Школьное
самоуправление как одна из форм воспитания гражданственности в школе
В МБОУ г. Иркутска
СОШ № 76 мной был реализован долгосрочный проект по созданию школьного
самоуправления. Ни для кого не секрет, что в современной образовательной среде
молодому поколению уделяется достаточно мало времени. По большей части дети
предоставлены сами себе и ощущают свою невостребованность. Та система, которая
была выстроена советской властью, разрушена, современная власть за 23 года
своего существования так ничего взамен и не предложила. Поэтому в современном,
быстроменяющемся обществе, на первом месте оказываются проблемы воспитания у
детей чувства патриотизма, выработки активной гражданской позиции, способностей
к социальной адаптации и творчеству. Система школьного самоуправления в МБОУ г.
Иркутска СОШ № 76 призвана решать эти проблемы. Одной из форм, способствующих
социализации обучающихся, как раз и являются выборы президента и депутатов
школьного парламента. Удивило то, насколько дети серьёзно отнеслись к данной
идее, которую даже многие коллеги считали бредовой и ненужной идеей. Мне говорили
– зачем ты это делаешь, детям это будет неинтересно и ненужно. Но всё вышло
наоборот. Главное было показать, что я отношусь к детям как к равным, как к
тем, кто может вместе с педагогическим коллективом решать проблемы, встающие
перед школой. С каким интересом в классах выбирали кандидатов в депутаты, с
какой ответственностью подошли к выбору кандидатур на должность президента.
Развернулась самая настоящая предвыборная гонка. Дети изготавливали плакаты,
листовки. Я лишь старался направлять их деятельность так, что бы она не
выходила за рамки закона. Для этого мной были разработаны «Закон о выборах
президента и депутатов Школьной Демократической Республики» и соответственно
положение о «Школьной демократической Республике» (ШДР). Дети постоянно
приходили ко мне с разнообразными вопросами, постоянно советовались со мной.
Фактически всё свободное время у меня было занято предвыборным процессом. Между
кандидатами в президенты были организованы дебаты в актовом зале школы, где
каждый мог задать интересующий его вопрос, а сами кандидаты могли также
обменяться между собой своим видением развития школы. Потом мы сформировали
предвыборную комиссию, отпечатали настоящие списки избирателей и разработали
бюллетени для голосования. Голосовать могли как ученики школы, так и весь
коллектив школы. И вот наступил день выборов. Явка избирателей просто
зашкаливала, хотя педагогический коллектив показал какую-то отстранённость,
нежелание участвовать в процессе. Очень мало педагогов приняло участие в
голосовании. После выборов прошла торжественная инаугурация президента ШДР, к
моменту её проведения я уже написал текст гимна республики и нам сделали музыку
к нему. Прошло первое заседание парламента, где путём открытого голосования был
выбран кабинет министров. Поначалу работа парламента шла очень тяжело –
необходимо было детей убедить в необходимости всего этого, что от них
действительно многое зависит. Потом всё вошло в ритм – еженедельно мы
собирались на совещания, где обсуждали, что уже сделано и что недоработано.
Дети стали сами организовывать школьные мероприятия (был проведён день
влюблённых, соревнования по хоккею), а мы были как бы со стороны, помогали,
советовали, направляли, следили, что бы всё не превратилось в неконтролируемый
процесс. Хотя тревоги были напрасны – дети прекрасно справлялись с организацией
мероприятий. Потом у меня возник конфликт с директором школы, особенно
обострившийся после моего вступления в КПРФ. И меня отстранили от руководства
школьным парламентом. Дети были в недоумении. Сейчас работа парламента практически
развалена. Чисто номинально везде прописывают работу министров и президента.
Вот и посудите сами – как нынешней власти необходимы люди, которых заботит
будущее страны! А ведь дети и есть то самое будущее!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.