Первые
ступеньки
Проектная
деятельность в начальной школе – это первая ступенька освоения
исследовательского вида деятельности. Часто проектом называют любую
самостоятельную работу ученика, скажем, реферат или доклад. Необходимо четко определить,
что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов
самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных
этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других
его индивидуальных особенностей. Проект - работа, направленная на решение
конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее
запланированного результата. Проект может включать элементы докладов,
рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы
учащихся, но только как один из способов достижения результата проекта. Проектная деятельность направлена на
сотрудничество педагога и учащегося. Она позволяет сочетать все режимы работы:
индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Я начала
знакомить своих учеников с данной работой уже в первом классе. С помощью
родителей мы реализовывали социальный проект «Росток дружбы». Целью работы стал
опыт по проращиванию семян цветов (уход за рассадой, ведение дневников
наблюдения) с последующей посадкой цветов в открытый грунт (клумбы) и оказание
помощи детскому саду в озеленении территории. Этот проект мы продолжили и во
втором классе, озеленяя и создавая красивые клумбы на пришкольном участке.
Знакомство с проектной деятельностью состоялось. Учитель и родители выполняли
роль наставников и непосредственных помощников. Ребята наблюдали, принимали
активное участие, но под чутким руководством взрослых. В конце второго класса
ученики попытались сделать индивидуальные проекты по следующим темам: «Моя
родословная», «Старинные математические задачи», «Как рисуют словами?» и.т.д.
На школьной Академии Творчества ребята уже делали первые попытки публично
защищать свои проекты и представлять «продукты» исследований. В третий класс
ребята пришли полные решительности начать большую серьёзную исследовательскую
работу, руководителем по-прежнему оставался учитель, родители уже почти не
принимали участия в данной работе. Изучение морфемики и словообразования,
фразеологии, этимологии побудило ребят к работе над новым проектом, который мы
назвали: «Язык живой?». Интересные библиоуроки, знакомство с различными
словарями, увлекательные викторины, посвящённые родному языку, помогли ребятам
создать свои странички из различных словарей и представить свои работы в
коллективном «Словаре современного школьника» («продукт проекта»). В основе подготовки проекта оказалось
сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное
разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели,
планировать деятельность, распределять функции и ответственность.
На районном
конкурсе проектов среди учащихся начальных классов наш лицей представил проект
учащегося 3-го класса «Дождь – природное явление?», в котором ребенок изучил
данное явление, создал классификацию дождей, установил связь с историей,
мифологией, астрологией. Продуктом данного исследования явилось наглядное
пособие для проведения уроков окружающего мира во втором и третьем классах.
В 2014-2015
учебном году в 4-ом классе мои ребята хорошо понимают, что такое «проектная
деятельность». Они решили создавать буктрейлер (небольшой видеоролик,
рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.) Цель
таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимание к книгам при помощи
визуальных средств... Над этим проектом мы и будем работать в ближайшее время.
Непременным
условием проектной деятельности является чёткое понимание цели, наличие заранее
выработанных представлений о конечном продукте, этапов проектирования (выработка
концепции, определение задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов
деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации
проекта), а также сама реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию
результатов деятельности.
Учитель начальных классов 1 ККВ Тураева Е.Г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.