Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство художественного изображения Отечественной войны 1812 года.

Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство художественного изображения Отечественной войны 1812 года.

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Документы в архиве:

27.5 КБ Thumbs.db
53.12 КБ Бородино.htm
19.46 МБ Интегрированный урок.ppt
29.32 КБ Конспект.docx
1.2 МБ ПРИЛ. 2.mp3
40.91 КБ Соотнеси строчки стихотворения с историческим событием.htm

Название документа Интегрированный урок.ppt

Промышленный переворот и его последствия Интегрированный урок в 5 классе (лит...
Стихотворение «Бородино», написанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 го...
Композиция стихотворения Что представляет собой стихотворение? Что такое диал...
Герои стихотворения Скажи-ка, дядя, ведь не даром… Почему так обращается к ра...
Рассказчик: Кто он? 	Рядовой участник Бородинского боя, бывший воин-артиллери...
Отечественная война 1812 года.
Стремление французского императора Наполеона I завоевать весь мир, в том числ...
Российский император Александр I (1801-1825) Утвердил план, по которому русск...
12 июня 1812 г. - ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНА В РОССИЮ
Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы...
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский, (1745 - 1813) - князь, гене...
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У на...
 А. Шепелюк. 1951г. «Кутузов командует боем»
Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз....
И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Мо...
Фильм
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на на...
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный...
Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Плохая им...
«Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право б...
Особенности создания художественной картины исторического события Прием	Приме...
«С ПОТЕРЕЮ МОСКВЫ НЕ ПОТЕРЯНА ЕЩЕ РОССИЯ. ПЕРВОЮ ОБЯЗАННОСТЬЮ СТАВЛЮ СЕБЕ СО...
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?...
ИЗГНАНИЕ НАПОЛЕОНА ИЗ РОССИИ
ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ РОССИИ 1. Отечественный характер войны, который проявлялся: в...
Подберите строчки из стихотворения, которые иллюстрируют исторические события...
В чем главная мысль стихотворения «Бородино»? Главная мысль произведения – бе...
Памятник фельдмаршалу Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге. Какие...
Памятник кавалергардам и конной армии. Арх.Верещагин. Главный монумент русски...
Домашнее задание Кроссворд. Сообщения о героях Отечественной войны 1812 года.
В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участник...
Партизаны Отечественной войны 1812 года. Денис Давыдов Надежда Дурова Герасим...
Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя.
Бивак – стоянка войск под открытым небом Кивер – высокий военный головной убо...
Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
Великая армия Наполеона Бонапарта Басурманы – люди другой веры, иноземцы, зде...
Мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин.
Уланы - вид легкой кавалерии, первоначально вооруженной пиками и саблями (в а...
Драгун - солдат или офицер некоторых кавалерийских частей (первоначально пред...
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеива...
Использованные источники и интернет ресурсы БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Кирилла и Ме...
‹‹
1 из 53
››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Промышленный переворот и его последствия Интегрированный урок в 5 классе (лит
Описание слайда:

Промышленный переворот и его последствия Интегрированный урок в 5 классе (литература – история), посвященный 200-летию Бородинской битвы: Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство художественного изображения Отечественной войны 1812 года. Авторы презентации: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 512 Невского района г. Санкт-Петербурга Сивицкая С.Б. и учитель истории Субботина Н.И.

№ слайда 2 Стихотворение «Бородино», написанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 го
Описание слайда:

Стихотворение «Бородино», написанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году, было посвящено 25-летию Бородинского сражения. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) В детстве Михаил Юрьевич Лермонтов слышал о Бородинском сражении от своего деда Афанасия Столыпина, который был участником войны 1812 года, артиллеристом- «бородинцем», и восхищался подвигом русских воинов. Еще в юношеских стихах М.Ю. Лермонтов обращался к теме Бородинского сражения, и многие мотивы ранней лирики вошли в окончательный вариант стихотворения «Бородино». Это было первое произведение, которое молодой поэт хотел показать А.С.Пушкину, но в январе 1937 года А.С.Пушкин был смертельно ранен на дуэли.

№ слайда 3 Композиция стихотворения Что представляет собой стихотворение? Что такое диал
Описание слайда:

Композиция стихотворения Что представляет собой стихотворение? Что такое диалог? Сколько строф занимает вопрос молодого солдата? А в скольких строфах мы слышим ответ старого солдата? Почти монолог. Почему? (Сражение показано глазами старого солдата, передающего эмоциональное отношение к описываемым событиям, что позволяет ярче выразить основную идею произведения).

№ слайда 4 Герои стихотворения Скажи-ка, дядя, ведь не даром… Почему так обращается к ра
Описание слайда:

Герои стихотворения Скажи-ка, дядя, ведь не даром… Почему так обращается к рассказчику молодой солдат? Сколько лет раньше служили в армии?

№ слайда 5 Рассказчик: Кто он? 	Рядовой участник Бородинского боя, бывший воин-артиллери
Описание слайда:

Рассказчик: Кто он? Рядовой участник Бородинского боя, бывший воин-артиллерист, находившийся в центре событий Возраст 45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад Внешний облик Седые волосы, усы, шрамы от ранений Манера держаться Спокойно, с достоинством, гордится тем, что участвовал в этом сражении Особенности речи Неспешная (вспоминает о событиях), эмоциональный рассказ о подвиге простых русских солдат Характер Гордость за товарищей, которые принимали участие в знаменитом сражении, готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Отечественная война 1812 года.
Описание слайда:

Отечественная война 1812 года.

№ слайда 8 Стремление французского императора Наполеона I завоевать весь мир, в том числ
Описание слайда:

Стремление французского императора Наполеона I завоевать весь мир, в том числе и Россию. Наполеон рассчитывал в пограничном сражении разгромить русскую армию, отторгнуть от России ряд территорий и принудить ее к войне с Англией. ПРИЧИНЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА: Французский император Наполеон Бонапарт (1804-1815)

№ слайда 9 Российский император Александр I (1801-1825) Утвердил план, по которому русск
Описание слайда:

Российский император Александр I (1801-1825) Утвердил план, по которому русские войска предполагали завлечь наполеоновскую армию в глубь страны, отрезать от линий снабжения, измотать в мелких стычках и разгромить в районе реки Западная Двина.

№ слайда 10 12 июня 1812 г. - ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНА В РОССИЮ
Описание слайда:

12 июня 1812 г. - ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНА В РОССИЮ

№ слайда 11 Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы
Описание слайда:

Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?" Почему так долго отступали русские войска?

№ слайда 12 Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский, (1745 - 1813) - князь, гене
Описание слайда:

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский, (1745 - 1813) - князь, генерал-фельдмаршал, Главнокомандующий русской армии в 1812 г.

№ слайда 13 И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У на
Описание слайда:

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: "Пора добраться до картечи!" И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15  А. Шепелюк. 1951г. «Кутузов командует боем»
Описание слайда:

А. Шепелюк. 1951г. «Кутузов командует боем»

№ слайда 16 Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.
Описание слайда:

Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

№ слайда 17 И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Мо
Описание слайда:

И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!" И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам... Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.

№ слайда 18 Фильм
Описание слайда:

Фильм

№ слайда 19 Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на на
Описание слайда:

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

№ слайда 20 Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный
Описание слайда:

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась - как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...

№ слайда 21 Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Плохая им
Описание слайда:

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы! Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны - И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.

№ слайда 22 «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право б
Описание слайда:

«Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Наполеон.

№ слайда 23 Особенности создания художественной картины исторического события Прием	Приме
Описание слайда:

Особенности создания художественной картины исторического события Прием Пример Эпитеты Бой удалый, поле грозной сечи Метафоры И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой... Сравнения Французы двинулись, как тучи… Гиперболы Смешались в кучу кони, люди… Аллитерация Звучал булат, картечь визжала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Восклицатель-ные предложения Ну ж был денек! Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!"

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25 «С ПОТЕРЕЮ МОСКВЫ НЕ ПОТЕРЯНА ЕЩЕ РОССИЯ. ПЕРВОЮ ОБЯЗАННОСТЬЮ СТАВЛЮ СЕБЕ СО
Описание слайда:

«С ПОТЕРЕЮ МОСКВЫ НЕ ПОТЕРЯНА ЕЩЕ РОССИЯ. ПЕРВОЮ ОБЯЗАННОСТЬЮ СТАВЛЮ СЕБЕ СОХРАНИТЬ АРМИЮ, СБЛИЗИТЬСЯ С ТЕМИ ВОЙСКАМИ, КОТОРЫЕ ИДУТ К НЕЙ НА ПОДКРЕПЛЕНИЕ, И САМЫМ УСТУПЛЕНИЕМ МОСКВЫ ПРИГОТОВИТЬ НЕИЗБЕЖНУЮ ГИБЕЛЬ НЕПРИЯТЕЛЮ. ПОЭТОМУ Я НАМЕРЕН, ПРОЙДЯ МОСКВУ, ОТСТУПИТЬ ПО РЯЗАНСКОЙ ДОРОГЕ. ЗНАЮ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАДЕТ НА МЕНЯ, НО ЖЕРТВУЮ СОБОЮ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ОТЕЧЕСТВА. ПРИКАЗЫВАЮ ОТСТУПАТЬ!» М. И. Кутузов

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28 - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?
Описание слайда:

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Особенность композиционного построения стихотворения – нарушение хронологии событий. Лермонтов начинает стихотворение с оставления и сожжения Москвы. - Почему?

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31 ИЗГНАНИЕ НАПОЛЕОНА ИЗ РОССИИ
Описание слайда:

ИЗГНАНИЕ НАПОЛЕОНА ИЗ РОССИИ

№ слайда 32
Описание слайда:

№ слайда 33
Описание слайда:

№ слайда 34 ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ РОССИИ 1. Отечественный характер войны, который проявлялся: в
Описание слайда:

ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ РОССИИ 1. Отечественный характер войны, который проявлялся: в стойкости российских солдат и офицеров; в развертывании партизанского движения; во всенародном патриотическом подъеме. 2. Высокий уровень русского военного искусства в лице М.И. Кутузова и других военачальников. 3. Значительный экономический потенциал России. 4. Моральное перерождение Великой армии Наполеона. 5. Наполеон не освободил крестьян от крепостничества, как обещал. 6. Англия и Испания отвлекли силы Наполеона. 7. Огромные размеры и климат России.

№ слайда 35 Подберите строчки из стихотворения, которые иллюстрируют исторические события
Описание слайда:

Подберите строчки из стихотворения, которые иллюстрируют исторические события Отечественной войны 1812 года.

№ слайда 36 В чем главная мысль стихотворения «Бородино»? Главная мысль произведения – бе
Описание слайда:

В чем главная мысль стихотворения «Бородино»? Главная мысль произведения – безмерная любовь русского народа к родное земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев. В этом стихотворении слиты воедино голос самого поэта, голос ветерана, голос народа.

№ слайда 37 Памятник фельдмаршалу Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге. Какие
Описание слайда:

Памятник фельдмаршалу Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге. Какие памятники посвящены победе русского народа в Отечественной войне 1812 года?

№ слайда 38 Памятник кавалергардам и конной армии. Арх.Верещагин. Главный монумент русски
Описание слайда:

Памятник кавалергардам и конной армии. Арх.Верещагин. Главный монумент русским войнам. Бородино.

№ слайда 39
Описание слайда:

№ слайда 40
Описание слайда:

№ слайда 41 Домашнее задание Кроссворд. Сообщения о героях Отечественной войны 1812 года.
Описание слайда:

Домашнее задание Кроссворд. Сообщения о героях Отечественной войны 1812 года.

№ слайда 42 В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участник
Описание слайда:

В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все свое поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до нее, когда «забил заряд…в пушку туго». Весь его рассказ – не о себе, а о других; он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны» – Лермонтов рисует бой, а не бойцов и не бойца, изображает общее стремление отстоять Родину от врага. Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.

№ слайда 43 Партизаны Отечественной войны 1812 года. Денис Давыдов Надежда Дурова Герасим
Описание слайда:

Партизаны Отечественной войны 1812 года. Денис Давыдов Надежда Дурова Герасим Курин Василиса Кожина

№ слайда 44 Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя.
Описание слайда:

Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя.

№ слайда 45 Бивак – стоянка войск под открытым небом Кивер – высокий военный головной убо
Описание слайда:

Бивак – стоянка войск под открытым небом Кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи.

№ слайда 46 Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
Описание слайда:

Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

№ слайда 47 Великая армия Наполеона Бонапарта Басурманы – люди другой веры, иноземцы, зде
Описание слайда:

Великая армия Наполеона Бонапарта Басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

№ слайда 48 Мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин.
Описание слайда:

Мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин.

№ слайда 49 Уланы - вид легкой кавалерии, первоначально вооруженной пиками и саблями (в а
Описание слайда:

Уланы - вид легкой кавалерии, первоначально вооруженной пиками и саблями (в армии Российского государства до 1917 г. и некоторых других государств).

№ слайда 50 Драгун - солдат или офицер некоторых кавалерийских частей (первоначально пред
Описание слайда:

Драгун - солдат или офицер некоторых кавалерийских частей (первоначально предназначенных для действий как в конном, так и в пешем строю) в армии Российского государства до 1917 г. и в ряде иностранных армий XVII-XX вв.

№ слайда 51 Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
Описание слайда:

Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;

№ слайда 52 Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеива
Описание слайда:

Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле

№ слайда 53 Использованные источники и интернет ресурсы БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Кирилла и Ме
Описание слайда:

Использованные источники и интернет ресурсы БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Кирилла и Мефодия 2004 DVD coft. Школьная энциклопедия. История России. 18-19 вв. М., «ОЛМА-ПРЕСС Образование» 2003 Поля ратной славы. М., «Современник» 1987 БОРОДИНО 1812. М., «Мысль» 1987 Военно-исторические миниатюры. 1/72 . АО «ЗВЕЗДА» Презентация учителя истории Гродековской СОШ Благовещенского района Амурской области Бердника С.В. «Отечественная война 1812 г.» http://ru.wikipedia.org/wiki http://bisvet.ucoz.ru/news/nov… http://2ramgim1b2011.ucoz.ru/board/meroprijatija/2 http://aforizmyi.ru/raevsky_saltanovka_img38214.html http://www.museum.ru/1812/memorial/postcard/1812.html http://telegrafist.org/2012/12/26/32598/ http://www.hrono.ru/proekty/ostu/russia.html http://ria.ru/authors/ http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/konspekt-integrirovannogo-uroka-literatura-istoriya-5-klass-nedarom-pomnit

Название документа Конспект.docx

Интегрированный урок (литература, история) в 5 классе:

Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство

художественного изображения Отечественной войны 1812 года”.


Цель урока: проследить события Отечественной войны 1812 года через факты истории и особенности идейно-художественного изображения их в литературе

Задачи урока:

Литературные:

Исторические:

1) обучающие: развитие навыков и умений работы с текстом;

2) развивающие: знакомство с литературным произведением, отображающим историческое событие; сопоставление исторических фактов с лирическим произведением, развитие умения анализировать художественный текст с точки зрения средств выразительности, использованных поэтом; развитие творческого мышления; совершенствование навыков выразительного чтения

3) воспитательные: воспитание уважения к великому прошлому России, формирование нравственных качеств.

1) обучающие: сформировать представление об Отечественной войне 1812 г.; выделить ее причины, особенности, результаты и значение.

2) развивающие: развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать представленную информацию;

3) воспитательные: воспитание уважения к великому прошлому России, формирование нравственных качеств.


Тип урока: интегрированный (изучение нового материала).

Вид урока: урок-исследования (урок- презентация).

Методы:

  • рассказ;

  • эвристическая беседа;

  • тестирование

Новые термины, даты и имена: Отечественная война 1812 года, Бородино, Фили, М.И. Кутузов, Александр I, Наполеон, кивер, редут, картечь, драгуны, уланы, лафет, бивак.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, текст стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”, аудиозапись стихотворения, учебный видеофильм “Бородинское сражение”.

План урока:

  1. Вторжение Наполеона в Россию.

  2. Бородинское сражение

  3. Изгнание Наполеона из России.

  4. Причины победы России над Наполеоном и память о войне 1812 года.

Ход урока:


слайдов

Действия учителей

Действия учеников

1 слайд

Вступительное слово учителя.

Объявление темы урока.

Формулирование цели и задач.*

Запись темы в тетрадях

2 слайд

М.Ю. Лермонтов.

Личное отношение к войне 1812 г. и Бородинскому сражению.

Включение аудиозаписи стихотворения “Бородино”.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

3 слайд

Определение композиции стихотворения.

Ответы на вопросы.


4 слайд

Выявление героев стихотворения

Ответы на вопросы.

5 слайд

Построение образа рассказчика

Анализ стихотворения, поиск информации в тексте по заданным вопросам.

6 слайд

Работа с иллюстрацией рассказчика

Выявление дополнительных характеристик к образу рассказчика.

7 слайд

Отечественная война 1812 г.**

Запись даты в тетрадях

8 слайд

Причины Отечественной войны 1812 г. Планы Наполеоны.

Запись причин войны 1812 г.

9 слайд

Планы российского императора Александра I.

Сравнение французского и российского планов войны.

10 слайд

Вторжение Наполеона в Россию. Работа с картой.

Запись даты в тетрадях.

11 слайд

Причины отступления русской армии в начале войны.

Найти слова в тексте стихотворения, характеризующие отношение русских солдат к отступлению.

12 слайд

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армией.

Запись в тетрадях имени и дат, связанных с жизнью М.И. Кутузова.

13 слайд

(гиперссылки на 44 ,48,52 слайды)

Подготовка к генеральному сражению. Шевардинский бой. Работа со схемой битвы.

Раскрытие значение Шевардинского боя.

Найти слова в тексте стихотворения, характеризующие подготовку русской армии к сражению.

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

14 слайд

Работа с картиной “Наполеон перед Бородинским сражением”

Обсудить тревожное состояние Наполеона перед битвой.

15 слайд

Работа с картиной “Кутузов командует боем”

Сравнить состояние Наполеона и Кутузова накануне сражения.

16 слайд (гиперссылки на 45,46 слайды)

Работа с картиной “Солдаты на привале”

Работа с текстом стихотворения: “Как солдаты готовились к сражению?”

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

17 слайд (гиперссылка на 51 слайд)

Анализ текста - воспитание патриотических чувств.

Работа с текстом стихотворения.

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

18 слайд

Показ фильма о Бородинском сражении

Запись в тетрадях даты Бородинского сражения.

19 слайд

(гиперссылки на 49,50 слайды)

Работа с элементами “Бородинской панорамы” Ф. Рубо

Работа с текстом стихотворения: ”Как автор описывает сражение?”.

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

20 слайд

Работа с элементами “Бородинской панорамы” Ф. Рубо

Работа с текстом стихотворения: ”Какие приемы использует автор, чтобы показать масштабность и трагичность описываемого сражения?”.

21 слайд

(гиперссылка на 47 слайд)

Работа с элементами “Бородинской панорамы” Ф. Рубо

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

22 слайд

Выявление итогов и значения Бородинского сражения.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • Как Наполеон оценил Бородинское сражение? (объяснить смысл слов Наполеона, приведенных на слайде).

23 слайд

Выяснение особенностей создания художественной картины исторического события

Работа с текстом стихотворения: “Приведите примеры из текста художественных приемов”.

24-25 слайды

Военный совет в Филях. Решение оставить Москву Наполеону.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • Как вы понимаете слова Кутузова: “С потерей Москвы не потеряна еще Россия…”?

26 слайд

Оставление Москвы

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • Кто вместе с армией покидал Москву?

27 слайд

Наполеон в Москве

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • На что надеялся Наполеон, входя в Москву?

28 слайд

Особенность композиционного построения стихотворения – нарушение хронологии событий.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • Лермонтов начинает стихотворение с оставления и сожжения Москвы. Почему?

29-30 слайды

Пожары в Москве. Расстрелы москвичей французами. Напрасное ожидание Наполеоном мира от Александра I.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • Почему Александр I не отвечал Наполеону на его неоднократные просьбы о мире?

31-32 слайды

Изгнание Наполеона из России.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • Почему Наполеон потерпел поражение в России?

33 слайд

Выход русской армии на границу России.

Запись даты окончания Отечественной войны в тетрадях.

34 слайд

(гиперссылки на 32, 42, 43 слайды)

Причины победы России в войне 1812 года.






Показ фильма о М.И. Кутузове.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

  • Каковы причины стойкости и мужества российских солдат и офицеров?

  • Каких героев-партизан войны 1812 года вы знаете?

  • В чем проявилось полководческое искусство М.И. Кутузова?

  • Чем объяснить моральное перерождение Великой армии Наполеона?

35 слайд (гиперссылка в заглавии слайда)

  • Подберите строчки из стихотворения, которые иллюстрируют исторические события Отечественной войны 1812 года.

Работа с интерактивной доской с последующей проверкой

36 слайд

Выявление главной мысли стихотворения.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

  • В чем главная мысль стихотворения “Бородино”?

37-40 слайды

  • Какие памятники посвящены победе русского народа в Отечественной войне 1812 года?

Назвать памятники, посвященные войне 1812 года.

41 слайд (гиперссылка на кроссворд)

  • Домашнее задание. Интерактивный кроссворд,

сообщение о героях Отечественной войны 1812 года

Запись домашнего задания в дневники.

* литературный блок напечатан обычным шрифтом

** исторический блок напечатан курсивом




4


  • Русский язык и литература
Описание:

Интегрированный урок по литературе и истории  посвящен 200-летию Бородинского сражения.

Цель урока: проследить события  Отечественной войны 1812 года через   факты истории и особенности идейно-художественного изображения их в литературе.

Представляет собой конспект урока, презентацию, аудиозапись стихотворения «Бородино», интерактивные задания, в том числе интерактивный кроссворд по содержанию стихотворения.

К каждому слайду прилагаются описания - действия учителя и обучающихся

 

Автор Сивицкая Светлана Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2736
Номер материала 28035
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС»