Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья «Развитие интеллектуальной культуры учащихся»

Статья «Развитие интеллектуальной культуры учащихся»

Скачать материал

                                                                          Паймухина Валентина Ивановна

                                                                          уч.нач.классов

                                                                          МБОУ «СОШ №61» г.Чебоксары

                                                                          Чувашская Республика

     

 

Развитие интеллектуальной культуры учащихся

       Внимание к проблеме интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы  диктуется условиями современной жизни.

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности  различных качеств интеллекта, побуждает меня, как учителя,  к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся

 В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:  

·         самостоятельность мышления,

·        быстрота и прочность усвоения учебного материала,

·        быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,

·        умение отличить существенное от несущественного,

·        различный уровень аналитико - синтетической деятельности,

·        критичность ума.

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности.   Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

       Младший школьный возраст   характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием.  Для развития учебно-познавательного интереса, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, существует множество различных методов и приёмов. В своё время В.А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы «чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в котором ребенок жил до школы, не был закрыт для него дверью класса».  Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном учебном процессе.

       В современной методической системе обучения всё больший акцент переносится на формирование у школьников общечеловеческих умений, в том числе и мыслительных. На протяжении многих лет, меня волнует проблема грамотной организации работы учителя по развитию у учащихся логического мышления.  

       Развитие логического мышления происходит в несколько этапов, первые два приходятся на возраст учащихся начальной школы. Я поняла, что на учителе начальных классов лежит большая ответственность. «А достаточную ли работу провела я, чтобы не упустить благоприятное время для развития логического мышления своих учеников», - этот вопрос не давал покоя. Раньше мне казалось, что от количества решённых с учениками логических задач и будет зависеть их уровень развития данного вида мышления. Я всегда разбирала с учениками нестандартные задачи на уроке, создавала личную «копилку» таких задач, составляла индивидуальные карточки с ними. В своей работе я использую принцип: «Не навреди!». Наверное, поэтому всегда рада, когда в руки для работы попадается материал, подготовленный и проверенный грамотными учёными.

         Несколько лет назад я нашла курс доктора наук, психолога А.З. Зака. Его фамилию слышала ещё в студенческие годы. Тогда его труды потрясли меня тем, что логическое мышление развивают не только задачи, но специальные упражнения, в основе которых лежат логические операции (анализ, синтез, сравнение и т.д.). Опираясь на кардинальные положения, разработанные в отечественной психологии деятельностного подхода (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.), А.З. Зак разработал систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов.

       На уроках математики дети в основном решают учебно-тренировочные типовые задачи. Ребёнок в этом случае не ищет способ решения этого типа, а применяет его. Привыкая решать задачи выученных типов, ребёнок перестаёт действовать и мыслить самостоятельно. Решение логических, нестандартных задач требует от учеников интеллектуальной инициативы и размышлений.

     Развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. На это направлена методика развития интеллектуальных способностей учащихся младших классов, разработанная педагогом и психологом Заком А. З. Методику Зака А. З. применяю на уроках математики, во внеурочное время, в группе продленного дня с целью развития наглядно-образного и словесно-логического мышления учащихся. Зак А. З. предлагает в помощь учителям начальных классов цикл занятий по задачам "Поиск девятого", которые можно представить в виде игры. Многообразие игровых полей дает каждому ребенку возможность научиться анализировать, развивает у ребенка пространственное воображение, зрительную память, образное мышление. В работе по методике Зака А. З., при решении задач "Поиск девятого"  использую  наглядные и практические методы: работа с плакатом, самостоятельная работа учащихся, привлекая также словесные методы: устный разбор задач со всем классом, анализ графического изображения, беседа по вопросам. Сочетание различных типов методов позволяет достичь наилучших результатов. Объяснение некоторых задач в буквенно-цифровом обозначении игровых полей является одним из пропедевческих приемов подготовки детей к восприятию в дальнейшем координатной плоскости.

Решение задач "Поиск девятого"  разбиваю  на 2 этапа:

I. Разбор первой задачи со всем классом.

 Цели:

1) разбор алгоритма решения задачи "Поиск девятого";

2) научить поиску зависимости построения игрового поля по строкам, столбцам, диагоналям.

II. Разбор ошибочных ответов. Поиск правильного ответа.

 Цели:

1) контроль навыка решения задачи;

2) закрепление навыков устной речи.

      Все  занятия  начинаю  с  коллективного  разбора  типового  задания,  после  чего  дети  в группах  выполняют  аналогичные  задачи  на  материале  предложенных  им  рисунков, что  практически  все  учащиеся  оказываются  вовлеченными  в   процесс  познания,  они  имеют  возможность  понимать  и  рефлексировать  по  поводу  того,   что  они  знают  и  думают.  Каждый  рисунок  представляет  игровое  поле  и  шесть  вариантов  ответов. Игровым  полем  служит  9-клеточный  прямоугольник, в  восьми  клетках  которого  расположены  элементы. Под  элементами  следует  понимать  изображение  геометрических  фигур,

     При  выполнении  заданий  на  поиск  «девятого» (занятия  1-9,11) дети  должны  найти  недостающий  на  игровом  поле  рисунок  среди  возможных  вариантов.  При  выполнении  заданий  на  проверку  «девятого»  (занятия  10,12) - определить  правильность  предлагаемых  ответов.

      Как  правило,  занятия  проводятся  на  материале  игровых  полей,  имеющий  общий  принцип  построения.

     Для  того,  чтобы  найти  недостающие  на  поле  элементы,  необходимо  проследить  закономерность  их  расположения.

     В  большинстве  случаев,  элементы  в  клетках  располагаются  попарно.  Однако  встречаются  случаи, когда  количество  элементов  в  клетках  больше  двух (занятие  1; рис.7-8).Это  один  из  приемов,  усложняющих  поиск  двух  основных  элементов.  Задача  ребенка — выделить  их  среди  общего  числа.

     Основная  идея  при  разборе  заданий  любых  видов  заключается  в  том,  чтобы  проследить  характер  повторяемости  элементов  по  горизонтальным  и  вертикальным  рядам,  а  также  по  обеим  диагоналям.  Это  поможет  обнаружить  недостающие  элементы  игрового  поля.

     Для  того,  чтобы  у  детей  не  возникло  стереотипного  мышления  при  решении  однотипных  задач,  на  занятиях  использую   различные  виды  игровых  полей.  Многообразие  игровых  полей  зависит  от:

-типов  элементов  (геометрические  фигуры, предметы, отдельные детали);

-взаимного  сочетания  элементов  в  клетках,  образующих  пару;

-характера  повторяемости  элементов  в   клетках;

-местоположения  свободной  клетки.

      Все  занятия  заканчиваются  коллективной  проверкой  результатов.  Групповой  отчет  происходит  поочередно  у  доски.  Учащиеся  внимательно  следят  за  ходом  нахождения  «девятого». Оценивается  работа  всей  группы.

      Анализируя  опыт  работы  по  методике  развития  интеллектуальных  способностей  младших  школьников  Зака  А.З.,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  использование  данной  методики  дает  положительные   результаты:

-активизируется  учебная  деятельность  и  мышление  учащихся;

-учащиеся  уяснили  и  освоили  алгоритм  решения  задач  «Поиск  девятого»;

-у  учащихся  активно  вырабатывается  культура  устной  речи.

    Кроме  того,  использование  данной  методики  активизирует  педагогическую  деятельность  учителя.  Учащиеся,  сотрудничая  друг  с  другом,  задумываются  над  вопросами  совместной  деятельности,  которая  способствует  осознанному  формированию  умений  и  навыков.

Вывод:  В своей совокупности такие занятия  (развивающие, познавательные)  должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Еще Ян  Амос  Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Весь процесс обучения учителю  необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.

Список  литературы:

1.Зак А.З. Путешествие  в  сообразилию  «Поиск  девятого». М.НПО»Перспектива»1993.

2.Зак  А.З. 500  занимательных    логических  задач  для  школьников.  М.:ЮНВЕС 2002.

3.Зак А.З. Развитие  умственных  способностей  младших  школьников.                    М. Просвещение  1994.


Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья «Развитие интеллектуальной культуры учащихся»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Учитель  начальной  школы  обязан  научить  детей  учиться, сохранить  и  развить  познавательную  потребность  учащихся,  обеспечить  познавательные  средства,  необходимые  для  усвоения  основ  наук.  Поэтому  ставлю  перед  собой  цель - развивать  познавательную  деятельность  учащихся.

 

Познавательная  деятельность  развивает  логическое  мышление,  внимание, память речь,  воображение,  поддерживает  интерес  к  обучению.  Все  эти  процессы  взаимосвязаны.

 

Осознав  эти  проблемы,  стала  собирать  и  пробовать  различные  методические  приемы.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 172 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.01.2015 596
    • DOCX 490 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Паймухина Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Паймухина Валентина Ивановна
    Паймухина Валентина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14857
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 424 человека

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 27 регионов

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе