Предметная неделя как одна из форм
организации внеурочной деятельности студентов по физике.
Сегодня студента захлестнуло море
информации. Как «выплыть» в этом море, как отсеять нужное от не нужного, как
выделить главное? Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать
выводы, и даже самая маленькая, но собственная находка на этом пути, дороже
томов чужой мудрости. В современных условиях процесс обучения и воспитания
настолько сложен и многообразен, что преподаватель не может полноценно и
качественно осуществлять его только на уроках. Чтобы привить студентам
устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они
получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и
способности, необходимо работать со студентами и во внеурочное время.
Основными задачами внеклассной работы являются:
-
повышение воспитательного воздействия всех
форм внеурочной деятельности;
-
развитие познавательной и творческой
активности студентов;
-
усиление практической направленности
знаний, формирование у студентов устойчивых умений и навыков;
-
осуществление индивидуализации и
дифференциации в работе со студентами;
-
всестороннее развитие личности студента.
Внеклассная
работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах, которые условно
можно разделить на следующие:
1. Индивидуальная
работа – работа с отдельными студентами с целью руководства их внеклассным
чтением по физике, подготовка на этой основе рефератов, докладов;
2. Групповая
работа – систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом
студентов и направленная на удовлетворение определенных интересов, приобретение
новых знаний и практических умений (физические кружки, секции, творческие
группы).
3. Массовая
работа – эпизодическая работа, проводимая с большим коллективом, - лекции,
вечера, конференции, недели, декады физики, олимпиады и конкурсы, выставки,
внепрограммные экскурсии.
Среди всех массовых внеклассных
мероприятий наибольшей популярностью у студентов пользуются недели
занимательной физики. Однако подготовка таких мероприятий представляет большие
трудности.
Во-первых,
это не урок, а в большей степени развлекательное мероприятие и его главная
цель – стимулировать студентов к более глубокому и всестороннему изучению физики.
Во-вторых,
необходимо тщательно продумать не только содержание, но и форму проведения
мероприятий. Она должна быть живой и увлекательной, но вместе с тем занимательность
не должна заслонить главного – познавательной ценности. Основной принцип отбора
материала – долой скуку! Содержание должно быть интересным, интригующим, а
также – хорошо известным. Кроме того, в мероприятиях должны быть простые
вопросы и вопросы, которые требуют рассуждения, смекалки.
При проведении недели физики идет
слияние всех активных форм и методов внеурочной, внеклассной деятельности, что
является своеобразным смотром результатов работы.
План недели физики тщательно
прорабатывался, в результате были запланированы следующие мероприятия:
1 курс:
1. Олимпиада
по физике.
2. Ребусы
по физике и астрономии (презентация).
3. Игра
«Морской бой» по физике (презентация).
4. Электронный
кроссворд по физике.
5. Игра
«Путешествие в мир увлекательной физики» - заключительное мероприятие для 1
курса, в которое вошли следующие «станции»:
1) Определение
сопротивления проводника;
2) Определение
объёма пластиковой бутылки с помощью линейки;
3) Игра
«Молчанка» - определение правильной формулы или закона;
4) Декодирование
с помощью найденного «ключа» сообщений;
5) Физические
ребусы.
2
курс:
1. Олимпиада
по физике.
2. Занимательная
викторина по физике (презентация)
3. Занимательные
ребусы по физике (презентация)
4. Игра
«Крестики-нолики».
5. Заключительное
мероприятие для 2 курса «Своя игра» (презентация).
Также студентам были предложены
домашние экспериментальные задачи и опыты, загадки по физике.
С
особым интересом студенты занимаются составлением и отгадыванием кроссвордов по
физике.
Кроссворды по физике, как и другие
подобные кроссворды, относятся к так называемым тематическим кроссвордам.
Составлять их достаточно трудно, так как выбор слов-ответов весьма ограничен.
Зато они помогают глубже освоить тему, особенно при изучении её в данный момент.
Они дисциплинируют ум, учат правильно, чётко разбираться в физических
определениях, развивают память.
