Воспитание основ толерантности у дошкольников
материал
подготовлен старшим воспитателем МБДОУ детский сад «Березка» Г.М.Вокуевой
Воспитание толерантности сегодня
является одной из важнейших проблем.
В последнее время часто возникают
дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в
котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная
человеческая личность.
Актуальность проблемы толерантности
связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы,
необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в
своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые
являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное
представление о своем будущем жизненном пути.
На современном этапе развития общества
возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего
поколения, начиная уже с дошкольного возраста.
Формирование этого важнейшего качества
происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений,
продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Определение слова «толерантность»:
В испанском языке -
способность
признавать отличные от своих собственных
идеи и мнения;
Во французском –
отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать
иначе, нежели ты сам;
В английском –
готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском –
позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском –
прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,
благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском –
способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким,
уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Идеи, взятые за основу:
Относиться к окружающим с уважением.
Никогда не думать, что Ваше мнение
важнее мнения другого человека.
Не навязывать свое мнение другим, его
можно просто высказать.
Надо помнить, что каждый волен выбирать
свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия).
Уметь видеть ценность и самобытность
культуры каждой нации.
В решении задач формирования
толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как
начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение,
принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем
возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям
различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного
воспитания, и мы воспитатели , должны довести до сознания детей то, что Ведь
люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей
природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка:
на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические
функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы
познавательных способностей
Достижение данной цели возможно
при решении конкретных задач, которые объединены в два
взаимосвязанных блока:
I. Воспитание у детей
миролюбия, принятия и понимания других
людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование негативного отношения
к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к
себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к
межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному
общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума
независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения определять
границы толерантности.
|
II. Создание толерантной
среды в обществе и в сфере образования:
1) профилактика терроризма,
экстремизма и агрессии в обществе;
2) гуманизация и демократизация
существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
3) включение в реформирование
образования ведущих идей педагогики толерантности;
4) реформирование системы подготовки
будущих педагогов к воспитанию толератности у детей.
|
Основные принципы:
1. Принцип субъективности. Требует опоры
на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания,
сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
2. Принцип адекватности. Требует
соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные
отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.
3. Принцип рефлексивной позиции.
Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы
отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в
соответствующем поведении и поступках.
4. Принцип индивидуализации.
Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и
поведения.
5. Принцип создания толерантной среды.
Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся
на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде,
самореализацию в разных формах.
Принципы содержания работы:
·
Комплексно- тематический подход к планированию.
·
Личностно- ориентированное взаимодействие участников
образовательно- воспитательного процесса.
·
Интеграция образовательных областей.
·
Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной
группе.
·
Обеспечение эмоционального и практического компонентов
этнотолерантности.
·
Построение предметно- развивающей среды с учетом современных
требований.
Взаимодействие ДОУ с семьями
воспитанников
Формы воспитания толерантности:
Для того, чтобы работа по воспитанию
толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать
большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Спектр мероприятий и разных видов
деятельности дошкольников:
1)
проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с
культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную
деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2)
сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и
практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3)
русские народные подвижные игры;
4)
проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица,
“Рождество” в соответствии с народным календарем;
5)
изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных
праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство
детей с традициями народов разных стран;
7)
с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8)
игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем
межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9)
сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование толерантности
происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные,
активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные
способности и особенности.
На занятиях использовали
разнообразные методические приёмы:
1. Игры и игровые упражнения,
направленные на:
- развитие умений невербального общения:
«Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими
детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на
распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени,
фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в
общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение
окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения:
«Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия,
сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание
ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое
применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных
местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные
на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных
отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных
национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного
слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных
авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных
пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем
и карт.
6. Продуктивный вид деятельности–
рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок
милосердия», «Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание
музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа с детьми:
·
Беседы
·
Проекты
·
Конструирование
·
Видеопрезентации
·
Экскурсии
·
Целевые прогулки
·
Фольклорные и тематические праздники
·
Театрализованные представления
Работа с родителями.
Работа по воспитанию у детей
толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и
родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями:
собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной
литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения,
индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского
сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка,
формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
·
Анкетирование
·
Совместные праздники
·
Круглые столы
·
Конкурс «Моя родословная»
·
Конкурсы совместных рисунков
·
Выставки
Сотрудничество
ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у
дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия
ребенка родителей и социума.
Мероприятия с
родителями:
- круглый стол;
- тренинги,
семейные игротеки;
- тематические
дни в ДОУ;
-
консультативный пункт;
- целевые экскурсии
совместно с детьми по поселку Игрим.
Неделя «Дружат дети всей Земли»:
Беседы с детьми об истории праздника:
«День народного единства».
Рассказ, беседа, рассматривание
иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные
обычаи народов».
Проведение подвижных национальных игр.
Выставка детских работ «Мы разные, но мы
дружим».
Музыкально- спортивное мероприятие
«Дружат дети всей Земли».
Оформление стенда «Я маленький, но я
имею право».
Подборка дидактических игр по правовому
воспитанию, сказок, стихов.
Оформление картотеки игр народов мира.
Конкурс плакатов по толерантности
«Толерантность-дорога к миру».
Организация недели национальной кухни.
Совместное проведение праздников и
развлечений
Реализация проекта «Если добрый ты – это
хорошо!»:
Цель проекта:
Организация взаимодействия детей
дошкольного возраста с детьми с ограниченными возможностями в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
Дети с отклонениями в развитии участвуют
в прогулках, спортивных досугах и развлечениях художественно-эстетического
цикла, других мероприятиях вместе с нормально развивающимися детьми. Они имеют
возможность посещать возрастные группы, экологическую, изобразительную,
театральную студии, спортивный зал. При этом дети с отклонениями в развитии
включаются в различные виды деятельности (игровую, изобразительную, музыкально
-ритмическую и др.) совместно с воспитанниками этих групп. Такая модель –
первая ступенька интеграции, когда существующая поначалу дистанция между детьми
может постепенно сокращаться. Общение способствует включению механизмов социальной
адаптации к жизни, формированию модели поведения в обществе. Общение
детей ДОУ с детьми- инвалидами является своеобразной «школой нравственности»,
направленной на формирование отзывчивости, взаимопонимания, гуманности.
Неделя Доброты
Воспитатели размышляли с воспитанниками
о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Занятия по
нравственному воспитанию каждому ребенку показали, как важны в жизни каждого
человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.
В младших группах дети узнали, что к
животным нужно относиться с любовью и заботой, нельзя причинять даже самого
маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения, те
бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на
мучения. Нужно проявлять участие к бездомным животным, помогать им выживать.
В старших дошкольных группах речь шла о
дружбе, доброте, о хороших и добрых поступках. Теперь каждый знает: чтобы
поверить в добро, надо начать его делать. Ведь добро в первую очередь связано с
умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на
чувства других и держать свою душу открытой.
Празднование Дня семьи стало
в нашем детском саду традиционным мероприятием, которое решает немаловажные
задачи воспитания толерантности у детей.
В результате, наши выпускники
знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но
обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы
эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами
конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют
представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать
друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять
эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по
отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого;
находить конструктивное решение конфликта.
Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.