Технология
продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
Чтение - это
окошко, через которое дети видят
и познают мир и
самих себя.
Оно открывается
перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с
чтением,
одновременно с ним
и даже раньше,
чем впервые
раскрыта книга,
начинается
кропотливая работа над словами.
В. А. Сухомлинский
В
Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков
технология формирования типа правильной читательской деятельности «Технология
продуктивного чтения», которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения
приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта
технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение
истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать
собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты
учебников, умения извлекать информацию из текста.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
Главная
задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
1.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,
выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам,
предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2.
Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель
– понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
Первичное
чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или
чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя)
в соответствии с особенностями текста, возрастными и
индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.
Выявление
совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной
окраской прочитанного текста.
Перечитывание
текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных
фрагментов).
Анализ
текста
(приемы:
диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по
прочитанному, выделение ключевых слов ). Постановка уточняющего вопроса к
каждой смысловой части.
Беседа
по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих
вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное
чтение.
III
этап. Работа с текстом после чтения.
Цель
– корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная
задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Концептуальная
(смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения
с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или
совокупности его главных смыслов.
Знакомство
с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с
материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа
с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к
готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским
представлением.
Творческие
задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности
учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть
однообразны по своей структуре и организации.
Основная
задача учителя на уроках - помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать»
его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и
действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического,
изучающего, «медленного») чтения.
Перед
чтением любого произведения можно применить приём «прогнозирования», то есть
ученикам предложить сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие,
иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем
исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания
произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют,
представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты,
эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и
т.д.). Также нужно уделить внимание и самостоятельному чтению: «Читай самому
себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное
условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что ещё
непонятно (тогда он задаёт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и
поделиться мыслями со всеми. В литературе главное — не информация, не знания,
которые содержатся в художественном произведении, а эмоции, в которых уже
заложено желание подражать тому, что нравится, и не делать того, что не
нравится. В чувстве есть воля к поступку, а поступок всегда выше знаний и
эмоций.
Процесс
работы с произведением - это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество
по схеме ученики - учитель - автор. Ученик - не просто слушатель и исполнитель
- он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский
характер. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже
чувствуют и понимают прочитанное.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.