Применение
метода интеллект-карт на уроках русского языка
Кулеш
Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Анастасьевская
СОШ»
В связи с введением
обязательного единого государственного экзамена по русскому языку возникает
потребность в систематической и глубокой подготовке обучающихся к нему.
Задача
учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить
обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой – развить
потенциальные интеллектуальные и творческие возможности и мыслительные
способности сильных учащихся. Встает вопрос: как научить учиться всех
обучающихся?
А научить всех
учащихся учиться мне помогает метод интеллект-карт, с которым я познакомилась,
изучив опыт работы учителя г. Новокузнецка Горовой
Татьяны Петровны. В
основу этого метода положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора
Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны.
Интеллект-карты
– это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и
запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и
мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования
учебно-познавательной компетенции обучающихся.
Эффективность
использования данного метода связана с устройством человеческого мозга,
отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику,
анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов,
воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения.
Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные
ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть
целостную картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллект-карты
задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции
обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.
Выделяют следующие
свойства интеллект-карт:
- Наглядность. Всю проблему с ее
многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность. Хорошая
интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно,
но и приятно.
- Запоминаемость. Благодаря работе
обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко
запоминается.
- Своевременность. Интеллект-карта
помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не
хватает.
- Творчество. Интеллект-карта
стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт
через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а
также увидеть новые идеи.
Эффективность данного
метода заключается в том, что он:
· отвечает реальным
запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития;
· позволяет в
интерактивном режиме вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя
крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;
· приобретённые знания
обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного
материала значительно выше;
· практический материал
можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как
справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем
повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или
аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании
презентации, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ЕГЭ.
Метод интеллект-карт
можно использовать на разных типах и формах урока: 1) изучение нового материала;
2) закрепление материала; 3) обобщение материала; 4) написание доклада,
реферата, научно-исследовательской работы; 5) подготовка проекта, презентации.
Использование метода
интеллект-карт в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку даёт учащимся
огромные возможности в процессе обучения:
·
адаптироваться к условиям ЕГЭ;
·
задействовать оба полушария головного мозга;
·
повышать работоспособность;
·
формировать общеучебные умения и навыки;
·
осуществлять
контроль собственной интеллектуальной деятельности улучшать все виды памяти развивать
мышление, интеллект, речь, познавательную активность формировать
орфографические и пунктуационные навыки обогащать словарный запас.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.