Развитие дополнительного образования детей:
проведение кружков, подготовка к олимпиадам.
К формам современного дополнительного
математического образования относятся:
- очно-заочные
школы и летние физико-математические школы для одаренных детей;
- системы
спецкурсов, факультативов, кружков, которые ведут вузовские преподаватели;
- научно-исследовательская
работа школьников (в рамках подготовки их к научно-практическим
конференциям разного уровня:
городским, региональным, федеральным);
- олимпиады
(городские (районные), областные (республиканские), зональные (окружные),
всероссийские);
- подготовительные
курсы (в вузах и школах);
- репетиторское
образование и т.п.
Задача учителя математики и будет определяться
тем, чтобы учащиеся тех классов, в которых он ведет математику, смогли использовать
те из перечисленных форм, которые им нужны. Главное — владеть информацией обо
всех формах внешкольной работы, которые могут посещать его ученики. И здесь
надо думать больше об учениках, а не о собственном престиже. Не каждый учитель
обладает такими качествами, которые позволят ему подготовить призера
региональной или всероссийской олимпиады, каждый имеет свой «потолок» в
интеллектуальном развитии — без привлечения других специалистов добиться
продвижения ученика невозможно. Только совместная работа учителя математики и
педагогов дополнительного образования (многие из которых — работники вузов)
может принести успех.
В последние годы проводится много различных математических олимпиад. Кроме
традиционных олимпиад, проводятся также дистанционные, устные, заочные,
нестандартные и другие виды олимпиад. Математические олимпиады не только дают
ценные материалы для суждения о степени математической подготовленности
учащихся и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в области
математики, но и стимулируют углубленное изучение предмета.
Основная
цель школьных олимпиад:
-выявление
талантливых ребят,
-развитие
творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности у
обучающихся,
-создание
необходимых условий для поддержки одаренных детей,
-распространение
научных знаний среди молодежи.
Олимпиады
готовят учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Победы
учащихся на олимпиадах международного и всероссийского уровней являются
достаточным основанием для зачисления в вуз на льготных условиях.
Как
добиться успешного участия школьника в математической олимпиаде? А как добиться
хороших результатов в спорте? Тренироваться, тренироваться и ещё раз
тренироваться. Для успеха в конкурсной математике, конечно, нужно решать
задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием
классических олимпиадных задач. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно
готовиться.
Опыт
моей работы позволяет сделать следующие выводы о необходимых условиях
подготовки учащихся к олимпиадам:
-Повышение
интереса учащихся к углубленному изучению предметов.
-Создание
оптимальных условий для выявления одаренных школьников, их интеллектуального
развития и профессиональной ориентации;
-Пропаганда
научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности;
-Развитие
у учащихся логического мышления, умения интегрировать знания и применять их для
решения нестандартных задач;
-Активизация
работы факультативов, кружков, развитие других форм работы со школьниками;
-Совершенствование
процесса обучения математики через организованную систему работ.
Как можно готовить учащихся к олимпиадам?
Одним из способов является включение в
домашнее задание задач, требующих нестандартного мышления.
Для развития интереса к решению
нестандартных задач по математике в программу школьных занятий включается
рассмотрение занимательных задач, задач-шуток, софизмов, задач прикладного
характера.
Также для подготовки учеников используется
дидактический материал предыдущих олимпиад, конкурсов по математике и
математического конкурса «Кенгуру».
Кружки (факультативы,
спецкурсы) являются
основной формой работы с наиболее способными учащимися по математике. Только
здесь можно рассмотреть особые типы задач, относящихся к олимпиадным задачам.
В частности, в 5-6-х классах на учебных курсах я
рассматриваю различные типы логических задач, задачи на применение некоторых
инвариантов, математические ребусы, задачи на разрезание, геометрические упражнения
со спичками и др.
Одним из направлений для подготовки к олимпиадам
является и заочная работа в различных школах при вузах. Среди таких известных
всероссийских школ есть школа «Авангард». Уровень предлагаемых там задач очень
высок, большинство идей в предлагаемых заданиях встречается в различного
уровня олимпиадах. И выполнение такого рода заданий будет способствовать,
конечно же, подготовке учащихся к олимпиадам.
Только задействовав все эти четыре направления в
подготовке учащихся к олимпиадам (хотя это для жизни не главное, куда важнее
интеллектуальное развитие ученика, подготовка его к современной жизни, где без
острой конкуренции уже не обойтись), можно ожидать успеха.
В 2015году
мои ученики стали победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады
школьников ( 7, 9, 11 классы), а ученик 11класса стал победителем Ползуновской
межрегиональной олимпиады по математике.
Электронные источники для
подготовки учащихся к олимпиадам.
http://www.mccme.ru/olympiads/mmo/ - Московский центр непрерывного
математического образования. Московские
математические олимпиады. Задачи окружных туров олимпиады для школьников
5-11 классов начиная с 2000 года. Задачи городских туров олимпиады для
школьников 8-11 классов начиная с 1999 года. Все задачи с подробными решениями
и ответами. Новости олимпиады. Победители и призеры олимпиад. Статистика.
http://olympiads.mccme.ru/regata/ -
математические регаты.
http://olympiads.mccme.ru/matboi/ - Математический турнир
математических боев.
http://olympiads.mccme.ru/turlom – Турнир имени М.В.Ломоносова.
http://kyat.mccme.ru/ - Научно-популярный
физико-математический журнал «Квант».
http://abitu.ru/distance/zftshl.html - Заочная физико-математическая школа
при МФТИ.
http://attend.to/dooi - Дистанционные олимпиады.
http://aimakarov.chat.ru/school/school.html - Школьные и районные математические олимпиады в
Новосибирске. Задачи для 3-11 классов с 1998 года по настоящее время.
Без
решений. Раздел занимательных и веселых задач.
http://zaba.ru/ - Олимпиадные задачи по математике:
база данных. Около 8000 задач школьных, региональных, всероссийских и
международных конкурсов, олимпиад и турниров по математике. Многие задачи с
ответами, указаниями, решениями. До 2001 года (включительно). Возможности
поиска.
http://homepages.compuserve.de/chasluebeck/matemat/task_1.htm - Задачи некоторых математических
олимпиад и турниров. Задания региональных (Москва, Урал,
Луганск, Волгоград и др.) и других (МФТИ, Соросовская и т.д.) олимпиад по
математике, а также математических турниров (Ломоносовские игры). Для 6-11
классов. Указания и решения доступны зарегистрированным пользователям.
http://www.shevkin.ru - Проект Shevkin.ru. Задачи
школьных математических олимпиад.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.