Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыСтрессы в неврологии и психологии

Стрессы в неврологии и психологии

Скачать материал
Скачать материал "Стрессы в неврологии и психологии"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Микробиолог

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • СтрессПрофилактика стресса

    1 слайд

    Стресс
    Профилактика стресса

  • Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье самые различные неблаго...

    2 слайд

    Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье
    самые различные неблагоприятные факторы:
    холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция aдреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие - вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС). Это и есть стресс.

  • Наиболее существенным недостатком в теории Селье является отрицание ведущей р...

    3 слайд

    Наиболее существенным недостатком в теории Селье является отрицание ведущей роли ЦНС в происхождении стресса.
    Селье и его последователи показали, что реакция на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться непосредственно не присутствием стресса, а его психологическим воздействием на личность.

  • Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стр...

    4 слайд

    Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р.Лазарус. Он, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную

  • Другой исследователь, доктор Харольд Вулфф нашел ответ на загадку, почему во...

    5 слайд

    Другой исследователь, доктор Харольд Вулфф нашел ответ на загадку, почему во время Второй мировой войны среди военнопленных, содержавшихся в немецких лагерях, лишь один человек из ста умер перед освобождением, тогда как среди военнопленных, содержавшихся в японских лагерях, перед осво­бождением умерли 33 человека из 100. Учитывая то, что питание и длительность содержания в лагерях было одинаковым, Вулфф обнаружил, что уровень эмоционального стресса в японских военных лагерях был гораздо выше, чем в немецких.
    Это и послужило причиной такой разницы в смертности

  • Современные взгляды на стресс отличаются условностью полного разделения физио...

    6 слайд

    Современные взгляды на стресс отличаются условностью полного разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Так, Марищук считает, что любой стресс является физиологическим, т.к.
    сопровождается различными физиологическими реакциями, и всегда эмоциональным,поскольку сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями.

  • Причины стресса
Причина стресса складывается из двух составляющих:

«стрессор...

    7 слайд

    Причины стресса

    Причина стресса складывается из двух составляющих:

    «стрессор»
    «стрессовая реакция».

  • СтрессорСтрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию бор...

    8 слайд

    Стрессор
    Стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, т.е. систему реакций человека, направленную на адаптацию.

  • В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами. 
Одни из них относятся к...

    9 слайд

    В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами.
    Одни из них относятся к
    - окружающей среде
    (токсины, жара, холод),
    - другие имеют психологическую природу
    (снижение самооценки, депрессия),
    - третьи — социологическую
    (безработица, смерть любимого человека)
    - остальные — философского характера (использование времени, цели жизни).

  • Все стрессоры можно примерно распределить по времени, требуемому на адаптацию...

    10 слайд

    Все стрессоры можно примерно распределить по времени, требуемому на адаптацию:

    повседневные неприятности (могут быть малыми или средними по негативной значимости) требуют минуты для адаптации;
    критические жизненные события, травматические события, которые требуют качественной структурной реорганизации в структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры;
    хронические перегрузки – стрессор долго действует во времени: в результате всё время повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после серьёзных, субъективно-значимых событий (развод, к примеру).

  • Стрессовая реакцияСтрессовые реакции могут быть:
физиологическими
эмоциональн...

    11 слайд

    Стрессовая реакция
    Стрессовые реакции могут быть:
    физиологическими
    эмоциональными
    поведенческими

  • Физиологические стрессовые реакции, такие как нарушение дыхания, сердцебиения...

    12 слайд

    Физиологические стрессовые реакции, такие как нарушение дыхания, сердцебиения, сна. Головные боли, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и др. в зависимости от индивидуальных особенностей

  • Типичные эмоциональные  стрессовые реакции – это реакции двух типов: стеничес...

    13 слайд

    Типичные эмоциональные стрессовые реакции – это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида).

  • Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения...

    14 слайд

    Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы.

  • Так что же такое стресс?Стресс это психофизиологическая реакция организма на...

    15 слайд

    Так что же такое стресс?
    Стресс это психофизиологическая реакция организма на воздействие внешней среды, выходящая за границы адаптационной нормы.

  • В связи с особенностями раздражителя принято выделять два основных варианта с...

    16 слайд

    В связи с особенностями раздражителя принято выделять два основных варианта стресса:

  • Физиологический стресс вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и...

    17 слайд

    Физиологический стресс вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и т.д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс.

  • Психологический подразделяют на информационный и эмоциональный. 
Информационн...

    18 слайд

    Психологический подразделяют на информационный и эмоциональный.
    Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений – и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности. Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека.

  • Стресс необязательно несет в себе только отрицательную нагрузку- Эустресс - с...

    19 слайд

    Стресс необязательно несет в себе только отрицательную нагрузку
    - Эустресс - стресс позволяющий организму мобилизоваться, почувствовать прилив сил, помогающий работать на высоком уровне
    - Дистресс – стресс который несет в себе разрушительную для нашего организма силу

  • Фазы стрессаФаза 1. Реакция тревоги Фаза 2. Стадия сопротивления. Фаза 3. Ста...

    20 слайд

    Фазы стресса
    Фаза 1. Реакция тревоги
    Фаза 2. Стадия сопротивления.
    Фаза 3. Стадия истощения.

  • Фаза 1. Реакция тревоги  В результате первичного столкновения со стрессором в...

    21 слайд

    Фаза 1. Реакция тревоги
    В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.

  • Фаза 2. Стадия сопротивления  Если стрессор не прекращает своего воздействия...

    22 слайд

    Фаза 2. Стадия сопротивления
    Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, происходит мобилизация резервов организма. Признаки реакции тревоги практически исчезают. Активность растет, сопротивление становится выше нормы. Физически и психически чувствует себя хорошо. Проходят многие заболевания, такие как гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии и т.д.

  • Фаза 3. Стадия истощения В результате длительного взаимодействия со стрессоро...

    23 слайд

    Фаза 3. Стадия истощения
    В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить. Человек теряет способность противостоять стрессору.

  • Стрессоры могут оказывать разное воздействие на состояние человека:
 Стресс м...

    24 слайд

    Стрессоры могут оказывать разное воздействие на состояние человека:
    Стресс может являться причиной возникновения (необходимой и достаточной) психического расстройства. Например, это реакция горя или посттравматическое стрессовое расстройство.
    Стресс может стать провокатором, триггером, который запускает психическое расстройство (например, начало острого состояния при шизофрении).
    - Стресс может усугублять уже имеющиеся негативные состояния организма (соматические заболевания, психические нарушения).
    В то же время, стрессовое событие может вызвать активацию личностных и социальных ресурсов, изменить отношение человека к имеющейся проблеме, т.е. стать катализатором позитивных изменений..

  • ПТСР		Посттравматическое стрессовое расстройство

    25 слайд

    ПТСР
    Посттравматическое стрессовое расстройство

  • Посттравматическое стрессовое расстройство— это не психотическая отсроченная...

    26 слайд

    Посттравматическое стрессовое расстройство— это не психотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практи­чески у любого человека.
    Посттравматическое стрессовое расстройство - состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нару­шения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близ­кого человека, угроза физическому здоровью или образу Я.

  • четыре характеристики травмы1.  Происшедшее событие осознается, то есть челов...

    27 слайд

    четыре характеристики травмы
    1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние;
    2. Это состояние обусловлено внешними причинами;
    3. Пережитое разрушает привычный образ жизни;
    4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение бес­помощности, бессилия что-либо сделать или предпри­нять.

  • Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостояте...

    28 слайд

    Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс.

  • Первая фаза — фаза психологического шока — содержит два основных компонента:...

    29 слайд

    Первая фаза — фаза психологического шока — содержит два основных компонента:
    1. Угнетение активности, нарушение ориентировки в ок­ружающей среде, дезорганизация деятельности;
    2. Отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно кратковременна

  • Вторая фаза — воздействие — характеризуется выраженными эмоциональными реакци...

    30 слайд

    Вторая фаза — воздействие — характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия
    Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение — эмоции, отличающиеся непосредственно­стью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы...» и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшед­шего, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Характерный пример — описанное в литературе чувство «вины выжившего», нередко доходящее до уровня глубокой де­прессии.

  • Рассматриваемая фаза является критической в том отношении, что после нее начи...

    31 слайд

    Рассматриваемая фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо «процесс выздоровления» (отреагирование, принятие реальности, адаптация к вновь возникшим обстоятельствам), то есть третья фаза нормального реагирования, либо происходит фиксация на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму

  • Основные характеристикиТравматическое событие переживается вновь и вновь (fla...

    32 слайд

    Основные характеристики
    Травматическое событие переживается вновь и вновь (flashback).
    Упорно избегается всё то, что может быть связано с травмой.
    Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы
    Выраженное снижение интереса к тому, что раньше занимало
    Появляется чувство отстраненности и отчужденности от других, ощущение одиночества.
    Притупление эмоций.
    Появляется чувство укороченного будущего
    Раздражительность или вспышки гнева
    Устойчивые симптомы на физиологическом уровне

  • Саморегуляция

    33 слайд

    Саморегуляция

  • Известно, что человек способен влиять на себя, используя три пути:
а) изменен...

    34 слайд

    Известно, что человек способен влиять на себя, используя три пути:
    а) изменение тонуса скелетных мышц и дыхания;
    б) активное включение представлений и чувственных образов;
    в) использование программирующей и регулирующей роли слова

  • Способы регуляции эмоциональных состояний.

    35 слайд

    Способы регуляции эмоциональных состояний.

  • Дыхание - не только важнейшая функция организма, но и  эффективное средство в...

    36 слайд

    Дыхание - не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и воздействия на центры мозга. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

  • Для начала освоения можно освоить  2 вида  дыхания: нижнее (брюшное) и верхн...

    37 слайд

    Для начала освоения можно освоить 2 вида дыхания: нижнее (брюшное) и верхнее (ключичное).
    Нижнее дыхание используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее количество легочных пузырьков (альвеол).

  • Если вам необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, п...

    38 слайд

    Если вам необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности, то рекомендуется верхнее (ключичное) дыхание.

  • Упражнения на концентрацию внимания Внимание обычного человека обладает непро...

    39 слайд

    Упражнения на концентрацию внимания
    Внимание обычного человека обладает непроизвольной переключаемостью с объекта на объект. Это нетрудно проверить на следующем тесте: если внимательно посмотреть на усеченную пирамиду (вид сверху), то вы увидите, что она будет видна то вершиной к вам, то от вас. Это и есть непроизвольное переключение. Но если во время занятий по саморегуляции ваше внимание также постоянно будет переключаться то на внутренние ощущения, то на посторонние звуки, шумы, отвлеченные мысли, тогда успех занятий станет сомнительным. Поэтому необходимо тренировать способность удержания внимания на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4-5 минут. Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания и т.д.

  • Формирование навыков расслабления  мышц лица и рук.Именно эти части тела имею...

    40 слайд

    Формирование навыков расслабления мышц лица и рук.
    Именно эти части тела имеют самое большое представительство в коре головного мозга, и именно в этих частях наиболее часто возникают мышечные зажимы, т.е. группы мышц хронически находятся в повышенном тонусе даже тогда, когда человек расслаблен. Постоянно посылая в мозг активирующие сигналы, они не дают психике отдыха, в том числе и во время сна, угрожая внутреннему равновесию человека. Поэтому важно научиться расслаблять все группы мышц хоть на короткое время.

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Стрессы в повседневной жизни

Психологическийподразделяютнаинформационныйиэмоциональный.

 

Информационныйстрессвозникаетприинформационныхперегрузках, когдачеловеквынужденвыполнятьбольшоеколичествозадач, оперироватьбольшимобъемоминформации, приниматьмножестворешений – и приэтомонвысокозаинтересован в выполненииданнойработы, нообъеминформации, которуюнеобходимоперерабатывать, превышаетеговозможности. Эмоциональныйстрессразвивается в ситуацииугрозы, обиды и т.п. илиженаоборот, в ответначрезвычайнорадостноесобытие, а также в такназываемыхконфликтныхситуациях, когдасталкиваютсяпротиворечивыепотребности и мотивычеловека.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 789 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 661
    • PPTX 2.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ганукаев Рустам Ибрагимовмч. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ганукаев Рустам Ибрагимовмч
    Ганукаев Рустам Ибрагимовмч
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 951
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теоретические основы детской и подростковой психиатрии

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 104 человека

Курс повышения квалификации

Перинатальный психолог: психологическое сопровождение беременности, родов и послеродового периода женщины

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 82 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы психологии личности, социальной и дифференциальной психологии

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек