Профессионально-деятельностное воспитание школьников.
Учитель физики Леонова С.В.
Профессионально-деятельностное
воспитание — формирование добросовестного и ответственного
отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному
проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения
служебных обязанностей и поставленных задач.
Оно включает
мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной
самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на
достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с
высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных
целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального
роста.
Выбор
и подбор подходящей профессии, работы, обеспечивающих профессиональный рост и
материальный достаток - всегда были одной из важнейших забот и проблем каждого
человека, а молодого в особенности.
От
его решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Правильно выбранная
профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и
общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его
результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего
эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как
одного человека, так и общества в целом. Однако проблема выбора профессии
зачастую решается на уровне здравого смысла, интуиции, а то и под влиянием
настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и
ошибок. В то же время ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учетом
таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его
индивидуальным особенностям, становиться важнейшим условием успешного освоения
профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования
конкурентоспособного профессионала, в конечном счете - благополучия семьи.
Проблема
выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится
особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.
Структурная перестройка экономики России, переход к рыночным отношениям
вызывают необходимость в новом подходе к проблеме самореализации личности в
профессиональной деятельности. Рынок влечет за собой такие новые явления, как
безработица, формирование новых хозяйственных структур как государственных, так
и частных, переподготовка и перемещение значительных масс людей. Серьезному
искажению подверглась система представлений о престижности образования,
утрачиваются профессионализм, культ и культура труда.
Анализ
теории и практики профориентационной работы в школе показывает, что в ее
осуществлении наблюдаются некоторые недостатки: значительный отрыв от общего
процесса обучения и воспитания; подмена постоянной целенаправленной работы
эпизодически проведением взаимно не увязанных между собой мероприятий, особенно
на завершающем этапе обучения; абстрактное просветительство и беспредметная
словесность; недостаточность практической пробы сил и трудового опыта. Все это
способствовало усилению выбора профессии за компанию, по легкости её освоения,
необременительности будущего труда и доступа к дефицитным жизненным благам,
появлению таких негативных явлений, как пассивность в профессиональном
самоопределении. Трудовое обучение в школе то же не обеспечивает активной пробы
сил в различных сферах деятельности учащихся, формирования у них правильной
самооценки.
По
данным региональных органов по труду, составивших примерный перечень дефицитных
специальностей, первую десятку занимают в основном специальности ремесленников
и работников сферы услуг. Но выпускники школ с упорством, достойным лучшего
применения, несколько лет подряд на первое место ставят профессии юриста,
экономиста, менеджера, врача при этом о множестве новых профессий, школьники
практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают
существенные изменения.
Хотя
исходя из данных о поступлении учащихся нашей школы в последние 2-3 года ребята
выбирают такие факультеты как архитектурно-строительный, факультет информационных
технологий, факультет нанотехнологий, факультет энергетический, направление
экология и природопользование. Профессия учителя по-прежнему стоит в конце
списка.
Большинство
выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, более 30% находятся в
состоянии ярко выраженного стресса, одной из причин которого является чувство
социальной незащищенности. Более половины выпускников высших и средних
специальных учебных заведений в последние годы оказываются невостребованными
предприятиями и организациями, вынуждены работать не по специальности.
Во
все времена общество заботилось о передаче подрастающему поколению социального
и профессионального опыта. В начале существования человечества этот опыт
передавался по наследству, от поколения к поколению. С развитием производства
повышались требования к человеку, что вызывало необходимость разработки научных
основ подбора работников на различные профессии.
Цель
профориентации - подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору
профессии. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые
внутренние (психические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором
профессии; создать внешние и внутренние условия социально ценной активной
деятельности в профессиональном самоопределении.
Недостаток
знаний о мире профессионального труда, а так же ограниченный опыт проверки
своих склонностей в какой либо профессиональной деятельности порождает у
учащихся трудности, как при выборе профессионального пути, так и его
реализации. Учащийся поставлен перед необходимостью принятия первого
самостоятельного решения о выборе профессионального пути, хотя часто к этому не
готов. Именно поэтому школьники нуждаются в помощи по вопросам профориентации.
Психологически и педагогически подвести каждого учащегося к сознательному
выбору трудового жизненного пути возможно только в процессе
социально-организованной индивидуальной профориентационной работы.
Результатом
процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является
выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии
предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей:
получение знаний о себе (образ «Я»); о мире профессионального труда (анализ
профессий, профессиональной деятельности); соотнесение знаний о себе и знаний о
профессиональной деятельности (профессиональная проба). Эти компоненты являются
основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе
выбора профессии. Всем этим мы занимаемся на занятиях кружка «От выбора
профессии к успеху в жизни».
Практика
работы общеобразовательных школ показывает, что учителя имеют возможность:
организовать систематическое изучение интересов и мотивов выбора профессии
учащимися; направлять развитие интересов в сторону практического применения
имеющихся знаний в области профориентации; использовать для профориентации
школьников учебные занятия, осуществляя в процессе преподавания своего предмета
тесную связь изучаемого материала с жизнью; развернуть в школе разностороннюю
внеклассную работу (кружки, конкурсы, игры и т.д.); в процессе которой изучать
и развивать склонности и способности школьников к определенной трудовой
деятельности; вовлекать в общественно полезный труд.
Таким
образом, профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она
является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной
целью.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.