Н. Н. Меркулова
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И ЕЁ СВЯЗЬ С
ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ
Россия, г. Тамбов,
Тамбовский государственный университет
имени Г. Р. Державина
В качестве одного
из главных субъективных факторов эмоционального выгорания социальных
работников мы рассматриваем уровень развития их рефлексивности. Это побудило
нас к изучению проявлений рефлексивности у социальных работников и связи
рефлексивности с показателями эмоционального выгорания. Результаты обследования
испытуемых, получены с помощью опросника А.В.Карпова и В.В.Пономаревой. В
таблице 1 приведен результат анализа уровня развития рефлексивности у
испытуемых. При этом в соответствии с тестовыми нормами низкий уровень фиксировался
при значении показателя меньше 114 баллов, средний уровень - при значении
114-140 баллов, высокий уровень - при значении показателя больше 140 баллов.
Таблица 1. Анализ уровня проявления рефлексивности у
социальных работников
Уровень
проявления
|
Количество
испыт. (в %)
|
Низк.
ур. (%)
|
55,6
|
Ср.
ур . (%)
|
36,1
|
Выс.
ур. (%)
|
8,3
|
Проведенный
статистический анализ показывает, что больше половины обследованных социальных
работников имеет низкий уровень развития рефлексивности (см. таблицу 1).
Средний уровень развития рефлексивности характерен для 36,1 % испытуемых и лишь
8,3 % выборки имеет высокий уровень развития изучаемого фактора. Эти данные
говорят о том, что в целом рефлексивность у социальных работников развита
невысоко.
Анализ выявил
статистически значимые корреляции рефлексивности со всеми показателями
эмоционального выгорания (см. таблицу 2).
Таблица 2. Анализ зависимости показателей эмоционального
выгорания социальных работников от их рефлексивности
|
ПИ
|
ЛО
|
ПМ
|
Ипв
|
Эм_ист
|
Деперс
|
Ред_дост
|
Выгор
|
Неуд_раб
|
Рефл
|
-,448(**)
|
-,410(**)
|
-,272(*)
|
-,503(**)
|
-,512(**)
|
-,349(**)
|
-,284(*)
|
-,542(**)
|
-,423(**)
|
|
0,000
|
0,000
|
0,021
|
0,000
|
0,000
|
0,003
|
0,015
|
0,000
|
0,000
|
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
* - Correlation is significant at the 0.05 level
(2-tailed).
** - Correlation is significant at the 0.01 level
(2-tailed).
Наиболее тесно
рефлексивность связана с профессиональным выгоранием (r =-0,542 при a = 0,01). При этом
наблюдаются статистически значимые отрицательные связи рефлексивности со всеми
показателями профессионального выгорания. Наиболее высокий коэффициент корреляции
характерен для связи между рефлексивностью и эмоциональным истощением (r
=-0,512 при a = 0,01). Теснота связи с другими показателями профессионального
выгорания менее выражена. Корреляция с деперсонализацией r =-0,349 при уровне
статистической значимости a = 0,01, с редукцией достижений r =-0,284 при a = 0,05).
Рефлексивность
также имеет отрицательные статистические связи с психическим выгоранием и его
показателями. Теснота связи между рефлексивностью и индексом психического
выгорания составляет -0,503 при уровне статистической значимости a = 0,01.
Рефлексивность отрицательно и статистически значимо коррелирует с показателями
психического выгорания: 1) психоэмоциональным истощением (r =-0,448 при a = 0,01), 2)
личностным отстранением (r =-0,410 при a = 0,01) и 3) профессиональной мотивацией (r
=-0,272 при a = 0,05).
Рефлексивность
коррелирует и с третьим компонентом эмоционального выгорания - неудовлетворенностью
работой. Эта связь также статистически значима на уровне a = 0,01 (r =-0,423).
Выявленные в
эмпирическом исследовании статистически значимые корреляции рефлексивности с
показателями эмоционального выгорания позволяют сделать вывод о том, что
рефлексивность может рассматриваться как еще один субъективный фактор развития
у социальных работников эмоционального выгорания.
Основная идея
нашего исследования состоит в том, что рефлексия является механизмом влияния на
уровень проявления других субъективных факторов развития эмоционального
выгорания. Это означает, что между рефлексивностью и указанными субъективными
факторами, к которым мы относим жизнестойкость, иррациональные убеждения,
профессиональную мотивацию и самоотношение, должны наблюдаться статистические
связи. Для проверки этого предположения был проведен корреляционный анализ,
результаты которого приведены в таблице 3.
Таблица 3. Анализ корреляции рефлексивности с
жизнестойкостью, иррациональными убеждениями, профессиональной мотивацией и
самоотношением
|
Вовл.
|
Контр.
|
Прин_риска.
|
Жизнест.
|
Рефл
|
,494**
|
,429**
|
,286*
|
,558**
|
|
0,000
|
0,000
|
0,015
|
0,000
|
|
72
|
72
|
72
|
72
|
|
одобр. от др.
|
само-
ожид.
|
обвин.
|
реак. на
фрустр.
|
эмоц. контр.
|
озаб. буд. пр.
|
избег. пробл.
|
завис. от др.
|
беспом. в
отн. изм.
|
безупр.
|
|
|
Рефл
|
-,519**
|
-,516**
|
-,456**
|
-,400**
|
-,292*
|
-,497**
|
-,466**
|
-,464**
|
-,444**
|
-,416**
|
|
|
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
0,013
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
|
|
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
|
|
|
ВМ
|
ВПМ
|
ВОМ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефл
|
,389**
|
,379**
|
-,509**
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,001
|
0,001
|
0,000
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
72
|
72
|
72
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S_ин-
тегр
|
I_само-
ув
|
II_ауто-
симп
|
III_ож_
отн
|
IV_само-
инт
|
Само-
увер
|
отн_
др
|
Само-
прин
|
Само-
рук
|
Само-
обв
|
Само-
инт
|
Сам-
опон
|
Рефл
|
,442**
|
,424**
|
,383**
|
,292*
|
,402**
|
,379**
|
,395**
|
,409**
|
,481**
|
-,269*
|
,252*
|
,337**
|
|
0,000
|
0,000
|
0,001
|
0,013
|
0,000
|
0,001
|
0,001
|
0,000
|
0,000
|
0,023
|
0,033
|
0,004
|
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
72
|
* - Correlation is significant at the 0.05 level
(2-tailed).
** - Correlation is significant at the 0.01 level
(2-tailed).
Корреляционный анализ,
приведенный в таблице 3 показывает, что рефлексивность положительно коррелирует
со всеми показателями жизнестойкости: 1) с общим индексом жизнестойкости (r
=0,558 при a = 0,01), 2) с вовлеченностью (r =0,494 при a = 0,01), 3) с контролем (r
=0,429 при a = 0,01) и 4) принятием риска (r =0,286 при a = 0,05). Это дает основание
для того, чтобы считать, что с увеличением уровня рефлексивности увеличивается
и уровень жизнестойкости. В то же время рефлексивность отрицательно коррелирует
с выраженностью иррациональных убеждений. Чем выше уровень рефлексивности у
социальных работников, тем ниже выраженность их иррациональных убеждений. По
мере убывания тесноты связи с рефлексивностью отдельные шкалы иррациональных
убеждений выстраиваются следующим образом: 1) одобрение от других (r =0,519 при
a = 0,01), 2) самоожидания (r
=0,516 при a = 0,01), 3) озабоченность будущими проблемами (r =0,497 при a = 0,01), 4) избегание
проблем (r =0,466 при a = 0,01), 5) зависимость от других(r =0,464 при a = 0,01), 6) обвинения (r
=0,456 при a = 0,01), 7) беспомощность в отношении изменений (r =0,444 при a = 0,01), 8) безупречность (r
=0,416 при a = 0,01), 9) реакция на фрустрацию (r =0,400 при a = 0,01), 10) эмоциональный
контроль (r =0,292 при a = 0,05). Как видно из приведенных данных, наиболее тесно с
рефлексивностью связаны одобрение от других и самоожидания, что дает основание
предполагать, что увеличение рефлексивности скажется в первую очередь именно
на этих видах иррациональных убеждений.
Положительную корреляцию с
рефлексивностью имеют два вида профессиональной мотивации, внутренняя мотивация
(r = 0,389 при a = 0,01) и внешняя положительная мотивация (r = 0,379 при a = 0,01). А внешняя
отрицательная мотивация связана с рефлексивностью отрицательно (r =- 0,509 при a = 0,01). Это означает, что
повышение уровня рефлексивности благоприятно сказывается на профессиональной
мотивации, увеличивая уровень внутренней и внешней положительной мотивации и
снижая уровень внешней положительной мотивации.
С рефлексивностью
положительно и статистически значимо коррелирует самоотношение социальных
работников. Теснота связи рефлексивности с глобальным самоотношением составляет
0,441 при a = 0,01. Корреляция рефлексивности с отдельными показателями
дифференцированного самоотношения имеет следующие значения: 1) корреляция с
самоуважением r = 0,442 при a = 0,01, 2) самоинтересом r = 0,402 при a = 0,01, 3) аутосимпатией r =
0,383 при a = 0,01, 4) ожиданием отношения от других r = 0,292 при a = 0,05.
Рефлексивность также коррелирует с показателями самоотношения, которые
характеризуют готовность субъекта к определенным действиям по отношению к
собственному "Я". Теснота связи рефлексивности с указанными
показателями самоотношения имеет следующие значения: 1) с саморуководством (r =
0,489 при a = 0,01), 2) с самоинтересом (r = 0,409 при a = 0,01), 3) с ожиданием
отношений от других (r = 0,395 при a = 0,01), 4) с самоуверенностью (r = 0,379 при a = 0,01), 5) с
самопониманием (r = 0,337 при a = 0,01), 6) с самообвинением (r = - 0,269 при a = 0,05) и 7) с самоинтересом
(r = 0,252 при a = 0,05). Эти данные показывают, что рост рефлексивности положительно
влияет на самоотношения субъектов социальной работы. С одной стороны, он
способствует росту самоинтереса, самоуверенности, самопонимания, самоинтереса и
улучшению ожиданий отношения к себе от других, а с другой стороны, они
способствует снижению уровня самообвинения.
Подводя итог, мы
пришли к следующим выводам. Рефлексивность можно рассматривать как фактор,
который оказывает влияние на развитие эмоционального выгорания как
непосредственно, выступая как внутреннее условие, через которое преломляется
действие стрессоров, так и опосредованно, оказывая влияние на уровень развития других
субъективных факторов эмоционального выгорания - жизнестойкости, иррациональных
убеждений, профессиональной мотивации и самоотношения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.