МКОУ
ООШ № 14 с. Кочкарь
Пластовского
района Челябинской области
Тимощук
Гульниса Гильмитдиновна
Конспект
урока – каким он должен быть?
Подробный, развернутый план поможет
провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее
достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает
учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.
Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но
основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.
Этап
1. Тема урока
Тема
урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых
случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в
5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9
классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.
Этап
II. Цели урока
Современная
методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и
развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным
способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:
•
Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:
-
дать представление о…;
-
обобщить и систематизировать знания о….;
-
познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
-
выработать навыки (например, анализа лирического текста).
•
Воспитательные:
-
воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к
старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
•
Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся
память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность,
коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно
указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде,
высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.
Этап
III. Планируемые задачи
Здесь
обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во
время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и
умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого
класса и для каждого предмета.
Этап
IV. Вид и форма урока
В плане их можно и
не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение,
урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.
Виды
и формы урока
1.
Урок ознакомления с новым материалом.
Формы:
беседа, проблемный урок, лекция.
2.
Урок закрепления изученного.
Формы:
практикум (коллективно, в группах, в парах), игры, конкурсы, КВН, путешествие,
бенефис, брифинг, аукцион, сказка, спектакль и т.д.
3.
Урок применения новых знаний и умений на практике.
Формы:
те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования,
лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и
т.д.
4.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма
выбирается свободная, по желанию учителя.
5.
Контрольный урок.
Формы:
как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более
творческие виды: семинары, брифинги или консультации.
6.
Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2
и более предметов в одном уроке.
Этап
V. Оборудование
Здесь
перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это
мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы,
наглядные и раздаточные материалы.
Этап
VI. Ход урока
1.
Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает
сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к
уроку.
2.
Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную
проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена
предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.
Исключения
составляют контрольные уроки.
3.
Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма
популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться
на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на
уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели
урока.
Например,
прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует
фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.
4.
Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели
урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.
5.
Основная часть урока.
Эта
часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип
построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.
6.
Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот
этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы
остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.
7.
Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь
уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу
учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему
накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.
8.
Домашнее задание.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать
и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например,
написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель
заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны
при выполнении домашнего задания.
Современная
методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и
варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих
способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать
коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.
Рекомендации: Помните,
что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть
интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала,
интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.