Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСтихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство художественного изображения Отечественной войны 1812 года.

Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство художественного изображения Отечественной войны 1812 года.

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Бородино.htm Соотнеси строчки стихотворения с историческим событием.htm Thumbs.db Интегрированный урок.ppt ПРИЛ. 2.mp3 Конспект.docx

Выбранный для просмотра документ Интегрированный урок.ppt

Скачать материал "Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство художественного изображения Отечественной войны 1812 года."

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Промышленный переворот
 и его последствия
Интегрированный урок в 5 классе
(ли...

    1 слайд

    Промышленный переворот
    и его последствия

    Интегрированный урок в 5 классе
    (литература – история), посвященный 200-летию Бородинской битвы:
    Стихотворение
    «Бородино»
    М.Ю. Лермонтова
    как средство
    художественного
    изображения
    Отечественной войны
    1812 года.
    Авторы презентации:
    учитель русского языка и литературы
    ГБОУ СОШ № 512 Невского района
    г. Санкт-Петербурга Сивицкая С.Б. и
    учитель истории Субботина Н.И.

  • Стихотворение «Бородино», написанное Михаилом Юрьевичем  Лермонтовым  в 1837...

    2 слайд

    Стихотворение «Бородино», написанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году, было посвящено 25-летию Бородинского сражения.
    Михаил Юрьевич
    Лермонтов
    (1814-1841)
    В детстве Михаил Юрьевич Лермонтов слышал о Бородинском сражении от своего деда Афанасия Столыпина, который был участником войны 1812 года, артиллеристом- «бородинцем», и восхищался подвигом русских воинов.
    Еще в юношеских стихах М.Ю. Лермонтов обращался к теме Бородинского сражения, и многие мотивы ранней лирики вошли в окончательный вариант стихотворения «Бородино».
    Это было первое произведение, которое молодой поэт хотел показать А.С.Пушкину, но в январе 1937 года А.С.Пушкин был смертельно ранен на дуэли.

  • Композиция стихотворенияЧто представляет собой стихотворение? 
Что такое диал...

    3 слайд

    Композиция стихотворения
    Что представляет собой стихотворение?
    Что такое диалог?
    Сколько строф занимает вопрос молодого солдата?
    А в скольких строфах мы слышим ответ старого солдата?
    Почти монолог. Почему?
    (Сражение показано глазами старого солдата, передающего эмоциональное отношение к описываемым событиям, что позволяет ярче выразить основную идею произведения).

  • Герои стихотворенияСкажи-ка, дядя, ведь не даром…
Почему так обращается к рас...

    4 слайд

    Герои стихотворения
    Скажи-ка, дядя, ведь не даром…
    Почему так обращается к рассказчику молодой солдат?
    Сколько лет раньше служили в армии?

  • Рассказчик:

    5 слайд

    Рассказчик:

  • 6 слайд

  • Отечественная война 1812 года.

    7 слайд

    Отечественная война
    1812 года.

  • Стремление французского императора Наполеона I завоевать  весь мир, в том чис...

    8 слайд

    Стремление французского императора Наполеона I завоевать весь мир, в том числе и Россию.
    Наполеон рассчитывал в пограничном сражении разгромить русскую армию, отторгнуть от России ряд территорий и принудить ее к войне с Англией.
    ПРИЧИНЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА:
    Французский император
    Наполеон Бонапарт
    (1804-1815)

  • Российский император Александр I              (1801-1825)Утвердил план, по ко...

    9 слайд

    Российский император Александр I (1801-1825)
    Утвердил план, по которому русские войска предполагали завлечь наполеоновскую армию в глубь страны, отрезать от линий снабжения, измотать в мелких стычках и разгромить в районе реки Западная Двина.

  • 12 июня 1812 г. - ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНА В РОССИЮ2-я армия
БАГРАТИОН
45-48 тыс....

    10 слайд

    12 июня 1812 г. - ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНА В РОССИЮ
    2-я армия
    БАГРАТИОН
    45-48 тыс. чел.
    1-я армия
    БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ
    127 тыс. чел.
    "ВЕЛИКАЯ АРМИЯ"
    НАПОЛЕОН
    640 тыс. чел.
    3-я армия
    ТОРМАСОВ
    43-45 тыс. чел.
    Клястицы
    Мир
    Красный
    Могилёв
    Витебск
    Кобрин

  • "ВЕЛИКАЯ  АРМИЯ"
НАПОЛЕОН
640 тыс. чел.ТарутиноФилиСмоленскБородиноМы долго м...

    11 слайд

    "ВЕЛИКАЯ АРМИЯ"
    НАПОЛЕОН
    640 тыс. чел.
    Тарутино
    Фили
    Смоленск
    Бородино
    Мы долго молча отступали,
    Досадно было, боя ждали,
    Ворчали старики:
    "Что ж мы? на зимние квартиры?
    Не смеют, что ли, командиры
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки?"
    Почему так долго отступали русские войска?

  • Михаил Илларионович
Голенищев-Кутузов-Смоленский, 
(1745 - 1813) - 
князь,
ге...

    12 слайд

    Михаил Илларионович
    Голенищев-Кутузов-Смоленский,
    (1745 - 1813) -
    князь,
    генерал-фельдмаршал, Главнокомандующий русской армии
    в 1812 г.

  • ГорчаковМюратСХЕМА  БОЯ  ЗА
ШЕВАРДИНСКИЙ  РЕДУТИ вот нашли большое поле:Есть...

    13 слайд

    Горчаков
    Мюрат
    СХЕМА БОЯ ЗА
    ШЕВАРДИНСКИЙ РЕДУТ
    И вот нашли большое поле:
    Есть разгуляться где на воле!
    Построили редут.
    У наших ушки на макушке!
    Чуть утро осветило пушки
    И леса синие верхушки -
    Французы тут как тут.
    Забил заряд я в пушку туго
    И думал: угощу я друга!
    Постой-ка, брат мусью!
    Что тут хитрить, пожалуй к бою;
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За родину свою!
    Два дня мы были в перестрелке.
    Что толку в этакой безделке?
    Мы ждали третий день.
    Повсюду стали слышны речи:
    "Пора добраться до картечи!"
    И вот на поле грозной сечи
    Ночная пала тень.

  •  НАПОЛЕОН  ПЕРЕД  БОРОДИНСКИМ  СРАЖЕНИЕМ

    14 слайд


    НАПОЛЕОН ПЕРЕД БОРОДИНСКИМ СРАЖЕНИЕМ

  •  А. Шепелюк. 1951г.«Кутузов командует боем»

    15 слайд


    А. Шепелюк. 1951г.
    «Кутузов командует боем»

  • Прилег вздремнуть я у лафета,И слышно было до рассвета,Как ликовал француз....

    16 слайд

    Прилег вздремнуть я у лафета,
    И слышно было до рассвета,
    Как ликовал француз.
    Но тих был наш бивак открытый:
    Кто кивер чистил весь избитый,
    Кто штык точил, ворча сердито,
    Кусая длинный ус.

  • И молвил он, сверкнув очами:"Ребята! не Москва ль за нами?Умремте же под Мо...

    17 слайд

    И молвил он, сверкнув очами:
    "Ребята! не Москва ль за нами?
    Умремте же под Москвой,
    Как наши братья умирали!"
    И умереть мы обещали,
    И клятву верности сдержали
    Мы в Бородинский бой.
    И только небо засветилось,
    Все шумно вдруг зашевелилось,
    Сверкнул за строем строй.
    Полковник наш рожден был хватом:
    Слуга царю, отец солдатам...
    Да, жаль его: сражен булатом,
    Он спит в земле сырой.

  • Фильм

    18 слайд

    Фильм

  • БАТАРЕЯ РАЕВСКОГОНу ж был денек! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как...

    19 слайд


    БАТАРЕЯ РАЕВСКОГО
    Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
    Французы двинулись, как тучи,
    И всё на наш редут.
    Уланы с пестрыми значками,
    Драгуны с конскими хвостами,
    Все промелькнули перед нам,
    Все побывали тут.
    Вам не видать таких сражений!..
    Носились знамена, как тени,
    В дыму огонь блестел,
    Звучал булат, картечь визжала,
    Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел.

  • Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,Наш рукопашный...

    20 слайд

    Изведал враг в тот день немало,
    Что значит русский бой удалый,
    Наш рукопашный бой!..
    Земля тряслась - как наши груди,
    Смешались в кучу кони, люди,
    И залпы тысячи орудий
    Слились в протяжный вой...

  • Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя:Богатыри - не вы.Плохая им...

    21 слайд

    Да, были люди в наше время,
    Могучее, лихое племя:
    Богатыри - не вы.
    Плохая им досталась доля:
    Немногие вернулись с поля.
    Когда б на то не божья воля,
    Не отдали б Москвы!
    Вот смерклось. Были все готовы
    Заутра бой затеять новый
    И до конца стоять...
    Вот затрещали барабаны -
    И отступили бусурманы.
    Тогда считать мы стали раны,
    Товарищей считать.

  • «Французы показали себя достойными одержать победу, 
а русские стяжали право...

    22 слайд

    «Французы показали себя достойными одержать победу,
    а русские стяжали право быть непобедимыми».
    Наполеон.

  • Особенности создания художественной картины исторического события

    23 слайд

    Особенности создания художественной картины исторического события

  • Совет в Филях  решал, что делать дальше – 
после Бородинского сражения

    24 слайд

    Совет в Филях решал, что делать дальше –
    после Бородинского сражения

  • «С ПОТЕРЕЮ  МОСКВЫ  НЕ ПОТЕРЯНА  ЕЩЕ  РОССИЯ.
    ПЕРВОЮ  ОБЯЗАННОСТЬЮ С...

    25 слайд

    «С ПОТЕРЕЮ МОСКВЫ НЕ ПОТЕРЯНА ЕЩЕ РОССИЯ.
    ПЕРВОЮ ОБЯЗАННОСТЬЮ СТАВЛЮ СЕБЕ СОХРАНИТЬ АРМИЮ, СБЛИЗИТЬСЯ С ТЕМИ ВОЙСКАМИ, КОТОРЫЕ ИДУТ К НЕЙ НА ПОДКРЕПЛЕНИЕ, И САМЫМ УСТУПЛЕНИЕМ МОСКВЫ ПРИГОТОВИТЬ НЕИЗБЕЖНУЮ ГИБЕЛЬ НЕПРИЯТЕЛЮ.
    ПОЭТОМУ Я НАМЕРЕН, ПРОЙДЯ МОСКВУ, ОТСТУПИТЬ ПО РЯЗАНСКОЙ ДОРОГЕ.
    ЗНАЮ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАДЕТ НА МЕНЯ, НО ЖЕРТВУЮ СОБОЮ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ОТЕЧЕСТВА.
    ПРИКАЗЫВАЮ ОТСТУПАТЬ!»
    М. И. Кутузов

  •  ОСТАВЛЕНИЕ  МОСКВЫ

    26 слайд


    ОСТАВЛЕНИЕ МОСКВЫ

  •  Наполеон в Москве

    27 слайд


    Наполеон в Москве

  • - Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?...

    28 слайд


    - Скажи-ка, дядя, ведь не даром
    Москва, спаленная пожаром,
    Французу отдана?
    Ведь были ж схватки боевые,
    Да, говорят, еще какие!
    Недаром помнит вся Россия
    Про день Бородина!

    - Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри - не вы!
    Плохая им досталась доля:
    Немногие вернулись с поля...
    Не будь на то господня воля,
    Не отдали б Москвы!

    Особенность композиционного построения стихотворения – нарушение хронологии событий.
    Лермонтов начинает стихотворение с оставления и сожжения Москвы.
    - Почему?
    ГОРЯЩАЯ МОСКВА

  •  РАСТРЕЛЫ  МОСКВИЧЕЙ  ФРАНЦУЗАМИ

    29 слайд


    РАСТРЕЛЫ МОСКВИЧЕЙ ФРАНЦУЗАМИ

  •  ОТКАЗ  РУССКИХ  ОТ  МИРА

    30 слайд


    ОТКАЗ РУССКИХ ОТ МИРА

  • ИЗГНАНИЕ  НАПОЛЕОНА  ИЗ  РОССИИБерезинаКрасныйВязьма

    31 слайд

    ИЗГНАНИЕ НАПОЛЕОНА ИЗ РОССИИ
    Березина
    Красный
    Вязьма

  • Отступление 
французов

    32 слайд

    Отступление
    французов

  • ВЫХОД  РУССКОЙ  АРМИИ  НА  ГРАНИЦУ.
25 декабря 1812 – Манифест Александра I...

    33 слайд


    ВЫХОД РУССКОЙ АРМИИ НА ГРАНИЦУ.
    25 декабря 1812 – Манифест Александра I
    об освобождении России от наполеоновских войск.

  • ПРИЧИНЫ  ПОБЕДЫ  РОССИИ1. Отечественный характер войны, который проявлялся:...

