МКОУ
«Кукуйская оош №25»
РАЗВИТИЕ
ВЫНОСЛИВОСТИ
НА
УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Выполнил:
учитель физической культуры
первой
категории Архипов А.А.
Выносливость – это способность
противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности, например,
длительно бежать без снижения скорости бега.
В зависимости от специфики работы
различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость как двигательная
способность человека - это способность длительное время выполнять мышечную работу
умеренной интенсивности с преобладающим участием скелетных мышц. Общая
выносливость базируется на усовершенствовании работы вегетативных систем
организма, и это создает условия для широкого переноса с одного вида подвижной
деятельности на другой. При этом установлено, что перенос общей выносливости с
цикличных упражнений на ацикличные больше выраженный, чем наоборот. Среди
специальных видов выносливости наиболее важными являются скоростная, силовая и
координационная. . Она имеет важное значение, для обеспечения эффективности
цикличности подвижных движений, спортивных игр.
Силовая выносливость человека - это
ее способность как можно продуктивнее продолжительное время преодолевать
относительное внешнее сопротивление.
Имеется в виду разноплановый
характер функционирования мышц (фиксирование позы, повторное выполнения
максимальных усилий, циклическая работа определенной интенсивности).
Мерилом выносливости
является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность
определенного характера и интенсивности.
Нет радикального способа повышать
выносливость организма, кроме систематического утомления. Если избавить
организм от утомления, выносливость постепенно угасает. Утомляя организм, мы
стимулируем возобновление процесса, вследствие чего повышается наша
выносливость.
Выносливость в значительной
мере определяет здоровье человека, его общую физическую работоспособность.
Развитие выносливости происходит
от дошкольного возраста до 30 лет, наиболее интенсивный прирост наблюдается с
14 до 20 лет.
Средствами развития
выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность
сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
Для воспитания различных видов
выносливости требуются разные средства и методы тренировки.
Для развития
выносливости применяют самые разнообразные физические упражнения, которые можно
выполнять относительно продолжительное время; это, например, бег в равномерном
темпе в течение 15 – 20 мин., бег по пересеченной местности (кросс),
передвижение на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и
игровые упражнения и др. Важным для учителя является знание
факторов, которые предопределяют выносливость, поскольку их учет и
разносторонность лежат в основе методики воспитания выносливости:
* структура мышц. Люди, у которых
преобладают красные мышечные волокна, имеют генетическую предрасположенность к
продолжительной работе. Однако изменить структуру мышц мы не можем, и потому
этот фактор мы можем только учитывать;
* внутримышечная координация
проявляется в попеременном вовлечении в работу двигательных мышц при
продолжительном выполнении упражнения с неограниченной интенсивностью. Она
хорошо развивается при выполнении упражнений на фоне незначительного утомления.
При жестоком режиме нагрузок и отдыха к работе привлекают каждый раз большую
численность двигательных единиц мышц, которые несут основную нагрузку в данном
упражнении. Это в свою очередь, ускоряет развитие усталости;
* межмышечная координация помогает
при вовлечении в работу лишь тех мышц, которые несут основную нагрузку при
выполнении определенного упражнения. Это влияет на экономию энергии, а, также,
обеспечивает возможность выполнения большего объема и интенсивность работы.
Хорошая межмышечная коррекция внешне проявляется в плавности и слитности
движений, отсутствии скованности. При недостатках тренированности, на фоне
утомления снижается активность основных (необходимых) мышечных групп и
повышается активность мышц, которые не должны брать участия в выполнении данных
двигательных действий. Это приводит к снижению эффективности движений,
увеличению энергетических затрат, увеличивается утомления, как следствия,
падения трудоспособности. Межмышечная координация усовершенствуется при
выполнении заданий только на фоне умеренного утомления;
* продуктивность работы систем
энергетического обеспечения. В достижении высоких показателей выносливости,
важное значение имеет фактор энергетического обеспечения мышечной деятельности,
которая достигается эффективным функционированием системы подачи кислорода в
организме (аэробные источники).
Показателями эффективности работы
этой системы является ее мощность, емкость подвижность и экономичность:
* мощность – определяется уровнем
МПК (выдающиеся атлеты мира в видах спорта на выносливость имеют МПК: женщины
70 мл кг минуту, а мужчины 80 мл кг минуту);
* емкость системы энергетического
обеспечения определяется объемом запасов субстратов окислительных реакций,
которые могут быть применены при длительном исполнении напряженной работы;
* подвижность системы аэробного
энергетического обеспечения характеризуется быстрым развитием процесса окисления
в начале интенсивной продолжительной работы и при значительных изменениях
интенсивности исполнения продолжительной работы. Чем быстрее разворачивается
аэробные процессы до оптимального уровня, тем экономней проходит энергетическое
обеспечение и продуктивность работы. При слабой физической подготовке
функциональные возможности аэробной системы разворачиваются на 3-5 мин, при
хорошей физической подготовке действие системы начинается в конце первой
минуты;
* экономичность подвижных действий.
Чем меньше энергии растрачивает человек на единицу выполненной работы, тем
продуктивней она будет.
Показателями выносливости у
школьников могут служить учебные нормативы (бег на длинные дистанции, кроссы,
бег на лыжах). В них достигается устойчивое состояние, т.е. мощность работы
(скорость бега) соответствует функциональным возможностям организма.
Нормативный уровень выносливости и
соответственно функциональные резервы сердечно – легочной системы являются
важным фактором в предупреждении многих распространенных болезней. Хорошая
общая физическая выносливость положительно скажется на любой будущей
профессиональной деятельности. Она повышает устойчивость к утомлению при
физической и умственной работе, при работе, требующей концентрации внимания,
однообразных двигательных действий.
Физические упражнения как основной
способ усовершенствования выносливости должны отвечать таким требованием:
быть простыми по технике исполнения
и доступными для всех учеников;
при их исполнении должны активно
функционировать большинство скелетных мышц; их исполнение должно вызывать
активность функциональных систем, что лимитирует проявление выносливости;
их исполнение позволяет дозировать
и регулировать тренировочные нагрузки;
возможность их выполнения
продолжительное время (от нескольких минут до нескольких часов).
К перечисленным требованиям следует
отнести циклические упражнения (ходьба, бег, плаванье, лыжня и т.д.), но
монотонность и низкий уровень эмоциональности делает их мало эффективными для
детей и подростков. Для них остаточно эффективными способами развития являются
спортивные и подвижные игры, танцы и аэробика.
Дополнительными способами
комплексного развития выносливости является дыхательные упражнения. Они
сводятся к регулированию изменений частоты, глубины и ритма дыхания, легочной
гипервентиляции и нормирования задержки дыхания, целесообразно синхронизировать
дыхания с фазами движений, выборочными применениями дыхания разного типа -
ротового и носового, грудного и брюшного.
Эти же упражнения целесообразно
применять для развития скоростной выносливости. Для развития силовой
выносливости применяется циклические упражнения в усложненных условиях (бег в
горку, плавание против течения) и ациклические движения с дополнительной
нагрузкой. Повышению эффективности упражнений на развитие выносливости влияет
целенаправленное использования факторов внешней среды: температуры воздуха,
относительная влажность, ультрафиолетовое облучение, атмосферное давление.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.