«Работа школьного
археологического кружка как средство воспитания интереса к истории родного
края»
Салтеева С.И.
МБОУ «Гимназия №47»
учитель истории и
обществознания
«Как нет человека без
самолюбия,
так нет человека без любви к
отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека»
К.Д. Ушинский
Одна из центральных тем, которые
затрагивал К.Д. Ушинский в своих произведениях – это значение воспитания.
Ученый считал, что вся деятельность школы должна быть подчинена воспитательным
задачам. Исходя из принципа народности воспитания самым высоким, наиболее
сильным чувством в человеке Константин Дмитриевич считал патриотическое чувство,
а главной задачей школы видел воспитание у учащихся высоких чувств любви и
преданности народу.
Эта идея была и будет актуальна во все
времена, не является исключением и современность. Её можно увидеть и в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, где сказано, что «личностные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования должны отражать воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое
и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края…»
Сегодня в системе образования РФ существуют разные
направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Одним из таких
направлений является историко-краеведческая работа. Формой организации такой
работы является создание археологического кружка.
Подобный кружок работал в конце 90-х – начале 2000-х
годов на базе исторического факультета КГУ под руководством Степана Николаевича
Шилова, но в связи с рядом обстоятельств его работа была прекращена. В
2013 году в МБОУ «Гимназия № 47» и ГБОУОШИ «Курганский областной лицей-интернат
для одаренных детей» совместно с ФГБОУ ВПО «Курганский Государственный
Университет» работа
кружка была возобновлена. Было организовано две группы –
младших и старших школьников. Кружок посещали 15 пятиклассников гимназии и 10
старшеклассников учащихся лицея-интерната. На сегодняшний день большая часть
детей продолжает посещать кружок, кроме того была набрана и новая группа
учеников пятых классов. В работе кружка принимают активное участие
преподаватели университета и студенты старших курсов, занимающиеся археологией.
На наш взгляд наиболее эффективно начинать работу
кружка в 5 классе, когда в базовом учебном плане появляется предмет «История» и
учащиеся знакомятся с первобытным периодом в развитии человечества. Узнавая о египетских
пирамидах, крито-микенской цивилизации, ребята проявляют не меньший интерес к
тому, что же происходило в это время на территории нашего края. Целесообразность
организации кружка для старших школьников обоснована их готовностью и интересом
к научным исследованиям.
На первом этапе обучения необходимо дать первичные
знания: о типах археологических памятников, об этапах археологических
исследований, об особенностях работы археолога. Учащиеся слушают лекции,
которые читаются специалистами по определенным археологическим периодам,
организуются экскурсии на места городских раскопок - там гимназисты могут
наблюдать за процессом работы археолога, «прочувствовать» важность и сложность
его труда. Проводятся экскурсии в археологическую научно-исследовательскую
лабораторию КГУ, Курганский областной краеведческий музей, где учащиеся
знакомятся с уже накопленными археологическими коллекциями. Участники кружка
посещают практические занятия по обработке добытого в экспедициях материала,
что позволяет в буквальном смысле прикоснуться к древней истории своего народа,
а также формирует уважение к ее памятникам. Проводятся занятия и по
реконструкции – лепке сосудов.
Следующим этапом является полевая археологическая практика.
В экспедиции кружковцы могут применить свои теоретические знания, вложить
свой посильный вклад в изучение древних памятников родного края.
Летом 2013 года школьники, занимавшиеся в кружке,
выехали на раскопки поселения бронзового века «Новониколаевка-I»,
находящегося в Челябинской области. Наряду с опытными археологами и студентами
они принимали участие во всех этапах археологических раскопок - начиная с
разметки раскопа и заканчивая камеральной обработкой находок. Они приобрели
практический опыт, наглядно познакомились с методикой археологических
исследований.
Кроме того занятия в кружке и участие в экспедиции -
это мощный воспитательный инструмент.
В экспедиции в условиях ее автономности, ограниченного
числа участников, экстремальности условий, романтики «поля»формируются отношения
дружеского сотрудничества, экспедиционная жизнь привлекает ребят своим
разнообразием, поощряется культ знаний, творческая смелость, юмор, свобода
выбора, самоуправление. Именно в экспедиции есть большие возможности для
формирования трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, что,
безусловно, способствует социализации личности, освоения навыков общения и
умений адаптироваться к различным ситуациям.
По материалам, полученным в результате раскопок
школьники занимаются научно-исследовательской работой – готовят научные
сообщения, участвуют в конференциях. В марте 2013 года несколько человек
выступили на юбилейной ХХ Уральской археологической школьной конференции,
проходившей в г. Кургане, а в марте 2014 года планируется участие юных
археологов в очередной подобной конференции в г. Челябинске. Такая работа позволяет
формировать
у обучающихся основы культуры исследовательской и проектной деятельности,
навыков разработки и презентации результатов исследования, направленного на
решение научной проблемы.
Константин Дмитриевич Ушинский считал самым высоким,
наиболее сильным чувством в человеке патриотическое чувство, а главной задачей
школы видел воспитание у учащихся высоких чувств любви и преданности народу. На
наш взгляд воспитание таких чувств должно происходить не только в процессе
учебной деятельности, но и через привлечение школьников в
научно-исследовательскую деятельность, связанную с краеведением. Практика
организации археологического кружка доказала эффективность этого направления
деятельности педагога.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.