    34 слайд

    ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ РОССИИ
    1. Отечественный характер войны, который проявлялся:
    в стойкости российских солдат и офицеров;
    в развертывании партизанского движения;
    во всенародном патриотическом подъеме.
    2. Высокий уровень русского военного искусства в лице М.И. Кутузова и других военачальников.
    3. Значительный экономический потенциал России.
    4. Моральное перерождение Великой армии Наполеона.
    5. Наполеон не освободил крестьян от крепостничества, как обещал.
    6. Англия и Испания отвлекли силы Наполеона.
    7. Огромные размеры и климат России.

  • Подберите строчки из стихотворения, которые иллюстрируют исторические события...

    35 слайд

    Подберите строчки из стихотворения, которые иллюстрируют исторические события Отечественной войны 1812 года.

  • В чем главная мысль стихотворения «Бородино»?Главная мысль произведения – без...

    36 слайд

    В чем главная мысль стихотворения «Бородино»?
    Главная мысль произведения – безмерная любовь русского народа к родное земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев.
    В этом стихотворении слиты воедино голос самого поэта, голос ветерана, голос народа.

  • Памятник фельдмаршалу Кутузову 
у Казанского собора в Санкт-Петербурге.Какие...

    37 слайд

    Памятник фельдмаршалу Кутузову
    у Казанского собора в Санкт-Петербурге.
    Какие памятники посвящены победе русского народа в Отечественной войне 1812 года?

  • Памятник кавалергардам и конной армии. Арх.Верещагин.Главный монумент русски...

    38 слайд

    Памятник кавалергардам
    и конной армии. Арх.Верещагин.
    Главный монумент русским войнам. Бородино.

  •  ТРИУМФАЛЬНАЯ  АРКА в москве В ЧЕСТЬ  ПОБЕДЫ

    39 слайд


    ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА в москве
    В ЧЕСТЬ ПОБЕДЫ

  •  ХРАМ  ХРИСТА  СПАСИТЕЛЯПАМЯТНИК  ГЕРОЯМ  ВОЙНЫ

    40 слайд


    ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
    ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ ВОЙНЫ

  • Домашнее задание Кроссворд.
 Сообщения о героях Отечественной войны  1812 года.

    41 слайд

    Домашнее задание
    Кроссворд.
    Сообщения о героях Отечественной войны 1812 года.

  • В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового учас...

    42 слайд

    В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все свое поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до нее, когда «забил заряд…в пушку туго». Весь его рассказ – не о себе, а о других; он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны» – Лермонтов рисует бой, а не бойцов и не бойца, изображает общее стремление отстоять Родину от врага.
    Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.
    Героизм русских солдат

  • Партизаны Отечественной войны 1812 года.Денис ДавыдовНадежда ДуроваГерасим Ку...

    43 слайд

    Партизаны Отечественной войны 1812 года.
    Денис Давыдов
    Надежда Дурова
    Герасим Курин
    Василиса Кожина

  • Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя.

    44 слайд

    Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя.

  • Бивак – стоянка войск под открытым небом 
Кивер – высокий военный головной уб...

    45 слайд

    Бивак – стоянка войск под открытым небом
    Кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи.

  • Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

    46 слайд

    Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

  • Великая армия Наполеона БонапартаБасурманы – люди другой веры, иноземцы, здес...

    47 слайд

    Великая армия Наполеона Бонапарта
    Басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

  • Мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин.

    48 слайд

    Мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин.

  • Уланы - вид легкой кавалерии, первоначально вооруженной пиками и саблями 
(в...

    49 слайд

    Уланы - вид легкой кавалерии, первоначально вооруженной пиками и саблями
    (в армии Российского государства до 1917 г. и некоторых других государств).

  • Драгун - солдат 
или офицер некоторых
кавалерийских частей
(первоначально
пре...

    50 слайд

    Драгун - солдат
    или офицер некоторых
    кавалерийских частей
    (первоначально
    предназначенных для действий как в конном, так и в пешем строю) в
    армии Российского
    государства до 1917 г. и в ряде иностранных
    армий XVII-XX вв.

  • Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;

    51 слайд

    Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;

  • Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеива...

    52 слайд

    Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле

  • Использованные источники 
и интернет ресурсыБОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Кирилла и Ме...

    53 слайд

    Использованные источники
    и интернет ресурсы
    БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Кирилла и Мефодия 2004 DVD coft.
    Школьная энциклопедия. История России. 18-19 вв. М., «ОЛМА-ПРЕСС Образование» 2003
    Поля ратной славы. М., «Современник» 1987
    БОРОДИНО 1812. М., «Мысль» 1987
    Военно-исторические миниатюры. 1/72 . АО «ЗВЕЗДА»
    Презентация учителя истории Гродековской СОШ Благовещенского района Амурской области Бердника С.В. «Отечественная война 1812 г.»
    http://ru.wikipedia.org/wiki
    http://bisvet.ucoz.ru/news/nov…
    http://2ramgim1b2011.ucoz.ru/board/meroprijatija/2
    http://aforizmyi.ru/raevsky_saltanovka_img38214.html
    http://www.museum.ru/1812/memorial/postcard/1812.html
    http://telegrafist.org/2012/12/26/32598/
    http://www.hrono.ru/proekty/ostu/russia.html
    http://ria.ru/authors/
    http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/konspekt-integrirovannogo-uroka-literatura-istoriya-5-klass-nedarom-pomnit

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Конспект.docx

Интегрированный урок (литература, история) в 5 классе:

“Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство

художественного изображения Отечественной войны 1812 года”.

 

Цель урока: проследить события  Отечественной войны 1812 года через   факты истории и особенности идейно-художественного изображения их в литературе

Задачи урока:

Литературные:

Исторические:

1) обучающие: развитие навыков  и умений работы с текстом;

2) развивающие:  знакомство с литературным произведением, отображающим историческое событие; сопоставление исторических фактов с лирическим произведением, развитие умения анализировать художественный текст с точки зрения средств выразительности, использованных  поэтом; развитие творческого мышления; совершенствование навыков выразительного чтения

3) воспитательные: воспитание уважения к великому прошлому России, формирование нравственных качеств.

1) обучающие: сформировать представление об Отечественной войне 1812 г.; выделить ее причины, особенности, результаты и значение.

2) развивающие: развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать представленную информацию;

3) воспитательные: воспитание уважения к великому прошлому России, формирование нравственных качеств.

 

Тип урока: интегрированный (изучение нового материала).

Вид урока: урок-исследования (урок- презентация).

Методы:

·         рассказ;

·         эвристическая беседа;

·         тестирование

Новые термины, даты и имена: Отечественная война 1812 года, Бородино, Фили,         М.И. Кутузов, Александр I, Наполеон, кивер, редут, картечь, драгуны, уланы, лафет, бивак.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, текст стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”, аудиозапись стихотворения, учебный видеофильм “Бородинское сражение”.

План урока:

1.      Вторжение Наполеона в Россию.

2.      Бородинское сражение

3.      Изгнание Наполеона из России.

4.      Причины победы России над Наполеоном и память о  войне 1812 года.

Ход урока:

 

№ слайдов

Действия учителей

Действия учеников

1 слайд

Вступительное слово учителя.

Объявление темы урока.

Формулирование цели и задач.*

Запись темы в тетрадях

2 слайд

М.Ю. Лермонтов.

Личное отношение к войне 1812 г. и Бородинскому сражению.

Включение аудиозаписи стихотворения “Бородино”.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

3 слайд

Определение композиции стихотворения.

Ответы на вопросы.

 

4 слайд

Выявление героев стихотворения

Ответы на вопросы.

5 слайд

Построение образа рассказчика

Анализ стихотворения, поиск информации в тексте по заданным вопросам.

6 слайд

Работа с иллюстрацией рассказчика

Выявление дополнительных характеристик к образу рассказчика.

7 слайд

Отечественная война 1812 г.**

Запись даты в тетрадях

8 слайд

Причины Отечественной войны 1812 г. Планы Наполеоны.

Запись причин войны 1812 г.

9 слайд

Планы российского императора Александра I.

Сравнение французского и российского планов войны.

10 слайд

Вторжение Наполеона в Россию. Работа с картой.

Запись даты в тетрадях.

11 слайд

Причины отступления русской армии в начале войны.

Найти слова в тексте стихотворения, характеризующие отношение русских солдат к отступлению.

12 слайд

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армией.

Запись в тетрадях имени и дат, связанных с жизнью М.И. Кутузова.

13 слайд

(гиперссылки на 44 ,48,52 слайды)

Подготовка к генеральному сражению. Шевардинский бой. Работа со схемой битвы.

Раскрытие значение Шевардинского боя.

Найти слова в тексте стихотворения, характеризующие подготовку русской армии к сражению.

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

14 слайд

Работа с картиной “Наполеон перед Бородинским сражением”

Обсудить тревожное состояние Наполеона перед битвой.

