Практико-ориентированное обучение
как важное условие социальной адаптации
(из опыта
работы)
Юлдашева Элеонора Хуснулловна (5164000124@tatar.mail.ru),
учитель русского языка и литературы МБОУ
«Кадетская школа полиции № 81 «Калкан» города Набережные Челны Республики
Татарстан
Размышляя над проблемой обучения, от решения которой зависит и
развитие общества, и его совершенствование, я прихожу к выводу: успехи в
обучении вообще мало о чем говорят. Вот если бы к этому добавить
психологическую устойчивость, физическое, духовное, нравственное здоровье,
умение общаться, тогда юный человек мог бы считать себя социально
адаптированным. Может ли наша школа помочь в социальной адаптации?
Школа не может закрыть собой от общества, она может лишь прикрыть
ребенка своим разумом, своим профессионализмом. Поэтому следует задуматься, как
именно связано предметно-урочное планирование с реальной жизнью.
Очень важно прослеживать, как осуществляется взаимосвязь между
учебной деятельностью на уроке и развитием ребенка в жизни. Именно здесь, на
уроке, идет подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне
выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и
продвижению к благополучию - как своему, так и всего общества.
Уроки это не только основная форма "организации учебного
процесса". Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей
жизни. Обучение этому процессу начинается в школе, в атмосфере сотрудничества.
"Педагогика сотрудничества" определила серьезные
изменения в организации урока. В нем появились элементы интригующей
проблемности, парадоксальности, новизны, вытеснившие скуку и формализм из
образования. Особая роль принадлежит урокам русского языка и литературы.
Уроки русского языка и литературы - уроки творчества, где проявляются
индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности,
любознательность, наблюдательность. Для этого необходимо создать атмосферу
сотрудничества между учителем и учеником. Эта атмосфера особенно важна в
условиях нашей школы, ее специфики.
Я работаю в школе, учеба в которой ориентирована на обеспечение
специальной подготовки и дальнейшее профессиональное самоопределение учащихся
как в сфере правоохранительной деятельности, так и в соответствии с жизненными
планами. Все мои ученики (9-11 классы) приняли Присягу, носят форму сотрудника
МВД, что уже вносит определенный воспитательный эффект, способствует
сотрудничеству.
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как
наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Очень важен здесь эффект
социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся работать.
Такие умения пригодятся выпускникам в их будущей профессии.
Особенности преподавания русского языка и литературы в нашей школе
касаются разных сторон: это обусловленный спецификой учебного заведения
несколько иной подход к изучению биографии писателей и к анализу
художественного произведения, это и пристальное внимание к развитию речи
учащихся, к лексико-орфографической работе, творческое домашнее задание. Наша
задача - привлечь на урок факты, каким-либо образом касающиеся юридических и
правовых сторон жизни. Самое интересное заключается в том, что эти факты уже заложены
в учебной программе, нужно только их разглядеть. На каждом уроке русского
языка проводится лексико-орфографическая работа, которая включает в себя работу
с юридической терминологией и общественно-политической лексикой. На уроках
проводятся дидактические игры такого характера: ученик получают набор слов, терминов
на изучаемые орфограммы , например,сагитировать, суметь, съезд,
безынициативный, баллотироваться, съемка, выскочка, преодолеть, расчет. Предлагается
составить связный текст на определенную тему, например, "Выборы",
"Следствие", "Уголовный розыск" и т.д. Задание можно
усложнить, предложив ученикам определенные схемы предложений.
Еще одно интересное задание: учитель читает определение
лексического значения слова, ученик записывает слово в тетради или на доске. Например,
торжественное вступление в должность главы государства (инаугурация); резкое
выступление против кого-либо (инвектива); обжалование приговора (апелляция) и
т.д.
Будущим юристам необходимо знание юридической и общественно-политической
терминологии и умение грамотно использовать ее в речи. В этом помогут
компетентностно-ориентированные задания. КОЗы формируют умение работать с
текстом, что способствует обучению написания сочинения любого жанра по
русскому языку и творческой работы по литературе.
Уроки русского языка и уроки права в нашей школе тесно
взаимосвязаны. Элементы конституционного, уголовного, гражданского права
применяются в качестве дидактического и иллюстративного материала на уроках
русского языка. Цель таких заданий - определить уровень знаний учащихся,
например, по основам конституционного права (Назовите формы непосредственного
выражения власти народа, предусмотренные в Конституции РФ (митинг, референдум))
и т.д.
На уроках русского языка мы учимся грамотно оформлять деловые
бумаги: заявления, докладные, рапорта, объяснительные, составляем протоколы.
Большое внимание уделяется орфоэпии. Будущий юрист, работник
правоохранительных органов должен и писать, и говорить грамотно. Уроки русского
языка тесно взаимосвязаны с уроками литературы.
Уроки литературы должны стать уроками человековедения. Если
ученику привить потребность в постижении окружающей жизни, развивать
способность видеть ее, понимать, извлекать уроки для себя, тогда
литературоведческие знания ложатся на прочную основу и становятся подлинным
средством глубокого, заинтересованного, творческого восприятия литературы и как
учебного предмета, и как учебника жизни. Жизни не вообще, а близкой школьнику,
со всеми ее "горячими точками", кризисами, с политическим,
социальным, идеологическим, эстетическим и этическим аспектами. Уроки
литературы должны помочь детям в развитии творческих способностей, эстетических
и нравственных ориентиров, гуманистических принципов. На уроках главенствует воспитательная
цель.
При проведении уроков литературы я придаю большое значение
наглядности. Учащиеся должны обязательно видеть портреты писателя, творчество
которого изучают, и его современников, слышать музыку, видеть репродукции
картин художников того времени. В соответствии с тематическим планированием
учащиеся просматривают на уроке видеоматериалы о писателе, эпизоды экранизаций
изучаемых произведений.
Ребятам в скором будущем предстоит служить в ОВД, вести следствие,
составлять фоторобот преступника, определять состав преступления и
квалифицировать его по современному УК РФ. В рамках подготовки к будущей
профессии на уроках литературы проводятся дидактические игры "Узнай
героя": по реплике; по портрету; по поступку; по описанию. Ребята сами
предложили форму уроков-судов, на которых обвиняли или защищали героев,
обосновывая свою точку зрения. Именно уроки литературы способствуют
формированию критического и творческого мышления, приоритетных направлений
интеллектуального развития человека.
В рамках работы НОУ можно предложить учащимся подготовку
рефератов-исследований. Данные рефераты, на мой взгляд, требуют
самостоятельной, творческой работы. Ученик самостоятельно занимается
исследованием, при этом получает дополнительные знания, как по литературе, так
и по правоведению.
Я считаю, что уроки, включающие элементы профилизации, помогают
учителю добиться результата. Тем более, что эта работа ведется в системе.
Уроки литературы и русского языка в современной школе должны
способствовать формуле успеха выпускника, его социальной адаптации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.