Инфоурок География Другие методич. материалыСтатья "Составление СЛС на уроках географии"

Статья "Составление СЛС на уроках географии"

Скачать материал

"Главная задача педагога- научить детей самим получать знания, учиться: сегодня эпоха непрерывного и самостоятельного образования. Не менее важно и создание нормального креативного мышления, уверенности в себе, в своих способностях.» Д.А.Медведев


Особо хочу остановиться на работе со старшеклассниками по составлению структурно- логических схем. Считаю, что это очень важный момент в их подготовке к непрерывному образованию, т.к. успешность их дальнейшего обучения во многом будет зависеть от развития критического мышления и сформированности информацинно-коммуникативных компетенций, заключающихся в следующих умениях и навыках:

-поиска необходимой информации по заданной теме из источников различного типа.

-извлечения необходимой информации из источников различного типа, определение первостепенной информации.

-перевода инормаи из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации.

-развернуто обосновывать и аргументировать суждения.

-свободно работать с текстами разных стилей ,редактирования текста и создания собственного.

-использовать ИКТ для обработки, передачи и систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельностию

- владеть основными типами публичных выступлений.

Поэтому очень важно умение огромный поток информации, которая обрушится на них на каждом изучаемом предмете, преобразовывать в лаконичные схемы, не потеряв при этом основную суть материала. К этому моменту учащихся подвожу постепенно, начиная с использования на уроках уже готовых структурно- логических схем.

Эффективность данной технологии объясняется возможностью структурировать сложный материал по дозированным смысловым блокам, сводить его в таблицы, свертывать и развертывать учебную информацию на разных этапах урока, акцентировать внимание учеников на главном, ведущем в изучении материала, применять различные формы учебно-познавательной деятельности.

Методика создания СЛС заключается в конструировании схемы, показывающей логико-понятийную структуру содержания темы урока. Основное требование к отображению содержания- лаконичность материала, простота изображения, оптимальность объема.

Применение СЛС в учебном процессе способствует активизации творческой деятельности учащихся; развитию интеллектуальных умений (анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и т.д.), самостоятельности в осуществлении самоуправления учебной деятельностью, т.е формированию не только информацинно-коммуникативных , но и познавательных и рефлексивных компетенций,развитию критического мышления.

Применяются СЛС на разных этапах учебного процесса, в частности, при объяснении нового материала, при проверке знаний. На семинарах, уроках обобщения знаний, практикумах. СЛС эффективно используются как в общеклассной форме деятельности, так и в парной и групповой.

Изображенная на доске схема или электронная несет в себе значительный объем информации, отображает фактически план изучения темы урока. Направляет ход логического размышления. Организация работы над схемой позволяет легко варьировать совместной деятельностью всего класса, т.е. включать фрагменты самостоятельной деятельности, парной и групповой работы; вводить в процесс изучения работу с географическими картами атласа, контурными картами, дополнительной литературой, справочным материалом, видеофильмами и др. СЛС могут быть дополнены схематическими рисунками, отражающими строение географических объектов, их структуру, связи, стадии процессов тех или иных явлений.

Системное использование СЛС в учебном процессе помогает учащимся легко и свободно ориентироваться в информации из различных видов источников, выделять смысловые блоки, формировать логику рассуждения, самостоятельно конструировать схему.

А вообще уроки, на которых учащиеся сами составляют СЛС стараюсь строить по технологии формирования критического мышления:

1-я стадия-«вызов», атуализация опорных ЗУН, формирование интереса к теме ,определение целей изуения нового материала.

2-я стадия- «осмысление», осмысленная работа с текстом, составление СЛС ,что позволяет отлеживать собственное понимание. «Текст»-это и учебник и речь учителя и видеоматериал.

3-я стадия –«рефлексия»,формирование личностного отношения к тексту посредством собственного текста,участия в дискуссии, что дает эффект переосмысления собственных представлений с учетом новых знаний.

В последнее время я чаще использую электронные схемы, к созданию которых привлекаю учащихся.При возможности такие уроки провожу в кабинете информатики, чтобы учащиеся сами создавали или дополняли электронные СЛС.


Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Составление СЛС на уроках географии""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения, которые я стремлюсь реализовывать на каждом уроке.  Всеми силами я стараюсь, чтобы, заходя в дверь со знакомой табличкой «Кабинет географии», для моих учеников распахивался мир тайн и открытий, мир разнообразия природы, жизни и быта людей в ней; мир могущественного величия природы и ее одновременной ранимости и беззащитности; мир научных споров, поражений и - обязательно – побед.

Особо хочу остановиться на работе со старшеклассниками по составлению структурно- логических схем. Считаю, что это очень важный момент в их подготовке к непрерывному образованию, т.к. успешность их дальнейшего обучения во многом будет зависеть от  развития критического мышления и сформированности информацинно-коммуникативных компетенций,

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 725 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок географии "Геологическая история и геологическое строение России"
  • Учебник: «География (изд. "ДРОФА")», Дронов В.П., Баринова И.И. и др./ Под ред. Дронова В.П.
  • Тема: § 9. Геологическая история и геологическое строение территории России
  • 30.09.2020
  • 692
  • 7
«География (изд.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 509
    • DOCX 32 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полякова Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Полякова Елена Ивановна
    Полякова Елена Ивановна
    • На сайте: 10 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 37393
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 437 человек

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 286 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 721 человек

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Мини-курс

Управление спортивными событиями и организация деятельности в спортивной сфере

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе