Проектно - исследовательская деятельность как форма
организации работы с одаренными детьми.
учитель физики Леонова С.В.
Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы
обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно
развивающегося общества. Ранее преобладали стандартные типы уроков, которые
подразумевали различные описания, объяснения и рассказ учителя. У учащихся не
оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких –
либо других источников. Методы обучения, используемые на уроке, играют
огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребенка. Развивать у детей
умение видеть, способность к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов
очень важна. На уроке, во внеурочной работе необходим совместный поиск, при
котором ребенок стремился бы напрягать свой ум в коллективной деятельности с
взрослыми и товарищами. Для развития познавательной мыслительной деятельности
на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам можно
предлагать что – то доказать.
В настоящее время все больше педагогов и школ занимаются со
школьниками проектно - исследовательской деятельностью, справедливо считая,
что собственные исследования, - это наиболее эффективный путь познания. Целый
ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для
любого вида исследовательской деятельности, и, следовательно, знание их
поможет детям, какой бы дальнейший путь, они не избрали.
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель
организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию
личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей,
волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта
под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной,
имеющего практическую значимость.
Цель
проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
·
самостоятельно и охотно
приобретают недостающие знания из разных источников;
·
учатся пользоваться
приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
·
приобретают
коммуникативные умения, работая в различных группах;
·
развивают у себя
исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа,
построения гипотез, обобщения, презентация результатов деятельности, применение
средств ИКТ в повседневной жизни и др.);
·
развивают системное
мышление.
Проектно-исследовательская деятельность способствует:
развитию интереса, расширению и актуализации знаний по физике развитию
интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных
и дополнительных образовательных программ; созданию предпосылок для развития
научного образа мышления; освоению творческого подхода к любому виду
деятельности; становлению сферы содержательного предметного общения внутри
детского коллектива, между учащимся, педагогами; обучению информационным
технологиям и работе со средствами коммуникации; формированию
развивающей образовательной среды для ребенка; профессиональное самоопределение
детей; получению предпрофессиональной подготовки; содержательной организации
свободного времени детей.
Заинтересовавшись
методом проектов, я решила попробовать привлечь учащихся к этому виду
деятельности.
Проектную
деятельность я применяю на уроках и во внеурочной деятельности в следующих
направлениях:
-конкурсы
(«Ученик года»)
-научно-практические
конференции
-неделя
физики
-кружки
«Экология.Безопасность.Жизнь» 9-11 класс, «Физика и экология» 5-6 классы
-элективный
курс «От выбора профессии к успеху в жизни» 9 кл.
-
предметная олимпиада.
Считаю
организацию исследовательской работы учащихся в школе необходимо выстраивать
поэтапно. Целесообразно выделить следующие этапы такой деятельности: I-
подготовительный (7- 8- й классы); II- развивающий (9-й класc); III- собственно
исследовательский (10-11-й классы).
Первый,
подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной
организации труда, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе
происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также
формирование познавательного интереса к изучению физики и появление наиболее
способных к творчеству учеников.
На подготовительном этапе считаю необходимо проводить экспериментальные
исследования. Многие учащиеся осознают, что экспериментальное исследование –
это метод проверки гипотезы, в которой в неявном виде потенциально содержится
новое для исследователя знание. Сначала учащимся предполагается наличие того
или иного эффекта, та или иная закономерность в зависимости между физическими
величинами, а затем с помощью исследования это гипотетическое знание
подтверждается или опровергается.
Экспериментальные исследования важны учащимся, которые изучают физику не только
на повышенном, но и базовом уровне, поскольку владение исследовательской
компетентностью актуально для каждого человека. В каждом ученике живёт страсть
к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится,
обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть
экспериментально''.
Помимо элементов творчества, при выполнении такого задания существенным для
учащихся является интерес учителя к результатам, получаемым в опытах,
обсуждение подготовки и хода эксперимента не в обычной форме контроля
выполненного задания, а в форме обсуждения общего дела. Очевидна и общественная
польза выполнения работы.
Не всегда и постановка новой лабораторной работы для некоторых учащихся
является привлекательной задачей, поскольку оставляет неудовлетворенной тягу к
самостоятельному исследованию. Таким учащимся можно предлагать индивидуальные
задания исследовательского характера.
К исследовательским, творческим следует отнести те задания, в которых ученик
может открыть новые, неизвестные для него закономерности. Или для решения,
которых он должен сделать какие-то изобретения. Такое самостоятельное открытие
известного в физике закона или изобретение способа измерения физической
величины не является простым повторением известного. Это открытие или
изобретение, обладающее лишь субъективной новизной, для ученика является
объективным доказательством его способности к самостоятельному творчеству,
позволяет приобрести необходимую уверенность в своих силах и способностях.
Таким
образом, проектная исследовательская деятельность формируют у учащихся
целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта
самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное
качество образования и повышает качество преподавания предмета.
Такая
работа с учащимися следует главному принципу метода проектов - «Познавая
что-либо, я имею четкое представление о том, для чего мне это надо, где и как я
могу эти знания применить».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.