Современные
подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья
В Конституции РФ и
во Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на
образование». Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив
получение образования каждому в доступном ему объёме и форме. Это относится и
к тем, кто в силу различных причин имеют выраженные нарушения психофизического
развития. В их число входят дети и с задержкой психического развития и
умственной отсталостью (четырёх степеней), дети – инвалиды.
Следует отметить,
что такие дети нуждаются в социальной защите, в специальной адаптированной
образовательной программе, логопедической и психологической помощи.
Возможности этих
детей ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании
необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может
быть достигнута. Под педагогическими условиями подразумевается наличие
благоприятной для ребёнка среды, научно-обоснованных программ воспитания и
обучения, адекватных методов и приёмов работы, методическое и кадровое обеспечение.
Однажды на заседании
Совета по делам инвалидов Президент произнёс: «Мы просто обязаны создать
нормальную систему образование для детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в
обычных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от
общества».
Стратегической
задачей стало создание безбарьерной образовательной среды для обучающихся
разных возрастных категорий с ОВЗ. В связи с этим появились новые формы
оказания образовательных услуг и коррекционно-педагогической помощи детям со
специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Повысились
требования к профессиональной компетенции педагогов и взрослых, ответственных
за воспитание и обучение детей «особой заботы».
Федеральная
программа «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» призвана обеспечить:
·
создание доступной среды для детей - инвалидов
и других маломобильных групп населения, предусматривающей комфортные условия
для обучения, воспитания и развития обучающихся;
·
материально-техническое оснащение школы
оборудованием, необходимым для адаптации и реабилитации обучающихся;
·
адаптацию зон оказания услуг,
санитарно-гигиенических помещений и примыкающих территорий.
Целью программы
является создание условий для полноценной жизни и интеграции в общество
инвалидов и других маломобильных групп населения.
Главная задача
программы «Доступная среда» - создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ,
обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в
общественной жизни. Многие общеобразовательный учреждения уже реализуют эту
программу, в их число входит и наша школа МКОУ «Залининская СОШ» Октябрьского
района Курской области
В свете нового
закона «Об образовании» осуществляется инклюзивное образование обучающихся.
Новая цель образования – это воспитание, социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России.
Как же реализовать
эту цель с детьми ОВЗ?
Образовательное
учреждение в контингент, которого включены учащиеся с особыми образовательными
потребностями, и в котором создаются условия для получения качественного
образования всеми детьми в соответствии с их возможностями, разрабатывают
индивидуальные и адаптированные коррекционные образовательные программы для
обучения. Такая программа должна обеспечивать:
·
выявление особых образовательных
потребностей детей с ОВЗ;
·
осуществление
индивидуально-ориентированной психолого-медико-психологической помощи детям с
ОВЗ;
·
возможность освоения детьми с ОВЗ основной
образовательной программы НОО и их интеграции в ОУ.
Программа должна
содержать:
·
перечень, содержание и план реализации
индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий;
·
систему комплексного сопровождения детей с
ОВЗ;
·
описание специальных условий обучения и
воспитания детей с ОВЗ;
·
механизм взаимодействия в разработке и
реализации коррекционных мероприятий в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности;
·
планируемые результаты коррекционной работы.
Практика
показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный,
многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные
ресурсы. Тем не менее, «Залининской школой» была разработана адаптированная
общеобразовательная программа.
Целью
адаптированной программы является повышение качества образования и успешную
социализацию детей ОВЗ.
Программа
направлена на решение определённых задач.
Задач много. Все
они грамотно выстроены, но все задачи можно свести к очень банальной и в то же
логичной мысли: «Мы обязаны дать особому ребёнку не костыли и поводыря, а
компас и путь, по которому пойдёт ребёнок с особыми потребностями». И самое
главное – пойдёт не один, а со своими сверстниками.
Деятельность
программы осуществляется по следующим актуальным направлениям:
·
психолого-психологическое сопровождение
детей ОВЗ;
·
стимулирование и поддержка;
·
разработка и внедрение;
·
развитие профессиональной компетенции
учителей.
Мы реально
понимаем, что вся тяжесть работы с детьми ОВЗ ляжет на плечи учителя. Ведь
экзамены никто не отменял, даже для «особых» детей. И обязательно всплывает
пресловутое: «А где результат?». И тогда только словами Ларина: «Либо вы
верите, что можете, либо вы – ничего не можете…» Мы действительно, верим в то,
что делаем, а иначе зачем?...
В рамках программы
«Доступная среда» в школе созданы специальные условия для обучения и воспитания
детей: специально оборудованные учебные места; специализированное учебное,
реабилитационное, медицинское оборудование, комплекс БОС, мобильный комплект
логопеда и психолога, частично набрана сенсорная комната, полностью оборудован
и укомплектован кабинет логопеда.
Психолого-медико-педагогический
консилиум школы обеспечивает диагностико-коррекционное, психолого-педагогическое
и медико-социальное сопровождение обучающихся воспитанников с особыми
образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья или
состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного
учреждения.
Изюминка инклюзивного
образования в том, что
·
все дети разные;
·
все дети могут учиться;
·
есть разные способности, различные
этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол;
·
адаптация системы к потребностям ребёнка.
Важно отметить,
каждый ребёнок имеет свой темп, динамику развития, разные возможности в
усвоении нового материала, и поэтому обучение должно быть индивидуально
ориентированным. Стратегия и тактика коррекционно - педагогической работы
выстраивается с учётом «личной ситуации» отдельно взятого ученика. Установление
«стартового уровня» развития позволяет его регулировать и прицельно воздействовать
на формирование таких процессов, которые в этом в большей мере нуждаются,
выбирать адекватные педагогические технологии, прослеживать динамику и
становление формируемых функций.
Достичь
определённых успехов и результатов в коррекционной работе с детьми ОВЗ,
возможно только путём постановки правильных целей и слаженной работой всего
педагогического коллектива ОУ. Общая цель реализуется через систему задач. Цель
определяет содержание (коррекционно-образовательную программу). Цель
обусловливает результат.
Инклюзивное
обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это
обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе)
при общеобразовательной школе.
В Российской
Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации
права на образование лиц с ОВЗ, должно стать законодательно закреплённым
институтом. Который должен иметь все необходимые компоненты, начиная от
подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определение норм
и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных
условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих
особые образовательные потребности.
Чтобы помощь этим
детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой
будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на
достижение определённой социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в
условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Тем не менее, при
систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов,
психолога, учителя-логопеда, врача, родителей и наличие научно обоснованных
программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Тогда, может
быть, и в наших школах безбарьерной образовательной среды Октябрьского района
Курской области вырастут: Бетховены и Аланы Маршалы, Достоевские и Циолковские…
Успехов в работе!
Автор
статьи, учитель-логопед:
Почекаева
Ирина Александровна
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.