15 слайд

Работа с картиной “Кутузов командует боем”

Сравнить состояние Наполеона и Кутузова накануне сражения.

16 слайд (гиперссылки на 45,46 слайды)

Работа с картиной “Солдаты на привале”

Работа с текстом стихотворения: “Как солдаты готовились к сражению?”

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

17 слайд (гиперссылка на 51 слайд)

Анализ текста - воспитание патриотических чувств.

Работа с текстом стихотворения.

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

18 слайд

Показ фильма о Бородинском сражении

Запись в тетрадях даты Бородинского сражения.

19 слайд

(гиперссылки на 49,50 слайды)

Работа с элементами “Бородинской панорамы” Ф. Рубо

Работа с текстом стихотворения: ”Как автор описывает сражение?”.

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

20 слайд

Работа с элементами “Бородинской панорамы” Ф. Рубо

Работа с текстом стихотворения: ”Какие приемы использует автор, чтобы показать масштабность и трагичность описываемого сражения?”.

21 слайд

(гиперссылка на 47 слайд)

Работа с элементами “Бородинской панорамы” Ф. Рубо

Работа с незнакомыми словами. Запись их в тетрадях.

22 слайд

Выявление итогов и значения Бородинского сражения.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

-          Как Наполеон оценил Бородинское сражение? (объяснить смысл слов Наполеона, приведенных на слайде).

23 слайд

Выяснение особенностей создания художественной картины исторического события

Работа с текстом стихотворения: “Приведите примеры из текста художественных приемов”.

24-25 слайды

Военный совет в Филях. Решение оставить Москву Наполеону.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

-          Как вы понимаете слова Кутузова: “С потерей Москвы не потеряна еще Россия…”?

26 слайд

Оставление Москвы

Обучающиеся отвечают на вопрос:

-          Кто вместе с армией покидал Москву?

27 слайд

Наполеон в Москве

Обучающиеся отвечают на вопрос:

-          На что надеялся Наполеон, входя в Москву?

28 слайд

Особенность композиционного построения стихотворения – нарушение хронологии событий.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

-          Лермонтов начинает стихотворение с оставления и сожжения Москвы. Почему?

29-30 слайды

Пожары в Москве. Расстрелы москвичей французами. Напрасное ожидание Наполеоном мира от Александра I.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

-          Почему Александр I не отвечал Наполеону на его неоднократные просьбы о мире?

31-32  слайды

Изгнание Наполеона из России.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

-          Почему Наполеон потерпел поражение в России?

33 слайд

Выход русской армии на границу России.

Запись даты окончания Отечественной войны в тетрадях.

34 слайд

(гиперссылки на 32, 42, 43 слайды)

Причины победы России в войне 1812 года.

 

 

 

 

 

Показ фильма о М.И. Кутузове.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

-          Каковы причины стойкости и мужества российских солдат и офицеров?

-          Каких героев-партизан войны 1812 года вы знаете?

-          В чем проявилось полководческое искусство М.И. Кутузова?

-          Чем объяснить моральное перерождение Великой армии Наполеона?

35 слайд (гиперссылка в заглавии слайда)

-          Подберите строчки из стихотворения, которые иллюстрируют исторические события Отечественной войны 1812 года.

Работа с интерактивной доской с последующей проверкой

36 слайд

Выявление главной мысли стихотворения.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

-          В чем главная мысль стихотворения “Бородино”?

37-40 слайды

-          Какие памятники посвящены победе русского народа в Отечественной войне 1812 года?

Назвать памятники, посвященные  войне 1812 года.

41 слайд (гиперссылка на кроссворд)

-          Домашнее задание. Интерактивный кроссворд,

сообщение о героях Отечественной войны 1812 года

Запись домашнего задания в дневники.

*  литературный блок напечатан обычным шрифтом

** исторический блок напечатан курсивом

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова как средство художественного изображения Отечественной войны 1812 года."

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Интегрированный урок по литературе и истории  посвящен 200-летию Бородинского сражения.

Цель урока: проследить события  Отечественной войны 1812 года через   факты истории и особенности идейно-художественного изображения их в литературе.

Представляет собой конспект урока, презентацию, аудиозапись стихотворения «Бородино», интерактивные задания, в том числе интерактивный кроссворд по содержанию стихотворения.

К каждому слайду прилагаются описания - действия учителя и обучающихся

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 276 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1124
    • RAR 19.5 мбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сивицкая Светлана Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сивицкая Светлана Борисовна
    Сивицкая Светлана Борисовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14232
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек