврова и Н. В. Калакуцкого по вопросам выплавки, разливки и ковки стальных слитков Чернов Д. К. установил зависимость структуры и свойств стали от её горячей механич. и термич. обработки. Чернов Д. К. открыл критич. температуры, при которых в стали в результате её нагревания или охлаждения в твёрдом состоянии происходят фазовые превращения, существенно изменяющие структуру и свойства металла.
5 слайд
Простые – металлы с полностью заполненными или полностью незаполненными электронами d- и f- оболочки.
Пример.
Переходные – металлы, где электронные уровни заполнены непоследовательно.
Пример.
Металлы – это вещества, которые имеют в твердом состоянии кристаллическую решетку и коллективизиро-ванные электроны.
Среди всех известных элементов, металлов - подавляющее большинство - 76. Такие элементы как Si, Ge, As, Se, Te относят к полупроводникам (их свойства находятся между свойствами металлов и неметаллов).
Металлы делятся на простые и переходные.
6 слайд
Металлы обладают рядом характерных свойств:
- высокой тепло- и электропроводностью;
- положительным температурным коэффициентом электро-сопротивления;
- термоэлектронной эмиссией;
- хорошей отражательной способностью;
- повышенной способностью к пластической деформации.
Атомы металла легко расстаются со своими валентными электронами. Ионизационный потенциал у металлов низок (4…9 эв), у неметаллов - более высокий (10 эв и выше). Ионизационный потенциал полупроводников С, Si, Ge, Аs, Sе,Те, -Sn занимает промежуточные значения (8…10 эв).
7 слайд
Металл можно рассматривать как коллектив положительных ионов, находящихся в среде свободных электронов. Взаимодействие между положительными ионами и коллективизированными электронами – основа металлической связи. Она не имеет направленного характера. Ионы сохраняют постоянное положение и образуют пространственную решетку кристалла. Электроны металла не фиксированы в определенных местах. Они заполняют все промежутки между ионами.
Сила связи в металлах определяется соотношением между силами отталкивания и силами притяжения между ионами и электронами. Атомы (ионы) располагаются на таком расстоянии друг от друга, чтобы энергия взаимодействия была минимальной.
8 слайд
Кристаллическая решетка представляет собой воображаемую пространственную сетку, в узлах которой располагаются атомы (ионы), образующие твердое кристаллическое тело. Наименьший объем кристалла, дающий представление об атомной структуре металла во всем объеме называется элементарной кристаллической решеткой.
9 слайд
Кристаллические пространственные решетки делят на 7 систем - сингоний, исходя из соотношения между осевыми единицами и углами. Стороны параллеле-пипеда обозначаются через вектора a, b и с, которые называются параметрами кристаллической решетки, и углы , и . В результате получаются 14 типов кристаллических решеток, которые называются решетками Браве.
10 слайд
11 слайд
Металлы образуют кристаллические решетки:
кубическую объемноцентрированную (ОЦК),
кубическую гранецентрированную (ГЦК),
гексагональную (ГП).
Плотность кристаллической решетки характеризуется координационным числом, т.е. числом ближайших соседних атомов, окружающих данный атом. Чем выше к. ч. - тем больше плотность упаковки атомов.
В ОЦК решетке - наименьшее расстояние d = 0,5a3. На этом расстоянии находятся 8 атомов. К = 8. Коэффициент заполнения - 0,68.
В ГЦК решетке - наименьшее расстояние d = 0,5a2. К = 12. Коэффициент заполнения - 0,74.
В ГП решетке - наибольшая плотность атомов при с/a=1,633. К = 12. Коэффициент заполнения - 0,74.
12 слайд
Для обозначения плоскостей пространственной решетки кристалла используют индексы Миллера.
Порядок определения индексов для данной плоскости:
1. Найти точки пересечения данной плоскости со всеми тремя осями координат в кристалле.
2. Взять обратную величину от найденных чисел.
