Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Директору-завучу / Статья "Совместная деятельность педагогов и родителей..."

Статья "Совместная деятельность педагогов и родителей..."

  • Доступно для всех учеников
    1-11 классов и дошкольников

  • Рекордно низкий оргвзнос

    30Р

16 олимпиад

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Байтубетова Клавдия Ерашевна

заместитель директора по воспитательной работе

КГУ «Соколовская средняя школа»

Узункольского района

Костанайской области

baytubetovak@mail.ru


«Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их,

а прежде всего самому жить по-человечески.

Кто хочет исполнить свой долг относительно детей,

тот должен начать воспитание с самого себя».
А.Н.Острогорский 


Совместная деятельность педагогов и родителей как фактор формирования жизненных ценностных ориентиров подрастающего поколения.


Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование и воспитание своих детей. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом.

Семья и школа — два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.

Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив.

Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь семье в обучении и воспитании детей.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится педагогами в первую очередь с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком — посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Социально-психологическая поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наиболее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог. Помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье, положение в ней ребенка. С помощью различных методик выявляются те причины в семье, которые приводят к конфликту.

Коррекция межличностных отношений происходит в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства.

Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных праздников, летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Такими проблемами могут быть: передача ребенка на воспитание в приемную семью; контроль за процессом адаптации ребенка в этой семье; помещение детей в приюты, места временного пребывания детей; содействие возвращению ребенка в семью и др.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться различных аспектов: прав детей, родителей, внутрисемейных отношений, медико-физио­логического развития детей и пр.

Важный компонент педагогической культуры родителей — их педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических психолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.

Педагогическая деятельность родителей делится на конструктивную, организаторскую и коммуникационную.

Конструктивная деятельность заключается, прежде всего, в определении цели воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит составление плана собственной деятельности по воспитанию.

Организаторская деятельность реализует конструктивную на практике. Она включает, с одной стороны, организацию жизни и занятий детей (режим, труд, домашняя учебная работа, спорт и т. д.), с другой — организацию своей собственной деятельности и отдыха (работа в домашнем хозяйстве, уход за детьми, отдых, общественная работа по воспитанию детей и т. п.).

Коммуникативная деятельность включает, в себя установление оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, членами семьи и окружающими людьми.

Взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значительной степени обусловливает уровень педагогического мастерства родителей.

Важным компонентом педагогического мастерства является педагогический такт, характеризующийся вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть чутким, справедливым, но и требовательным.

Для повышения педагогической культуры родителей оказывает научно-педагогическое просвещение. Для этого я провожу лектории, родительские собрания по обмену опытом, изучение материалов средств массовой информации, а также в школе действуют университеты родительских знаний.

Педагогические умения и навыки по воспитанию детей формируются посредством практикумов для родителей. Я рекомендую их проводить как в конце родительских лекториев и собраний, так и в качестве самостоятельной формы работы. В ходе практикумов родителям предлагаю следующие задания: составить режим дня школьника; охарактеризовать индивидуальные особенности своего ребенка; на основе прочитанных фрагментов проанализировать отношение к самообслуживанию и труду детей в собственной семье; прослушав ряд фрагментов об использовании различных методов поощрения и наказания детей в семье, прокомментировать эти высказывания, выразить свое отношение к ним. Практикумы для родителей дают возможность всестороннего обмена опытом по различным аспектам семейного воспитания.

Одной из наиболее распространенных массовых форм работы по формированию педагогической культуры родителей я считаю, проведение общешкольных и классных родительских собраний, а также конференций для родителей в основном посвящаются обмену опытом по воспитанию детей в семье. Темы конференций должны быть конкретными и актуальными для родителей, например: «Игра и труд в жизни младшего школьника», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Проблемы выбора профессии у старшеклассников» и др.

Одной из необходимой формой работы с родителями как показывает практика, является консультации для родителей, особенно индивидуальные, ценны тем, что, беседуя с глазу на глаз, можно сказать о самом больном, сокровенном, поделиться тем, с чем по, тем или иным причинам неудобно говорить на собрании. В такой беседе можно найти из многих вариантов тот единственный, который окажет желаемое воздействие на ребенка.

Совместная деятельность педагогов и родителей заключается в ознакомлении с инновационными подходами в обучении и воспитании детей.

Традицией в школе является проведение Дней открытых дверей. Совместно с сертифицированными педагогами я провела День открытых дверей в форме обучающего семинара - практикума по теме «Самостоятельное обучение учащихся как фактор повышения качества учебно- воспитательного процесса». Основа практикума – групповая форма работы, в ходе которого родители создавали и защищали проекты по теме «Современная школа глазами родителей». В завершении семинара - практикума проведено анкетирование «Самостоятельное обучение: «за» и «против». Результаты анкет показали, что «за» - 91 % и «против» - 9 %.

Применяя в своей работе инновационные формы работы , я отметила, что появилась заинтересованность со стороны родителей и увеличился процент посещаемости ими школы.

А.С. Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. При поступлении ребенка в школу он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Литература

Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982

Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985

Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985

Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988

Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985

Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001

Воспитание без обид- http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=87920543-38-72&n=21

Не бей ребенка - http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=52867184-21-72&n=21

Избиение детей- http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=298518828-51-72&n=21

Семья - http://school8mog.besthost.by/index.php?cstart=7&

Семья школа любви- http://900igr.net/kartinki/obschestvoznanie/Semja-1/116-Ljubvi.html

  • Директору-завучу
Описание:

Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование и воспитание  своих детей. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом.

Скачать материал
Автор Байтубетова Клавдия Ерашевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1870
Номер материала 40212
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы