СТИЛЬ
ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА
От
характера педагогического общения во многом зависит эффективность
воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми
существенным образом влияет на формирование личности ребёнка, особенности его
отношения с окружающими.
Функции
педагогического общения
«Открытие» ребёнка на
общение
|
«Соучастие» ребёнку в
педагогическом общении
|
«Возвышение» ребёнка в
педагогическом общении
|
Создание
комфортных условий на занятиях.
|
Проявляется
в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми
|
Понимается
не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований
|
Стили
профессионального общения
Демократический
|
Авторитарный
|
Либеральный
|
Члены
коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними, решения
принимаются совместно.
|
В
отношениях преобладает строгость, жёсткие методы руководства, коллектив
выступает лишь в роли исполнителей, не участвует в принятии решений.
|
Отсутствует
единая линия и должная требовательность, каждый предоставлен сам себе.
|
Модели,
характеризующие отношения
взрослого и ребёнка
Модель «невмешательство в жизнь ребёнка»
Соответствует
либерально-попустительскому стилю воспитания. Взрослый, в лучшем случае,
занимает позицию наблюдателя, и между ним и ребёнком происходит эмоциональный
разрыв.
Учебно-дисциплинарная модель
Соответствует
авторитарному стилю воспитания: взрослый – руководитель и образец.
Личностно-ориентированная модель
Взрослый
не подгоняет развитие ребёнка, а предупреждает возникновение тупиковых
ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищённости, доверия к миру
и радости существования.
Характеристики
профессиональной позиции педагога стиля
общения
ДИСТАНЦИОННАЯ
Определение духовного расстояния между субъектами
взаимодействия
|
«далеко»
|
«близко»
|
«рядом»
|
Отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное
выполнение своих обязанностей.
|
Педагог
– «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие
замыслы.
|
Уважительное
отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, принятие
их интересов и чаяний.
|
УРОВНЕВАЯ
Расположенность субъектов друг к другу «по
вертикали»
|
«на»
|
«под»
|
«наравне»
|
Административное
давление на ребёнка, так как «он мал, неопытен, неумел».
|
Преклонение
перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка.
Педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому капризу
ребёнка.
|
Признание
Человека в ребёнке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности
с обеих сторон.
|
КИНЕТИЧЕСКАЯ
Положение человека по отношению к другому в
совместной деятельности,
в совместном движении к цели
|
«впереди»
|
«сзади»
|
«вместе»
|
Педагог
ведёт за собой своих воспитанников.
|
Педагог
– ведомый своими воспитанниками
|
Оба
объекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения цели.
|
Вывод:
В главном –
педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми он идёт по
жизни, преодолевая с ними её препятствия, приучая их к самостоятельности, к
ответственности за свой выбор.
Заключение.
С
точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию:
«рядом»,
«наравне», «вместе», но чуть «впереди».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.