Главная / Другое / Статья:"формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.

Статья:"формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.

Скачать материал

Формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.

Сущность интереса как общего феномена и социального явления в
его объективно-субъективном основании. В нём отражается объективная
действительность, из которой человек выбирает то, что является для него
ценным и значимым. Через интерес устанавливается связь человека с
объективным миром. Всё, что составляет предмет интереса, почерпнуто
человеком из объективной действительности, но далеко не всё становится
его интересом. А лишь то, что для него имеет необходимость и значимость.

В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которым составляет основное назначение учения. Отсюда следует, что в сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес направлен на познание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности, в которой происходит оперирование уже приобретенными способами учения, овладение новыми и их совершенствование.

В самом общем определении, познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это обстоятельство позволяет нам говорить, что познавательный интерес можно рассматривать как интерес к предмету познания и нам вполне возможно интерпретировать его как интерес к изобразительной деятельности.

Интерес к изобразительной деятельности подростков - это наличие органического сплава интеллектуальных и эмоционально - волевых процессов, обращенных не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к процессу добывания знаний, к процессу осуществления деятельности, в которой происходит оперирование уже приобретенными способами учения, овладение новыми и их совершенствование.

Художественно-творческая деятельность рассматривается как
важнейшее условие эффективного эвристического мышления, определяющий
его созидательную сущность. Концептуальные основы эвристического
обучения соприкасаются с теорией творчества, теорией интеллектуальных
способностей, творческим развитием и саморазвитием, творческим
потенциалом, способностями личности, креативностью и концепциями
одаренности.

Творческий потенциал учащихся – это внутренние личностные возможности, проявляющиеся в творческой деятельности, которые включают: уровень развития художественно-образного, творческого мышления, художественно – творческую направленность и творческую мотивацию, проявляющуюся в стремлении овладеть новыми знаниями и умениями в определенном виде творческой деятельности, способности к творческой самореализации.

Художественно-творческое развитие личности – процесс, включающий формирование активного художественного восприятия (эмоциональная отзывчивость, широкое ассоциативное поле), под воздействием системы воспитания.

ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Обозначенная педагогическая технология характеризуется поэтапной алгоритмизацией и носит характер воспроизводимости, восполнимости и вариативности.

1. Поисково-стимулирующий этап включает постановку и решение
творческих задач: задачи-вопросы причинно-следственного, поискового
характера: «Инверсия», «Суд», «Спор», экспресс-анализ этюдов и
зарисовок, составление карты страны «Изобразилии», «Продолжи
живописную строчку» и пр.

Подобные творческие задачи предлагается решать в форме коллективных проектов. Цель данного этапа - развитие воображения, творческого мышления, проективных умений.

2. Импровизационно-эвристический этап характеризуется
выполнением творческих заданий в форме индивидуальных проектов. Это
задания различных видов творческого характера: сочинение сказки и
представление иллюстраций к ней, «рисование метафор», «построчное
рисование любимых стихов», составление комплекта «кодированных
рисунков» для разгадывания загадок, рисование сказочных кроссвордов,
ребусов и пр. данный этап направлен на развитие самостоятельности,
эстетического восприятия, развитие познавательной и творческой
деятельности, способности к эмоционально-живописному изложению
мысли и содержания, например, построчное рисование любимых
произведений и стихов.

  1. Творческий этап связан с разработкой подростками творческих проектов,

которые выполнялись на уроках изобразительной деятельности в форме индивидуальных проектов, групповых проектов, коллективных проектов. Учащимся предоставлялось право выбора формы и вида проекта:

- драматизация нарисованных сказов и рассказов;

  • составление атласа великих произведений;

  • оформление опорных картинок для малышей по усвоению знаний, творческих умений;

  • составление атласа репродукций.

Цели данного этапа: формирование умения организовывать, выполнять, контролировать и оценивать собственную работу и одноклассников, умение презентировать проективный замысел.

  1. Рефлексивный этап предусматривает самоанализ достигнутых результатов, оценку собственных достижений, творческих продуктов в виде проекта, связанного с изобразительной деятельностью, интереса к изобразительной деятельности.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

В качестве творческих задач мы предлагали следующие:

1.1. Задачи на формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний подростками художественных и живописных

образов:

  • сравнить различное изобразительное воплощение персонажей и нарисовать их словесный, а затем рисуночный портрет;

  • на основе предложенного учащимся изображения памятника И.А.Крылову на экране и предложить учащимся отыскать на предложенных репродукциях рисунки и иллюстрации Крылова к басням;

акцентирование на этической стороне замысла авторов произведений и предложить подросткам нарисовать иллюстрации к выбранному произведению;

  • сравнение различных способов изобразительного воплощения одного и того же сюжета;

- изобразительное воплощение собственного сочинения живописного полотна.


  1. Задачи на цветовое моделирование:

  • выбор цветовой композиции из предложенных учителем цветов;

  • предложить стать художником и с помощью волшебных цветов нарисовать музыку своими придуманными цветами; завершить сказку в цветовом решении;

  • в красках зафиксировать процесс движения какого-либо явления (ветер, буря и пр.);

  1. Задачи на осознание связей, существующих между литературой и музыкой, между живописью и литературой, между музыкой и живописью:

  • как живопись помогает познать литературу?

  • как рисунок обогащает слово?

  • как живопись помогает услышать музыку?


Лазарева Н.И.

Статья:"формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Другое
Описание:

Данная статья на тему "формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства".В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которым составляет основное назначение учения.

Художественно-творческая деятельность рассматривается как
важнейшее условие эффективного эвристического мышления, определяющий
его созидательную сущность.

Художественно-творческое развитие личности – процесс, включающий формирование активного художественного восприятия (эмоциональная отзывчивость, широкое ассоциативное поле), под воздействием системы воспитания.

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Лазарева Наталья Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 566
Номер материала 17104
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