Т.В. Лапушкина
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРПСИХИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В последнее десятилетие изменились
приоритетные ценности школьного образования: от ценности формирования знаний и
умений школа
переориентируется на ценности развития способностей.
Умение учиться есть
характеристика субъекта учебной деятельности,
способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для
поиска общих способов действия в новых ситуациях.
Учебная деятельность многие годы
строится как деятельность интерпсихическая, взаимодействия между людьми, между
взрослым и ребенком, и лишь затем — как внутренний, интрапсихический.
С поступлением ребёнка в школу в
его жизни происходят существенные
изменения, коренным образом меняется социальная
ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него
ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические
новообразования младшего школьного возраста.
Необходимость организации
психолого-педагогических занятий для формирования интерпсихических действий
направленных на помощь младшим школьникам, обеспечить всем детям возможность
субъектного участия в учебной деятельности, делает эту проблему актуальной.
Цель нашей
работы: создать психолого-педагогические условия для формирования
интерпсихических действий в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: интерпсихические действия в
младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: содержание,
методы и условия для формирования интерпсихических действий.
Теоретическую и практическую основу
работы составляют исследования отечественных и зарубежных исследователей Л.С.
Выготского, Г.А. Цукерман, В.С. Ротенберга.
Общая гипотеза:
формирование интерпсихических действий в младшем
школьном возрасте возможно интенсифицировать за счет
создания специальных психолого-педагогических условий.
Частные гипотезы:
1. Содержание интерпсихических действий в начальной
школе своеобразно
для каждого класса. На втором году обучения происходит
снижение их основных характеристик.
2. Социально-психологический тренинг как
психолого-педагогические условия формирования интерпсихических действий будет
способствовать оптимизации их содержания.
На основании теоретического и
практического анализа работ было определено, что уровень сформированости
интерпсихических действий у младших школьников определяется через уровень
школьной мотивации, самооценку, особенность личностно-эмоциональную сферу и
психосоциальную зрелость.
С поступлением ребёнка в школу в
его жизни происходят существенные
изменения, коренным образом
меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность,
которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности
развиваются основные психологические новообразования младшего школьного
возраста.
Необходимость организации
психолого-педагогических занятий для формирования интерпсихических действий
направленных на помощь младшим школьникам, обеспечить всем детям возможность
субъектного участия в учебной деятельности, делает эту проблему актуальной.
У большинства первоклассников
благополучно, прошла адаптация к школе. В целом дети ориентированы на саму
учебу. Учащиеся имеют низкий
показатель тревожности и агрессии. Но у
первоклассников, возможно, не достаточно сформированы и реализованы в учебной
деятельности интерпсихические действия. У половины учащихся класса не
сформирована
школьная мотивация; высокая самооценка - не умеют
объективно оценивать
себя и свои поступки. Недостаточно сформированы
функции контроля над поведением – высокая импульсивность.
У 41% учащихся 2-го класса
положительная школьная мотивация. Такие
дети успешно справляются с учебной деятельностью. У
второклассников низкий показатель тревожности, агрессии и эмотивности. Низкий
уровень импульсивности. Но у учащихся не достаточно сформированы и реализованы
в учебной деятельности интерпсихические действия. У половины учащихся
класса не сформирована школьная мотивация (59%). У
большинства второклассников высокая самооценка - не умеют объективно оценивать
себя.
Большая часть детей интроверты,
поэтому у учащихся низкий показатель эмоционально насыщенного общения, для них
характерно избирательность в общении, высокий показатель демонстративности. У
36% детей низкий уровень психологической зрелости.
У половины учащихся (47%) 3-го
класса положительная школьная мотивация. Такие дети успешно справляются с
учебной деятельностью. У учащихся 3 класса низкий показатель эмотивности. У 82%
учащихся низкие
показатели демонстративности и импульсивности. Но у
учащихся не достаточно сформированы и реализованы в учебной деятельности интерпсихические
действия. У половины учащихся класса не сформирована
мотивация, часть детей имеют заниженную самооценка. У
учащихся низкий
показатель эмоционально насыщенного общения. Часть
детей имеют низкий
уровень психологической зрелости.
Сравнивая результаты исследования в
трех классах, мы видим, что во 2-ом классе идет понижение школьной мотивации.
Высокий уровень самооценки, это является возрастной нормой для детей младшего
школьного возраста. Так как дети, не умеют объективно оценивать себя. Учебная
деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки. К
3-му классу остается на низком уровне личностно-эмоциональная сфера младших школьников.
Оценка психосоциальной зрелости повышается.
Обобщая результаты исследования,
можем сделать вывод о том, что необходимо формировать интерпсихические действия
у младших школьников. И начинать необходимо эту работу во втором классе, т.к.
именно второклассники демонстративны.
После исследования уровень
сформированости интерпсихических действий у учащихся 1-го, 2-го, 3-го класса и
проанализированы результаты,
была составлена и проведена во 2-ом классе
коррекционно-развивающая программа «Психолого-педагогическое формирование
интерпсихических действий в младшем школьном возрасте». В данной программе
предусмотрено четыре основных блока:
1. Групповые занятия по развитию коммуникативных
навыков (3 занятия по 40-50 минут).
Цель: развитие
у детей навыков общения, осознание и выражения своих
чувств, понимания и принятия чувств других участников
тренинга, активизация механизмов самопознания и самовыражения.
2. Групповые занятия по развитию уверенности в себе,
повышения самооценки (3 занятия по 40-50 минут).
Цель: развивать
уверенность в себе, повышение самооценки.
3. Групповые занятия по развитию творческих
способностей и активизации
мыслительной деятельности (3 занятия по 40-50 минут).
Цель:
развивать творческие способности.
4. Групповые занятия по развитию мотивации к учению (3
занятия по 40-50
минут).
Цель:
развивать мотивации к учению.
По окончанию занятий у детей 2-го
класса по тем же методикам было проведено повторное исследование. Это позволяет
нам сравнить показатели
интерпсихических действий до занятий и после занятий.
Занятия способствовали формированию
и развитию интерпсихических
действий. Оптимизировалась школьная мотивация.
Сформированость у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль в
успешности овладения учебной деятельностью. Наличие у ребенка мотива хорошо
выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с самой лучшей
стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой
информации. Создание в школе благоприятного для развития детей психологического
климата, который определяется продуктивным общением. Взаимодействие ребенка и
педагога, ребенка и его сверстников способствует формированию учебной
мотивации. После занятий самооценка снизилась до среднего уровня. Что позволяет
более объективнее оценивать отношение к своим способностям, возможностям,
личностным качествам, а также к внешнему облику. Это позволяет быть более
уверенным в себе, когда совпадает мнение окружающих с собственным мнением.
После занятий снизилась тревожность, импульсивность. Эмоциональное общение и
демонстративность приходит в норму. Это позволит улучшить
личностно-эмоциональную сферу самого ребенка и снизить конфликтность в классе.
Повысилась оценка психосоциальной зрелости.
С помощью этих занятий учащиеся
учатся способам взаимодействия в
коллективе и объективной самооценки, развивается
личностно-эмоциональная сфера учащихся, повышается уровень мотивации,
проявляется инициативность, самостоятельность в осуществлении
интерпсихического, совместного действия, которым они учатся, что является предпосылкой
для формирования интрапсихической деятельности.
Литература
1. Давыдов, В.В., Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А.
Младший школьник
как субъект учебной деятельности [Текст] //Вопросы
психологии, 1992. № 3. С. 14-21.
2. Цукерман, Г.А. Как учителю удается построить
интерпсихическое
действие с первоклассниками[Текст] //Вопросы
психологии, 2009. № 4. С. 19-
25.
3. Цукерман, Г.А. Опыт типологического анализа младших
школьников
как субъектов учебной деятельности [Текст] //Вопросы
психологии, 1999. № 6. С. 3-12.
4. Цукерман, Г.А. Поисковая активность в учебной
деятельности [Текст]
//Вопросы психологии, 2007. № 5. С. 25-38.
5. www.trepsy.net/diagnos/?p=2
6.
www.psyvoren.narod.ru/bibliot.htm__
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.