Непочатых Оксана Валентиновна
«Семья и школа: вовлечение родителей во
внеурочную деятельность по английскому языку».
Значение владения английским языком в
современном мире переоценить сложно. Бурно
развивающийся процесс развития межкультурных отношений, возможность
приобретения широкого круга англоговорящих деловых партнёров и просто
знакомых, повышение своей значимости при соискании перспективной должности
обуславливает необходимость овладения английским языком (хотя бы на среднем
уровне). Возможность получения зарубежного образования и свободного общения за
рубежом при отсутствии языкового барьера также привлекают внимание поклонников
английского языка. Кроме того, прочтение книг в оригинале даёт возможность
получения большего удовольствия, так как перевод, как правило, является не
совсем точным, зависит от субъективного мнения и навыков переводчика.
Школа –
образовательное учреждение, где ученик приобретает навыки решения жизненных
задач. Одним из важных инструментов, которыми мы как педагоги должны снабдить
наших детей, является английский язык. Задача педагога - увлечь,
заинтересовать, втянуть в изучение английского языка. Повышение мотивации в
изучении предмета – залог успеха. Если ученику интересно – он будет работать.
Действенный способ повышения мотивации
– игровые технологии, позволяющие учитывать психологические и возрастные
особенности школьников.
В силу определенных обстоятельств (ограничение
во времени, необходимости изучения конкретного материала в определенном объеме
и т.д.) на уроке не всегда есть возможность поиграть, да и не всегда это
уместно и необходимо. Внеурочная деятельность – тот инструмент, который
вовлекает школьников и их родителей в учение с интересом, помогает раскрыть им
свои творческие способности.
Работа с родителями в рамках внеурочной
деятельности – неотъемлемый элемент работы. Без помощи родителей редко
удаётся добиться желаемых результатов. Большинство родителей, понимая это,
охотно дают увлечь себя этим замечательным способом совместного обоюдополезного
способа времяпрепровождения. Мастерство педагога в данном случае проявляется в
умении заинтересовать и увлечь родителей, дать им возможность творчески
проявить себя.
К сожалению, условия современного мира
ограничивают время общения родителей с детьми. Внеурочная деятельность
позволяет мотивировать на совместное общение не только детей, которым часто не
хватает родительского внимания, но и родителей. Многие родители с удовольствием
принимают участие в мероприятиях, проводимых нами в рамках внеурочной
деятельности по английскому языку. И каждый раз педагоги стараются вовлечь в
такую деятельность всё новых и новых родителей, изобретая новые способы и
предлоги.
Поддержка родителей играет большую роль для
детей, и педагогам это хорошо известно. Кроме того, это способ для родителей
творчески выразить себя, познакомиться и подружиться с другими родителями,
приобрести определенные знания по английскому языку. Некоторые родители,
которые ответственно отнеслись к изучению ребенком английского языка с самого
начала, со 2-3 класса, сейчас уже говорят о том, находясь в отпуске за
границей, не испытывают затруднений в общении на английском языке на
элементарном уровне.
Проявляя свои таланты, родители дают
детям такую необходимую для них возможность гордиться своими мамами и
папами. Дети чувствуют свою причастность к тому, что все видят, какие
замечательные, умелые, артистичные, талантливые у них родители. А родители
зачастую открывают в своих детях что-то новое, и это не может не сказываться на
их взаимоотношениях
Для вовлечения родителей в совместную с
детьми внеурочную деятельность по английскому языку существует множество
способов, которые я успешно использую в своей практике:
-вовлечение в подготовку мероприятия (костюмы,
разучивание ролей, и т.д.)
-приглашение в жюри
-организацию творческого оформления
мероприятий,
- помощь в подборе материала
Дабы не быть голословной, приведу совершенно
свежий пример - Halloween в 5б классе
31.10.2014/15 учебный год.
Родители учеников принимали активное
участие в подготовке мероприятия
-помогали подбирать костюмы
- готовили вкусные тыквенные сюрпризы
-помогали в оформлении кабинета
-совместно с детьми изготавливали
традиционные фонари, самостоятельно находили технологии их изготовления.
4.2 5 класс – очень специфичный период в
школьной жизни детей, особенно первая четверть, все педагоги прекрасно
понимают, что я говорю об адаптационном периоде. В нашей школе у этой ситуации
есть своя специфика, так как начальная школа имеет своё здание, и в 5 класс
они приходят в другое здание. Своих «классных мам» начальной школы они не
встречают. Очень скучают по ним. И «классные мамы», как бы ни были заняты
своими первоклашками, скучают по своим любимым выпускникам.
Прекрасно это понимая, мы с «классной мамой» 5
«б» класса, Юлией Евгеньевной Сорокиной, сделали детям сюрприз: в сценарий
праздника я включила Юлию Евгеньевну которая ради этого даже выучила несколько
английских фраз (вот она, сила любви!!) и неожиданно появилась в ходе
мероприятия, как и было задумано по сценарию. Это был сюрприз не только для
детей, но и их родителей. Те эмоции, которые я увидела, были главной наградой этого
дня для «классной мамы», а для меня – ситуацией для размышления о дальнейшем
использовании этого кладезя положительного заряда и способов мотивации не
только учеников, но и родителей, и учителей.
Эта ситуация - прекрасная иллюстрация того,
как можно использовать (простите за грубое в данном контексте слово)
эмоциональную привязанность детей, родителей и учителей в качестве «маячка»,
«якоря», который будет ассоциировать у них внеурочную деятельность с радостью,
удовольствием, положительными эмоциями, успехом .
Родители проверяли задания, которые ученики
выполняли в командах, оценивали работу детей, с удовольствием принимали
участие в конкурсах, помогали в оформлении класса, дома с детьми готовили
костюмы и детям, и себе (причём я не настаивала на костюмах, понимая, сколько
времени это может занять).
Кроме этого, одна из мам-волшебница по части
выпечки испекла невероятной красоты торт, который был потом торжественно
съеден. Мною были выписаны благодарности всем родителям, принимавшим участие в
подготовке и проведении праздника. Та радость и гордость, которую я видела в
глазах детей при вручении этих благодарностей их родителям – еще одно
подтверждение того, что весь процесс подготовки и сам праздник удался. Для меня
это значит, что все три стороны процесса обучения – учащиеся, их родители и
школа – сработали успешно, получили новые знания, радость общения, укрепили
связи.
5. Мною была подготовлена анкеты для учеников
и родителей. Мне было необходимо выяснить, что дает им внеурочная деятельность
по английскому языку в плане совместного творчества, возможности больше
проводить время вместе, общения друг с другом.
Анкеты следующего вида были предложены
родителям:
Анкета для родителей
- Есть ли у Вас опыт участия во внеурочной деятельности
Вашего ребенка по английскому языку?
-да
-нет
- Этот опыт был для Вас
-полезен
-интересен
-бесполезен
-неинтересен
-другое___________________________________________________
- Как, по Вашему мнению, Ваша совместная с ребенком
работа в рамках внеурочной деятельности по английскому языку влияет на
ваши с ребенком отношения?
-мы больше времени проводим вместе
-мы обсуждаем вопросы костюмов и ролей,
совместно принимаем решения, репетируем
-готовим угощения, сюрпризы для ребят
-спорим, ссоримся по различным вопросам
-другое ____________________________________________________________________
- Что вы ждете от занятий внеурочной деятельностью по
английскому языку для ребенка?
- Что Вы ждете от занятий внеурочной деятельностью по
английскому языку для себя?
Для учеников тоже были предложены анкеты:
Анкета для учеников
1. Есть ли у Вас опыт участия во внеурочной
деятельности по английскому языку?
-да
-нет
2.Нравится ли Вам принимать участие в таких
мероприятиях?
-да
-нет
3. Нужна ли Вам помощь Ваших родителей в
подготовке к таким мероприятиям?
-да
-нет
4.Нравится ли Вам готовиться к мероприятиям
по английскому языку вместе с родителями?
-да
-нет
5.Как Вы думаете, чему научились Ваши
родители, участвуя в подготовке мероприятия по английскому языку?
Анализ анкет дал следующие результаты:
анкета для родителей:
1.Опыта участия в мероприятиях внеурочной
деятельности по английскому языку у основной массы родителей нет. Та часть
родителей, которая принимает участие в мероприятиях внеурочной деятельности по
английскому языку – относительно постоянна и составляет около 1/3 от общего
числа родителей.
2.Для всех родителей, которые участвуют в
мероприятиях внеурочной деятельности по английскому языку, этот опыт является
интересным и полезным. Когда же я просила уточнить, что именно полезного они
для себя приобрели, они перечисляли и дополнительные знания страноведческого
характера, и опыт освоения новых рецептов традиционных английских блюд, и
некоторые выученные фразы на английском языке.
3.Что касается развития отношений с ребенком в
рамках подготовки к мероприятиям, то все родители единодушно признают, что все
перечисленные опции
-мы больше времени проводим
вместе
-мы обсуждаем вопросы
костюмов и ролей, совместно принимаем решения, репетируем
-готовим угощения, сюрпризы
для ребят
-спорим, ссоримся по различным
вопросам
имеют место, и это родителями очень ценятся.
Они говорят о том, что при высоком уровне занятости иногда просто некогда
уделять детям внимание, и внеурочная деятельность школы является важным и
нужным фактором, который дает возможность вернуться к детям, получить
удовольствие от общения с детьми, получить ощущение предвкушения праздника, что
зачастую не менее важно, чем сам праздник.
4.Ожидания родителей от внеурочной
деятельности для детей оказались вполне предсказуемыми: расширение словарного запаса,
развитие творческих и коммуникативных способностей, получение положительных
эмоций.
5.А вот что касается ожидания родителей от
внеурочной деятельности для себя, то кроме вышеперечисленных положительных
эмоций и приобретения новых знаний было упомянуто повышение уровня
самооценки. Кроме этого, родители отметили, что такие мероприятия помогли
некоторым семьям подружиться.
Анкета для учеников
1,2. Практически все дети в большей или
меньшей степени вовлечены во внеурочную деятельность по английскому языку,
получают от этого удовольствие и призы, сертификаты и грамоты в портфолио, радуются
сами и радуют родителей своими успехами.
3,4.Детям совершенно необходима помощь
родителей в подготовку; их внимательное участие, поощрение и одобрение
являются катализаторами роста «английских» крыльев у детей, без которых
эффективное обучение просто невозможно. Детям очень нравится учить родителей
правильному произношению (когда еще им представится такая возможность?),
проводить с родственниками (а иногда в процесс включаются не только мамы и
папы, но и бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры и другие родственники)
время в активном общении.
5.Конечно, дети уверены, что с их помощью
родители теперь могут говорить по-английски, мамы научились печь английское
печенье и готовить правильный английский чай (что с успехом и делают, когда к
ним приходят гости), а папы в жарких спорах между собой блещут новоприобретенными
познаниями из области истории футбола и гольфа.
Вывод:
На основании анализа анкет вывод прост и
предсказуем: внеурочная деятельность по английскому языку мотивирует не только
детей, но и родителей к изучению английского языка в частности и к более
заинтересованному , доброжелательному и плодотворному общению со школой в
целом.
В качестве побочного, но не менее важного
эффекта, мы наблюдаем повышение самооценки не только учеников, но и родителей,
а это уже даёт основание говорить о влиянии школы не только на развитие
личности учеников, но и их родителей.
Кроме того, родители с бОльшим желанием идут
на контакт с педагогами, доброжелательны в общении, внимательны к детям, что, в
итоге, даёт необходимый эффект для положительных результатов процесса обучения
детей в школе.
В завершение хочу отметить еще один аспект темы
«Семья и школа». Как вы считаете, какие семьи больше всех и дольше всех
привязаны к школе? Конечно, это семьи педагогов, наши с вами семьи. И наши
успехи в педагогике невозможны без поддержки наших близких. Поэтому благодарю
наши семьи за их терпение, понимание и поддержку и желаю им здоровья, а
коллегам желаю каждую свободную минуту наслаждаться общением со своими близкими
и покорения новых педагогических вершин.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.