Паймухина Валентина Ивановна
уч.нач.классов
МБОУ «СОШ №61» г.Чебоксары
Чувашская Республика
Развитие
интеллектуальной культуры учащихся
Внимание к проблеме интеллектуального развития учащихся в условиях
современной школы диктуется условиями современной жизни.
Ориентация на
личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта,
побуждает меня, как учителя, к постоянному поиску путей обновления
образовательного процесса, а так же выявлению и созданию
психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых
для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся
В качестве
критериев интеллектуального, умственного развития выступают:
· самостоятельность
мышления,
· быстрота
и прочность усвоения учебного материала,
· быстрота
ориентировки при решении нестандартных задач,
· умение
отличить существенное от несущественного,
· различный
уровень аналитико - синтетической деятельности,
· критичность
ума.
Интеллектуальное
развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего
взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в
частности, в учебной деятельности. Поэтому задача педагога –
развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в
активную деятельность.
Младший школьный возраст характеризуется
интенсивным интеллектуальным развитием. Для развития учебно-познавательного
интереса, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, существует
множество различных методов и приёмов. В своё время В.А. Сухомлинский обращал
внимание педагогов на то, чтобы «чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в котором ребенок жил до школы,
не был закрыт для него дверью класса». Таким образом, занимательный
материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном учебном процессе.
В современной
методической системе обучения всё больший акцент переносится на формирование у
школьников общечеловеческих умений, в том числе и мыслительных. На протяжении
многих лет, меня волнует проблема грамотной организации работы учителя по
развитию у учащихся логического мышления.
Развитие логического мышления происходит в несколько этапов, первые два
приходятся на возраст учащихся начальной школы. Я поняла, что на учителе
начальных классов лежит большая ответственность. «А достаточную ли работу провела
я, чтобы не упустить благоприятное время для развития логического мышления
своих учеников», - этот вопрос не давал покоя. Раньше мне казалось, что от
количества решённых с учениками логических задач и будет зависеть их уровень
развития данного вида мышления. Я всегда разбирала с учениками нестандартные
задачи на уроке, создавала личную «копилку» таких задач, составляла индивидуальные
карточки с ними. В своей работе я использую принцип: «Не навреди!». Наверное,
поэтому всегда рада, когда в руки для работы попадается материал,
подготовленный и проверенный грамотными учёными.
Несколько лет назад я нашла курс доктора наук, психолога А.З. Зака. Его фамилию
слышала ещё в студенческие годы. Тогда его труды потрясли меня тем, что
логическое мышление развивают не только задачи, но специальные упражнения, в
основе которых лежат логические операции (анализ, синтез, сравнение и т.д.). Опираясь
на кардинальные положения, разработанные в отечественной психологии
деятельностного подхода (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева,
Д.Б. Эльконина и др.), А.З. Зак разработал систематический курс развития
мыслительных способностей учащихся 1-4 классов.
На уроках математики дети в основном решают учебно-тренировочные типовые
задачи. Ребёнок в этом случае не ищет способ решения этого типа, а применяет
его. Привыкая решать задачи выученных типов, ребёнок перестаёт действовать и
мыслить самостоятельно. Решение логических, нестандартных задач требует от
учеников интеллектуальной инициативы и размышлений.
Развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского
есть основная задача школьного обучения вообще и в начальных классах в
частности. На это направлена методика развития интеллектуальных способностей
учащихся младших классов, разработанная педагогом и психологом Заком А. З.
Методику Зака А. З. применяю на уроках математики, во внеурочное время, в группе
продленного дня с целью развития наглядно-образного и словесно-логического
мышления учащихся. Зак А. З. предлагает в помощь учителям начальных классов
цикл занятий по задачам "Поиск девятого", которые можно представить в
виде игры. Многообразие игровых полей дает каждому ребенку возможность
научиться анализировать, развивает у ребенка пространственное воображение,
зрительную память, образное мышление. В работе по методике Зака А. З., при
решении задач "Поиск девятого" использую наглядные и практические
методы: работа с плакатом, самостоятельная работа учащихся, привлекая также
словесные методы: устный разбор задач со всем классом, анализ графического
изображения, беседа по вопросам. Сочетание различных типов методов позволяет
достичь наилучших результатов. Объяснение некоторых задач в буквенно-цифровом
обозначении игровых полей является одним из пропедевческих приемов подготовки детей
к восприятию в дальнейшем координатной плоскости.
Решение задач
"Поиск девятого" разбиваю на 2 этапа:
I. Разбор первой
задачи со всем классом.
Цели:
1) разбор
алгоритма решения задачи "Поиск девятого";
2) научить поиску
зависимости построения игрового поля по строкам, столбцам, диагоналям.
II. Разбор
ошибочных ответов. Поиск правильного ответа.
Цели:
1) контроль навыка
решения задачи;
2) закрепление
навыков устной речи.
Все занятия начинаю с коллективного разбора типового задания, после
чего дети в группах выполняют аналогичные задачи на материале
предложенных им рисунков, что практически все учащиеся оказываются
вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и
рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый
рисунок представляет игровое поле и шесть вариантов ответов. Игровым
полем служит 9-клеточный прямоугольник, в восьми клетках которого
расположены элементы. Под элементами следует понимать изображение
геометрических фигур,
При выполнении заданий на поиск «девятого» (занятия 1-9,11) дети должны
найти недостающий на игровом поле рисунок среди возможных вариантов.
При выполнении заданий на проверку «девятого» (занятия 10,12) -
определить правильность предлагаемых ответов.
Как правило, занятия проводятся на материале игровых полей, имеющий
общий принцип построения.
Для того, чтобы найти недостающие на поле элементы, необходимо проследить
закономерность их расположения.
В большинстве случаев, элементы в клетках располагаются попарно.
Однако встречаются случаи, когда количество элементов в клетках больше
двух (занятие 1; рис.7-8).Это один из приемов, усложняющих поиск двух
основных элементов. Задача ребенка — выделить их среди общего числа.
Основная идея при разборе заданий любых видов заключается в том,
чтобы проследить характер повторяемости элементов по горизонтальным и
вертикальным рядам, а также по обеим диагоналям. Это поможет
обнаружить недостающие элементы игрового поля.
Для того, чтобы у детей не возникло стереотипного мышления при
решении однотипных задач, на занятиях использую различные виды
игровых полей. Многообразие игровых полей зависит от:
-типов элементов
(геометрические фигуры, предметы, отдельные детали);
-взаимного
сочетания элементов в клетках, образующих пару;
-характера
повторяемости элементов в клетках;
-местоположения
свободной клетки.
Все занятия заканчиваются коллективной проверкой результатов. Групповой
отчет происходит поочередно у доски. Учащиеся внимательно следят за
ходом нахождения «девятого». Оценивается работа всей группы.
Анализируя опыт работы по методике развития интеллектуальных
способностей младших школьников Зака А.З., можно сделать вывод о том,
что использование данной методики дает положительные результаты:
-активизируется учебная
деятельность и мышление учащихся;
-учащиеся
уяснили и освоили алгоритм решения задач «Поиск девятого»;
-у учащихся
активно вырабатывается культура устной речи.
Кроме того, использование данной методики активизирует педагогическую
деятельность учителя. Учащиеся, сотрудничая друг с другом, задумываются
над вопросами совместной деятельности, которая способствует осознанному
формированию умений и навыков.
Вывод: В своей совокупности такие занятия (развивающие,
познавательные) должны способствовать развитию у детей мышления,
памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу,
восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и
творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений,
привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной
задаче, доводить начатую работу до конца.
Еще Ян Амос Коменский
призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и
душевной радости. Весь процесс обучения учителю необходимо строить
так, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг,
учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия
обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности,
проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.
Список литературы:
1.Зак А.З.
Путешествие в сообразилию «Поиск девятого». М.НПО»Перспектива»1993.
2.Зак А.З. 500
занимательных логических задач для школьников. М.:ЮНВЕС 2002.
3.Зак А.З. Развитие умственных
способностей младших школьников. М. Просвещение 1994.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.