Роль
традиций в сплочении классного коллектива
Классный
руководитель – главное звено в воспитании детей в современной школе. Он
сотрудничает с семьей, социальным педагогом, психологом, учителями
предметниками, обеспечивает социальную среду ребенка. Каждый класс
индивидуален, приходится изучать его, находить индивидуальный подход к каждому
ученику, и формировать дружный, «зрелый» коллектив. Чувство «Мы» позволяет
ребенку чувствовать себя уверенно перед сложной и не всегда понятной ему
социальной реальностью, адаптироваться к «взрослой» жизни. Работа по
формированию сплочённого коллектива проводится последовательно,
целенаправленно. И помогают нам в этом наши традиции класса. На всех стадиях
развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые
традиции. Традиции школьного ученического коллектива создают атмосферу
взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимопонимания. Они обеспечивают
социально-психологические предпосылки для возникновения у личности чувства
своей значимости, нужности, востребованности, формируют ответственное отношение
к делу. Ведь
сейчас, как никогда обществу нужны люди, способные принять важные решения,
взять ответственность на себя. Владеющие умениями поддерживать взаимоотношения,
имеющие высокий уровень культуры общения.
Я имею
достаточно большой опыт по формированию классного коллектива. Теперь я могу
сказать, что за многие годы в моих классах выработались традиции, и они
передаются из поколения в поколение. Основой моей работы как классного
руководителя, является воспитательная система. Я опираюсь на системно-деятельностный
подход.
Для
включения ребенка в активную коллективную деятельность необходимо делать так,
чтобы ему было интересно. В нашем классе существуют разные виды традиций:
культурно-исторические, спортивно-оздоровительные, лицейские и классные традиции.
Как классный руководитель я вижу, что каждый ребенок, независимо от своих
индивидуальных особенностей, любит участвовать во внеклассных и межшкольных
мероприятиях, поддерживая тем самым традиции, которые выработались годами.
Приятно смотреть на детей, когда они увлечены общим делом, когда у них
«загораются глаза» от новых идей, фантазий, которые необходимо воплотить в
жизнь. Формирование классного коллектива – задача непростая.
С данным классом я
работаю 7-ой год. Взяв детей в 5-ом классе, постаралась определить, какие же
мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок-
организм». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной.
Но главным
вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»
Перед собой я
поставила ряд задач, это, прежде всего:
1.Формирование
классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
2.Формирование
нравственно - ценностных взглядов учащихся.
3.Организация
видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальным качествам
учащихся в моём классе.
Решить эти задачи
может только насыщенная жизнь класса интересными делами. Прежде всего был
составлен психологический портрет всего класса. Первой важнейшей целью стало
создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только
терпения, но и выдумки.
Для сплочения
коллектива в первую встречу был проведён классный час в игровой форме
«(имя ученика) любит...». Они рассказывали о себе, что их привлекает, чем
любят заниматься. Я рассказала о себе. Использовала нетрадиционные формы работы
с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют
знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу.
С этого начался наш совместный путь к сплочению коллектива класса.
Перечислить все
творческие дела, которые проводились в эти годы в урочное и внеурочное время в
классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и
развивался не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не
только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и
победам своих товарищей и даже учителя.
В
результате совместной с детьми работы сложились и традиции класса. Прежде
всего, был создан актив класса по принципу кабинета министров, а я являюсь
консультантом. Под руководством актива осуществляется вся воспитательная работа
в классе.
Я
приведу примеры некоторых традиций, в результате которых формируется
гражданская идентичность личности, коллектив становится более сплочённым,
дружным.
В
течение всего периода учёбы с пятого класса по настоящее время, когда ребята
учатся уже в 11-ом классе, одной из традиций нашего класса стали экскурсии и
поездки. Где мы только не были: в ДСОЛ Тимуровец, Чкаловец и Юбилейный,
побывали и в историческом музее в Колыване, в Казахстане катались на катке
Медео, отдыхали в Лукоморье. Всего не перечислишь…
В Лукоморье Путешествие по Оби
В начале 2012-го
учебного года все девятые классы ездили на ст. Учебная, проведя там занятия по
спортивной подготовке и просто отдохнули в лесу, отведали уху, сваренную на
костре и душистый чай из лесных трав.
Слушаем
инструктаж
|
Песни
у костра
|
Наш
Гудрат не уступит «Змею»
|
Весёлая
скакалка
|
Неоднократно
ездили на тематические экскурсии в Центр атомной энергетики, где ребята с
удовольствием участвуют в виртуальных путешествиях и викторинах.
Огромное
впечатление на нас произвела выставка «Гений да Винчи». Уникальная выставка
работ Леонардо да Винчи, где были представлены макеты изобретений и проектов
Гения эпохи Возрождения, а также факсимиле и репродукции выдающихся работ
Леонардо, созданные спустя пять столетий с использованием высоких технологий,
и, раскрывающие тайны многих шедевров.
Группа ребят 9-х
классов принимала участие в акции «Бал осенних листьев», убирая территорию
нашего зоопарка и дендрария.
Мы съездили в
новый планетарий, где посмотрели научно- популярный фильм об одной из гипотез о
прошлом нашей планеты и совершили увлекательную и познавательную экскурсию по
планетарию, в том числе посетили башню Фуко.
В рамках
Недели науки совместно с ребятами 9б класса стала поездка в музей истории и
культуры народов Сибири и Дальнего Востока, в котором до октября 2012 года
хранилась Алтайская принцесса, которая в настоящее время передана в специально
построенное здание в Горно-Алтайске. Здесь мы познакомились с археологическими
находками, сделанными в Сибири и на Дальнем Востоке.
Благодаря
экскурсоводу мы «погрузились» в эпохи палеолита и неолита, увидели находки
археологов, познакомились с бытом народов Сибири.
Много раз были мы
и в нашем зоопарке, где содержится около 10 000 особей 748 видов животных.
Более 350 видов занесены в Международную Красную Книгу, Красную Книгу России и
Новосибирской области. Здесь собрана одна из лучших в мире коллекций
представителей семейства кошачьих.
Уникальный
экземпляр мешкоглазки
|
Хозяин
|
В 2013 году
посетили музей железнодорожной техники, где познакомились с уникальной
коллекцией паровозов, тепловозов, электровозов и вагонов, в основном работавших
на железных дорогах Западной Сибири.
В этом учебном
году мы посетили анатомический музей НГМА, куда попасть так долго мечтали.
Ещё одна традиция-
выезды в оздоровительные лагеря на выходные дни и праздники.
В
Чкаловце
|
ДСОЛ «Юбилейный»
|
Новый
Год в Юбилейном
|
Уже несколько лет
подряд ребята нашего класса в составе группы учащихся нашего лицея принимает
участие в несении Вахты Памяти у вечного огня на Мемориальном комплексе
«Монумент Славы воинов-сибиряков», что имеет неоценимое значение в воспитании у
подрастающего поколения уважения к культурному и историческому прошлому России,
способствует укреплению чувства ответственности за сохранение памяти о героях
России, формирует у сверстников уважение к традициям Поста № 1 и способствует
их поддержанию.
Это помогает
молодым людям осознать себя гражданином России, укрепляет преемственные связи
поколений.
Во время
несения Вахты ребята стоят на посту у Вечного огня, проходят медико-санитарную
подготовку, приобретают практические навыки разборки-сборки автомата
Калашникова, выпускают боевой листок, отрабатывают практические навыки действий
при ЧС и ГО и т.д..
Есть
вечные ценности, есть вечные темы, актуальность которых не вызывает сомнения,
патриотизм – это одна из вечных тем.
Вахта
памяти- пост №1
|
Собираем автомат на время
|
У
вечного огня
|
Уже несколько лет
в лицее проводятся Пушкинские балы, в которых мы принимаем участие.
Танец
Каждый учебный
год начинается с Дня Знаний и торжественной линейки, в которой мы принимаем
участие- это тоже стало традицией. В этом учебном году мы заканчиваем обучение
в стенах нашего лицея и нам немного грустно, что звонок прозвенел для нас на
День Знаний последний раз. Мы уйдём в большой мир Знаний, но традиции, которыми
мы жили все эти годы, останутся в нашей памяти.
Учащиеся
нашего класса- Черемисина Анастасия и Дмитрий Матюшин в этом году были
ведущими линейки.
Ещё
одна традиция- поздравление учителей с их профессиональным праздником. На
концертах, посвящённых Дню учителя, всегда царит непринуждённая и праздничная
атмосфера, позволяющая детям высказать слова признания и благодарности своим
воспитанникам.
Ну и конечно же
незыблима традиция классных часов, на которых рассматриваются важные вопросы,
решаются назревшие проблемы и не только это… В прошлом учебном году ребята
выбрав желаемые темы и направления, в течение всего учебного года разработав
тематику классных часов, проводили их.
Оля
проводит классный час, посвящённый Конституции Р.Ф.
Традиции
нашего класса благотворно влияют на каждого ученика. Ребятам доставляет радость
участвовать в интереснейших мероприятиях. Это формирует у них гражданскую
позицию, сплачивает их и хочется верить, что они будут достойными гражданами
нашего Российского государства. В конечном счёте, моя позиция такова — мир
должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда
законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой для добра».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.