Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыСтатья "Воспитание сознательной дисциплины"

Статья "Воспитание сознательной дисциплины"

Скачать материал

Воспитание сознательной дисциплины.

Американский психиатр Росс Кэмпбелл считает, что «в области  воспитания детей  дисциплина – это тренировка ума и характера ребёнка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества».

Что такое дисциплина? Что её формирует?

Дисциплину формирует:

  а) любовь  взрослых

  б)  поощрение

  в)  наказание

  г)  просьбы и инструкции

Любовь взрослых.

Взрослые, обладая умением слушать, слышать и понимать ребёнка, любящие и эмоционально уравновешенные  родители создают благоприятную среду для нравственного развития  дочери или сына, для формирования у ребёнка доброго и заботливого отношения к людям и к самому себе.

 Поощрение.

    Существует много способов выразить  ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный лёгкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок.

Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера.

     Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно. Часто повторяющиеся приёмы и  методы вызывают привыкание и снижают эффективность влияния на процесс развития личности ребёнка.

  Наказание.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Смысл наказания заключается  в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворённости своим поведением.

Аналогично  поощрению существует немало способов демонстрации своего отрицательного отношения  к проступкам: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.

 Определить  необходимое  наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок чувствителен к справедливости наказания. Даже если уверены  в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.

Необходимо помнить следующее:

-вы, взрослые, тоже можете ошибаться;

-имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно;

-контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Просьбы и инструкции.

Обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный  тон. Старайтесь вызвать ответственное отношение к выполнению вашей просьбы.

Обращаясь  с просьбой к ребёнку, давайте ему инструкции выполнения, доступные его восприятию, соответственно возрасту и уровню развития.

Не просите ребёнка выполнить то, что ему не силам. Сначала научите.

Не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную работу.

                          Запрещать разъясняя.

   Мы наказываем наших детей не ради наказания, а для того, чтобы вырастить их нормальными людьми. Поэтому  применяя  различные меры к ребёнку нужно иметь в виду  несколько простых правил.

1.Заранее предупреждайте ребёнка о том, что за определённый проступок его накажут.

2. Устанавливая наказание нужно быть уверенным в правильности собственного решения.

3. Наказывая ребёнка, родители должны показать, что им неприятно.

4.  Запрещая что-то, объясните причину своего запрета.

5. Устанавливайте рамки наказания, придерживайтесь этих рамок.

5. Подавайте пример своим  собственным поведением. Запрещая что-либо ребёнку, не позволяйте  ни в коем случае это себе.

                       Вниманию родителей.

  Ни в коем случае не наказывайте ребёнка:

- когда он болеет;

- перед сном и сразу после сна;

-во время еды;

-во время игры или работы;

-когда ребёнок искренне старается что-то сделать, но у него не получается в силу различных обстоятельств;

- когда сами находитесь в плохом настроении.

                       Наказывая ребёнка

- не оскорбляйте ребёнка как личность, не  обзывайте его;

-не отвечайте агрессией на агрессию;

-не припоминайте старые обиды и проступки;

-не наказывайте лишением еды, прогулки или других жизненно необходимых вещей;

-не наказывайте трудом;

-не унижайте презрительными высказываниями, насмешками;

-не сравнивайте его  с другими детьми.

 

                

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Воспитание сознательной дисциплины""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании им своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое свое слово и поступок перед окружающими. Что такое «сознательная дисциплина», с какого возраста необходимо начать формировать это качество? Некоторым взрослым кажется, что если ребенок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако случается, что взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, далеко не всякого ребенка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком, то есть таким, у которого это качество стало как бы свойством характера. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова записано: «Дисциплина – обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу». Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный. Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов «Энциклопедического словаря», то можно прочитать, что дисциплина – это «определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации». На наш взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка для того, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества». Очень часто родители не желают понять ребенка, увидеть себя его глазами. Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону, родителям прежде всего нужно изменить себя. Понять это нелегко. Ведь для этого потребуется преодолеть инерцию стереотипов отношения к детям. И самый живучий из них – взгляд на ребенка как на послушного исполнителя воли взрослого. Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители вольно или невольно воспитывают его прежде всего своим собственным поведением, отношением с другими членами семьи и друг с другом. Дети очень часто видят и то, что мы хотели бы скрыть от них. Часто родители, предъявляя требования ребенку, на его вопрос «Почему это надо делать?» говорят: «Не рассуждай!», «Так надо!», «Не твоего ума дело!» – и тем самым лишают его возможности активно включиться в процесс саморазвития. Но практика подобного воспитания постоянно убеждает нас в том, что ребенок не становится таким, каким его желает сделать такой «воспитатель». Запреты родителей – «не бери», «не трогай», «не ходи», «не лезь», «не мешай» – и наказания за их нарушение оказываются серьезной помехой на пути активного развития ребенка и обретения им нравственного опыта. Чтобы ребенок стал добрым, заботливым, нужно предоставить ему возможность проявлять доброту и заботу о других людях и непременно не только радоваться его добрым делам, щедрости, отзывчивости, но и самим всегда и везде поступать так же, никогда и ни в чем не допуская расхождения между словом и делом. В воспитании, пожалуй, самое трудное – понять причины поведения ребенка. Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга – одна из основных. И недаром большинство подростков на вопрос исследователей «Что такое счастье?» ответили: «Это когда тебя понимают!». Понять человека – это и значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Понять другого – это встать на его позицию, «влезть в его шкуру». Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас – еще сложнее. Мы ведь забыли, какими были в их возрасте.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 522 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.01.2020 105
    • DOCX 32.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Юрманова Лия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Юрманова Лия Владимировна
    Юрманова Лия Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71838
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 33 регионов

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 115 человек из 39 регионов

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе