СОЦИАЛЬНАЯ
АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ
Болотина
С.Н.
Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность
проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан.
С. Смайлс
В
настоящее время, время бурных демократических процессов, происходящих в
России, особую значимость приобретает проблема гражданско-правового воспитания
подрастающего поколения. Именно молодежь является барометром настроений в
обществе и основным электоральным резервом, так как каждый четвертый
потенциальный избиратель- это человек в возрасте до 30 лет. Поэтому значимым
приоритетом в образовании на современном этапе является обучение и воспитание
человека- гражданина, человека высокой правовой и политической культуры,
активного субъекта социальных отношений, способного к духовно- нравственному
совершенствованию, принимающего на себя ответственность за свою жизнь и жизнь
окружающих.
Соответственно
основной задачей воспитания становится формирование личности с активной
гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами,
стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои
действия.
Как
известно, гражданская позиция личности проявляется и формируется в условиях
социально- значимой деятельности через выполнение конкретных практических дел.
Это хорошая возможность проявить свое отношение к людям, найти способы самореализации
в условиях современного общества, гармоничного взаимодействия с окружающим
миром. Именно в деятельности происходит познание человеком окружающего
мира, оценка своих возможностей, формируется самосознание, нравственные и
социальные установки. И в зависимости от того, на какие сферы жизнедеятельности
направлены интересы личности, в каких формах и насколько социально- ценно и
личностно - значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и
социальной значимости проявления гражданской позиции личности. Поэтому,
осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его реальные поступки
в отношении к социальным явлениям и социальным процессам, основанных на реализации
общечеловеческих ценностей при разумном соотношении личностных и общественных
интересов и определяет его гражданскую позицию.
Становление
активной гражданской позиции личности представляет собой сложный процесс
развития интегративного качества личности, которое включает в себя социальную
активность, инициативу, органическое сочетание личностных и гражданских
ценностей и предполагает осознание себя гражданином и активным участником
общественной жизни.
В реальной жизни результативность
деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в
современном обществе отслеживается через этапы становления качеств самой личности,
которые определяются как:
1.
Осознание своего «Я».
2.
Становления качеств личности – готовность к выбору.
3.
Готовность к проявлению «Я».
4.
Использование возможностей среды для собственного
развития.
Поэтому, можно
сделать вывод, о том, что гражданская позиция формируется под влиянием
условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной
деятельности посредством социальной активности, действенности личности и
проявлений её гражданских качеств.
Неотъемлемой
частью и основой гажданско- правового воспитания обучающей молодежи в техникуме
является процесс формирования активной гражданской позиции, т.е.
формирование личностных качеств гражданина, ориентированных на общепринятые
нормы и нравственные ценности, включающие высокие общечеловеческие и
профессиональные свойства, широкие коммуникативные и адаптационные возможности.
Сегодня
на старшее поколение возложена ответственность за то, чтобы молодежь достойно
исполняла свои гражданские обязанности, активно участвовала в управлении
государством. Молодежи совсем не безразлично, в каком государстве они будут
жить, как они будут готовы участвовать в его построении и развитии. В
образовательном пространстве техникума созданы условия для раскрытия потенциала
молодежи в демократических преобразованиях, защиты их интересов, формирования у
молодежи высокой правовой, политической культуры, патриотизма и гражданской
ответственности, стремления к активному участию в формировании гражданского
общества и правового государства. Поставленная цель- формирование личности,
высокой гражданской и правовой культуры - реализуется через систему
мероприятий, направленных:
−
становление активной гражданской позиции молодежи;
−
накопление и обогащения жизненного опыта;
−
формирование культуры общения, культуры прав
человека; общечеловеческих ценностей, устойчивой нравственной и правовой
мотивации в практической деятельности;
−
развитие интереса обучающихся к процессам создания
гражданского общества и правового государства.
Таким
образом, основными направлениями работы педагогического коллектива по формированию
Человека – гражданина, способного к самопознанию, саморазвитию и успешной
самореализации являются:
−
создание комфортных условий для проявления
инициативы, творчества, продуктивной деятельности, ораторского искусства,
коммуникабельности обучающихся;
−
эффективное внедрение в программу учебных занятий,
внеклассных и воспитательных мероприятий содержательной, актуальной
информации, способствующей формированию гражданско- правового сознания и
активной гражданской позиции;
−
применение активно- деятельностные формы работы,
которые способствуют проявлению организаторских, коммуникативных способностей,
лидерских качеств, позволят формированию правовой культуры;
−
осуществление системы контроля результатов
деятельности, через применение метода диагностики и мониторинга.
Эти направления
определены структурой гражданской позиции личности, в которую входят три
компонента:
−
познавательный - включает в себя формирование
базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение
человека к социальной действительности. Данный компонент характеризуется
полнотой этических, правовых, политических и других знаний человека, глубиной
их осознания, что отражает субъективное отношение человека к усваиваемым
требованиям общества;
−
мотивационно-ориентировочный- раскрывает
отношение человека к людям, обществу, событиям, самому себе, основанного на
системе нравственных и правовых норм, выступающих в виде установок,
требований, общественных предписаний, а также системой законов, принятых
государством;
−
поведенческий - определяется реальным поведением
человека, его умением соблюдать установленные правила, выполнять основные
социально-нравственные обязанности. При этом, усвоение и формирование общественных
ценностей происходит в сочетании с собственной деятельностью человека, в сфере
самореализации.
Развитие всех трех компонентов гражданской позиции личности тесно
связано между собой и рассматриваются как единое целое.
Содержание
педагогического процесса направленного на формирование гражданской позиции
личности включает в себя овладение обучающимися социально ценным жизненным
опытом.
Навыки
решения социально значимых проблем молодежи реализуются педагогами техникума
через применение активных форм включения обучающихся в процесс социальной
практики, например работу клуба молодых и будущих избирателей «Наш выбор». Имеется
практический опыт инновационной работы по формированию правовой, политической культуры и правового самосознания
обучающейся молодежи техникума, становлению их активной гражданской позиции,
развитию интереса к процессу организации и проведения выборов.
Деятельность клуба молодых
и будущих избирателей «Наш выбор» осуществляется по следующим направлениям:
−
Изучение законодательной базы избирательного права
и процедуры избирательного процесса в РФ через такие формы как: лекции с
элементами дискуссии, защита рефератов; слайд-шоу о выборах; практические
занятия по изучению и обсуждению применения положений законов и других
нормативно- правовых актов в обществе, обеспечивающих процессуальную сторону
избирательной системы в РФ; организация и проведение внеклассных мероприятий;
встречи с представителями Избирательной комиссии города Белгорода, органов
региональной власти; проведение воспитательных мероприятий; деятельность
Студенческого совета техникума (формирование совета проходит на демократической
основе – выборов); изучение таких дисциплин, как «Основы права»,
«Обществознание», «Основы социологии и политологии», «Философия», « История».
−
Практическое применение знаний и способов
действий системе реализации избирательного права гражданами РФ- через участие
в познавательных и интеллектуальных играх, творческих конкурсах, олимпиадах ,
викторинах, дискуссиях «За» и «Против», диспутах, «мозговые штурмы».
−
Информационно- аналитическая деятельность клуба -
выпуск газеты «Правовой вестник», проведения социологических опросов и
мониторинга.
Стало
хорошей традицией проводить открытые расширенные заседания клуба молодых и
будущих избирателей«Наш выбор» в форме правовых игр, с приглашением всех
обучающихся и преподавателей техникума, посвященных: Всемирному Дню защиты прав
человека Дню Конституции, Выборам всех уровней. Организация мероприятий осуществляется
Советом клуба «Наш выбор», т.е. реализуются демократические принципы
соуправления и сотворчества.
Участвуя
в работе клуба молодых и будущих избирателей «Наш выбор», обучающиеся
расширяют и углубляют правовые знания в области права и избирательного
процесса, знакомятся с деятельностью и механизмом формирования органов власти,
приобретают навыки публичного выступления, изучают основы психологии делового
общения, формируют элементы электоральной культуры. Организация и проведение мероприятий
имеет огромное воспитательное воздействие на обучающуюся молодежь, что находит
выражение в познавательной активности обучающихся, проявлении интереса к
технологиям избирательного процесса, рассматриваемым проблемам и желании
проявить свои знания, творческие и интеллектуальные способности. А это
доминирующий фактор в формировании правовой культуры, и активной гражданской
позиции.
Таким
образом, включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности
позволяет расширить сферу их социального общения, возможности усвоения
социальных ценностей, что находит отражение в формировании не только
нравственных качеств личности, но и активной гражданской позиции. Поэтому, активная
гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется
на протяжении всей жизнедеятельности человека.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.