Роль
дополнительных образовательных программ музыкального цикла в формировании
личности старшеклассника
В условиях социально-экономических перемен, реформирования российского
образования изменился и статус учителя. Происходит выдвижение новых требований
к профессионально-педагогической компетентности учителя и воспитателя. Этот
вопрос, также широко дискутируется и в сфере музыкального воспитания
подрастающего поколения. Разрабатываются концепции художественно-эстетического
развития и общего образования молодежи. Поэтому становится очевидной
необходимость взаимодействия дополнительного и общего образования как
эффективного ресурса реализации образовательных программ и как средства
стимулирования роста духовного потенциала личности.
Одно из направлений дополнительного образования в нашем лицее – это вокальная исполнительская
деятельность. Именно такие занятия, основанные на изучении
музыкально-художественного опыта прошлого, помогают формировать художественный
вкус через соприкосновение с искусством, воспитывать зрителя и слушателя,
раскрывать творческий потенциал личности. Названный вид художественной
деятельности способствует выработке и развитию комплекса умений и навыков. В
процессе активной художественно-эстетической деятельности происходит выявление
потенциальных особенностей и переход их в актуальные. Такая деятельность
отличается своей эмоциональной насыщенностью и активностью. Можно выделить
следующие характеристики, формирующиеся у обучающихся в условиях реализации программ
дополнительного музыкального образования в нашем лицее:
·
способность к сопереживанию;
·
знание основ искусства и владение
способами художественной деятельности;
·
способность восприятия музыкального
материала и умение его анализировать;
·
способность создавать целостные образы;
·
потребность в художественной деятельности
и вовлеченность в работу.
В
музыкально-педагогической практике издавна ведутся дискуссии о том, кого
следует обучать музыке – всех, или только особо одаренных. Большинство
педагогов считает, что профессии музыканта лучше обучать тех, кто имеет
отличные музыкальные способности и осознанное стремление к музыке; но общее
музыкальное воспитание должно распространяться на всех. Выдающийся педагог
В.А.Сухомлинский (1918-1970) называл музыку могучим средством эстетического
воспитания, а умение слушать и понимать ее – элементарным признаком
эстетической культуры, которой так не хватает сегодня молодому поколению.
Музыка активно воздействует на психику человека и способна передавать его
эмоциональное состояние. Существуют убеждения в том, что именно музыка и
музыкальное образование на уровне обучения в средней общеобразовательной школе
является одним из основных путей возрождения национальной духовности, высокого
уровня культуры и образованности народа. Включение названного вида
художественной деятельности в современную систему общего образования
способствует интегрированию данного процесса в единой образовательной сфере,
поскольку самоопределение человека в жизни предполагает не только развитость
ума, но и чувств. И мир, также, невозможно постигнуть лишь одной логикой,
формулами и понятиями.
Целью обучения лицеистов в вокальной студии является формирование у них
определенных эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, освоение
элементарных музыкально-теоретических знаний и приобретение
вокально-исполнительских навыков. Вокальная музыка имеет некоторые преимущества
перед инструментальной. Во-первых, звучание выразительного человеческого голоса
(уникального инструмента, данного человеку от природы) очень естественно, чего
нельзя сказать даже о самом певучем музыкальном инструменте. Во-вторых, в
вокальном жанре музыка сочетается со словом, что способствует увеличению силы
ее воздействия на человека. В России хоровое пение исстари было очень распространено.
В связи с этим, пение можно назвать одним из ведущих способов музыкальной
деятельности человека, поскольку сейчас оно является единственным общедоступным
способом музицирования. Петь может практически каждый за некоторым исключением.
Но мало только петь. В вокальной работе кроме пения необходимо использовать
комплексный подход к музыкальному развитию личности обучаемого. Прежде всего –
это вокальные многоголосные гармонические, ритмические, артикуляционные и
дыхательные упражнения, музыкальная грамота в необходимом объеме. Для того,
чтобы обучающимся захотелось петь, педагогу во время первого занятия необходимо
продемонстрировать красоту звучания певческого голоса, постараться сделать
процесс обучения интересным и увлекательным, убедить воспитанников в успешности
достижения цели при условии систематичности посещения занятий и трудолюбия.
Вокальная работа начинается с обязательного этапа музыкального прослушивания. Яркие
певческие голоса красивого тембра и широкого диапазона в природе встречаются довольно
редко. Поэтому в начале работы руководитель должен определить элементарные
музыкальные данные участников – музыкальный слух, память, чувство ритма, тембр,
диапазон, манеру звукообразования и другие индивидуальные качества. Задача
руководителя на данном этапе работы – создать благоприятную доброжелательную
обстановку, атмосферу доверия. Прослушивание проводится индивидуально с каждым
участником. В процесс прослушивания также входит проверка чувства ритма и
музыкальной памяти. На основании выполнения всех заданных упражнений
складывается предварительное мнение о музыкальных и вокальных данных участника.
Далее идет ответственный момент в выборе направления работы с вокальным
ансамблем. От того, насколько точно он будет определен руководителем, зависит
перспектива всей последующей работы. Направленность репертуара вокального ансамбля
во многом зависит от личного вкуса, художественных позиций, теоретических и
практических знаний руководителя. Организуя учебно-творческий процесс,
руководитель занимается воспитанием певческого и актерского мастерства не
только всего коллектива, но и выявляет индивидуальные творческие способности
каждого участника ансамбля. Такая работа помогает развить личностные качества
исполнителя, определить творческого лидера, играющего немаловажную роль в вокальном
коллективе.
Деятельность
учащихся на вокальных занятиях осуществляется как художественная по содержанию
и учебная по форме. Занятия музыкой, а особенно классическим ее направлением,
повышают общий культурный уровень лицеистов, воспитывают дисциплинированность,
организованность, ответственность, порядочность. Учащиеся, приобщаются к
истокам национальной культуры, у них воспитывается культура восприятия
художественного произведения, развивается культура слушания музыки, разбиваются
стереотипы мышления, например, по вопросу слушания и исполнения классической
музыки только людьми преклонного возраста, меняются стереотипы поведения, происходит
осмысленное осознание результатов тех или иных поступков. Таким образом, путь
формирования личности будущего современного студента - нынешнего
старшеклассника – это объемная совокупная работа, включающая в себя систему
формирования внешних и внутренних профессиональных и социальных качеств
личности. Создавая свой образ, мы совершенствуемся, а личностное начало как
внутреннее состояние человека всегда проявляется через конкретную деятельность,
в том числе и творческую. Приобщение
старшеклассника к ценностям мировой художественной культуры и искусства, лучшим
образцам современной музыки – это непременное условие формирования его общей и
эстетической культуры, а также и собственного внутреннего имиджа.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.