С помощью таких кроссвордов можно
чаще осуществлять контроль знаний различных физических терминов и
определений.
В своей практике применяю электронные
кроссворды со счетчиком правильных ответов. Для создания таких кроссвордов
использую программу EXCEL.
Работа за персональным компьютером, счетчик, который позволяет сразу видеть результат
– все это дополнительные условия для возбуждения интереса у студента.
Также во время прохождения предметной
недели по физике на уроках предлагаю студентам отгадывать загадки по физике,
привожу примеры пословиц и поговорок, связанных с различными природными
явлениями.
Пословицы,
поговорки и загадки ценны для изучения физики тем, что представляют в
афористической форме наблюдения за природными явлениями и житейскими
ситуациями, а так же народные приметы погоды.
Пословицы и поговорки с физическим содержанием
представляют собой полезный дидактический материал, а их краткость и
разнообразие позволяют привлекать их к изучению большого числа физических
вопросов.
В загадках речь идет о конкретном,
видимом мире явлений и вещей, окружающих человека. И в отгадках видим
конкретные примеры, явления. Будучи по конструкции выражением, основанным на
сравнении, загадка способствует развитию образного видения природы. Она учит
видеть и осмысливать действительность в ее многообразных связях и ассоциациях.
А еще загадка помогает увидеть красоту окружающего мира: подчеркивая ту или
иную особенность предмета, явления, она заставляет более внимательно взглянуть
на него, увидеть красивое в этом предмете или явлении.
Вот примеры загадок, имеющих
физическое содержание:
- "Зимой
нет теплей места, летом нет холодней" (погреб или печка);
- "Возле
уха завита, а в середке разговор" (наушники);
- "
Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но
никто не слышит" (гром и молния).
Краткость и ритмичность формы,
емкость содержания, яркая образность и шутливый колорит загадок позволяют
возбудить с их помощью интерес учеников к изучению конкретных вопросов.
Основные
виды деятельности студентов во всех мероприятиях – учебно-познавательная и
игровая.
Каждый
конкурс оценивается определенным количеством баллов. В конце недели подводятся
итоги по каждому курсу и каждому конкурсу в отдельности. Форма поощрения:
дипломы по конкурсам и небольшие символические призы. Активные участники
поощряются оценками по предмету.
По
итогам проведения недели выпускаю красочную газету, в которой кратко освещаются
все мероприятия, печатаются фотографии студентов, участвовавших в этих
мероприятия, а также приводится таблица с результатами недели.
Исходя из опыта работы по организации
и проведению предметных недель, можно сделать следующие выводы:
1.
Чтобы привить студентам устойчивый интерес
к физике, дополнить и углубить их знания, получаемые на уроках, развивать их
индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с ними и во
внеурочное время.
2.
Результативность организации внеклассной
работы выражается в следующем:
-
развивается устойчивый интерес к физике;
-
появляется потребность в работе с
дополнительной литературой;
-
формируются умения нахождения
необходимого материала на сайтах Интернета;
-
растет мотивация к участию в
исследовательской деятельности, олимпиадах, интеллектуальных играх;
-
повышается качество подготовки и
проведения внеклассных мероприятий;
-
выявляются и развиваются одаренные
студенты.
3.
Внеклассная работа эффективна при
выполнении следующих требований:
-
Занятия, углубляя и расширяя знания
студентов, не должны отвлекать их внимания от основного содержания учебной
программы.
-
Тесная связь с уроками не должна быть
простым продолжением учебной работы.
-
Планы внеурочной деятельности могут
отставать или обгонять, опережать учебные занятия.
-
Предлагаемый материал должен быть
доступным, соответствовать возрасту, уровню развития студентов.
-
Содержание и формы организации внеклассных
мероприятий должны быть интересными для студентов, находили отклик в их
переживаниях, чувствах, положительных эмоциях.
-
Должна осуществляться глубокая связь
индивидуальной, групповой и коллективной работы.
-
Желательно сочетание добровольности работы
с обязательностью ее выполнения.
Пестовская Н.В.
преподаватель физики и информатики
БОУ СПО ВО «Великоустюгский
политехнический техникум»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.