3. Привести индексы к наименьшим целочисленным значениям, сохраняя при этом их соотношение.
4. Заключить индексы в круглые скобки (hkl).
Для обозначения плоскостей ГП решетки пользуются индексами Миллера-Браве (hkil), где i= - (h+k).
Кристаллографические направления обозначаются индексами [u v w], где u v w - простые числа, пропорциональны координатам выбранного узла вдоль осей X Y Z, который лежит на прямой, проходящей через начало координат, выраженных в осевых единицах. Примеры.
13 слайд
Наиболее плотноупакованными плоскостями для ОЦК решетки является (110), для ГЦК (111) и для ГП решетки (0001). Вследствие неодинаковой плотности атомов в различных плоскостях многие физические и механические свойства зависят от направления вырезки образцов. Подобная неодинаковость свойств по различным кристаллографическим направлениям называется анизотропией.
Пример. Для монокристалла чистой Сu (ГЦК) предел прочности в направлении [100] составляет 146 МН/м2, а в направлении [110] - 350 МН/м2.
Преимущественная ориентировка кристаллографичес-ких плоскостей относительно какого-либо направления называется текстурой.
14 слайд
Конец лекции
15 слайд
16 слайд
ОЦК металлы - W, Mo, Cr, V, Ka, Na, Li, -Ti, -Fe, Ta и др.
17 слайд
ГЦК металлы - Al, Cu, Ni, Ag, Au, Pb, -Fe, Pd, Ir, Ce и др.
18 слайд
ГП металлы - Mg, Zn, -Ti, Cd, Be, -Zr, Os и др.
19 слайд
1s2 2s2p6 3s2p6 d10 4s2
20 слайд
1s2 2s2p6 3s2p6 d6 4s2
21 слайд
22 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Контрольно-измерительные материалыдля проведения промежуточной аттестации студентов второго курса в 2013\2014 годупо учебной дисциплине“ Материаловедение”на специальности 190625 ” Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики”Подготовлено преподавателем Новичковым А.В.Спецификацияконтрольно-измерительных материалов промежуточной аттестации 1. Назначение экзаменационной работы оценить уровеньосвоения материала, предусмотренного рабочей программой учебной дисциплины « Материаловедение» для аттестации на соответствие их персональных достижений требованиям ОПОП специальности 190625 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики2. Документы, определяющие содержание промежуточной аттестации.Содержаниепромежуточной аттестации определяетсятребованиями к результатам освоения ОПОП ФГОС СПО специальности 190625 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики»3. Характеристика структуры и содержания промежуточной аттестации.. Структура работы отвечает целям построения системы обученияизучаемой дисциплине - знание теоретических основ и практическое применение знанийизучаемой дисциплины в третьем семестре . Проводится в формеэкзамена. Для проведения экзамена разработаны экзаменационные билеты, в которых содержитсятри вопроса, Первых два вопроса - теоретических, относящихся к разделамдисциплины« Материаловедение», третий вопрос- практический.4. Распределение заданий по содержанию, проверяемым умениям ;. Содержание соответствуют основным показателем результатов подготовки по устройству и основе теории подвижного состава автомобильного транспорта,Обучающийся должен уметь: выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения; знать:методы оценки свойств машиностроительных материалов;области применения материалов;классификацию и маркировку основных материалов;методы защиты от коррозии;способы обработки материалов.5. . Распределение заданий по уровню сложностиВсе задания соответствуют репродуктивному уровню6.Время выполнения работы. 1 час7. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом. Оценка знаний осуществляется следующим образом:–оценка «отлично» выставляется студенту за правильные ответы на поставленные вопросы.–оценка «хорошо» выставляется студенту за правильные теоретические вопросы и задачу, решенную в общем виде, числовые значения не подставлены.–оценка «удовлетворительно» выставляется в случае правильного ответа на один теоретический вопрос, и решенную задачу.–оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда теоретический вопрос не раскрыт, задача не решена.
6 661 524 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Маликова Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.