Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыСтатья "Педагогический альянс. О формах школьного взаимодействия"

Статья "Педагогический альянс. О формах школьного взаимодействия"

Скачать материал

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС

(о формах школьного взаимодействия)

 

 

 

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Практическая работа педагогов с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:

·         психолого-педагогическое просвещение;

·         родительско-педагогический анализ (изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей, анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности);

·         родительское соучастие в работе педагога (формирование активной педагогической позиции родителей);

·         родительское сотворчество.

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание - это важный педагогический институт в руках учителя.

 

Структура подготовки родительского собрания

·         Определение цели.

·         Изучение научно-методической литературы.

·         Проведение микроисследований.

·         Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.

·         Придумать форму приглашения родителей.

·         Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола.

·         Оборудование и оформление помещения для собрания.

          Собрание условно делится на три части:

§  вступительная;

§  основная;

§  заключительная.

 

          Памятка классному руководителю по проведению родительского собрания

1.      Если вы только взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.

2.      Сообщите родителям режим работы школы, день классного часа.

3.      Расскажите о том, какие кружки, секции, факультативы работают в школе.

4.      Начинать свое выступление перед родителями надо с положительного.

5.      Если вы проводите диагностическое исследование, то оно не должно сводится к навешиванию ярлыков.

6.      Интонация собрания: «советуемся, размышляем вместе»

7.      Тактичность.

8.      Построение доверительных отношений с родителями учеников.

9.      Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом.

 

 

           Разработки родительских собраний

 

      I  «Профессиональное самоопределение подростков»

 

Задачи: обсудить методы формирования способностей у учащихся к профессиональному самоопределению; способствовать формированию у родителей понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии подростком.

Форма проведения: круглый стол вместе с учащимися

Вопросы для обсуждения: оценка мотивационной сферы личности в профессиональном выборе; роль индивидуальных психологических возможностей личности; задачи родителей в подготовке к профессиональному самоопределению; проблемы рынка труда.

Подготовительная работа: встречи с представителями учебных заведений города, микрорайона; посещение выставки «Образование и карьера»; участие в «Дне открытых дверей» учебных заведений; занятия с психологом; анкетирование; проведение тематических классных часов и бесед на темы: «Профессии в моей семье», «Классификация профессий» и др.; экскурсии на производство; анкетирование родителей; памятка родителям.

Ход  собрания

I. Вступительное слово

Профессиональное становление и самоопределение подростка — это многоаспектный процесс. При его реализации применяются социологический, социально-психологический и дифференциально-психологический подходы. Информационное поле достаточно велико: от знания профессий и их классификации, роли интересов, способностей человека, роли и традиций семьи и, наконец, здоровья подростка. Особенно актуальна эта информация в период меняющихся социальных условий.

Далее педагог знакомит родителей с направлениями работы по профессиональному самоопределению в классе, школе, городе.

Рассказ учащихся об участии в экскурсиях, встречах и своих впечатлениях.

Выступление родителей. Чем дорога (интересна, трудна) моя профессия.

II.        Анализ и обсуждение результатов анкетирования учащихся

Анализ и обсуждение результатов анкетирования родителей

Подведение итогов. Планирование дальнейшей работы.

 

       II   «Как сформировать положительные привычки у подростков»

 

Задачи: ознакомить родителей с правилами формирования положительных привычек; развивать у родителей интерес к проблеме роли привычки в жизни человека и ее влиянии на становление подростка.

Форма проведения: семинар - практикум

Вопросы для обсуждения: что такое хорошие привычки, а что такое плохие в понимании детей; как помочь избавиться от вредных при­вычек.

Подготовительная работа: оформление учащимися таблицы «Мои положительные и отрицательные привычки» (см. приложение); класс­ный час «Что бы мне хотелось в себе изменить»; рекомендации для родителей.

Ход  собрания

            I Вступительное слово

Наш сегодняшний разговор мы посвятим ее величеству  -  При­вычке.

Ни для кого не секрет, что плохие привычки прямая дорога к фор­мированию дурного характера, который может сломать человеку его жизнь. Неуживчивый характер - это одиночество, неумение общать­ся, отсутствие потребности любить и быть любимым и еще многое другое...

Положительные привычки - это постоянное упражнение, это про­явление воли и терпения, желания и потребности их иметь. Это осоз­нание невозможности существования без них.

Давайте посмотрим, что говорят наши дети о своих положитель­ных и отрицательных привычках.

П. Работа с таблицей

Родители работают с таблицей, составленной детьми. Обмен мне­ниями родителей по результатам работы с таблицей.

III. Работа в группах «Есть вопрос!»

Классный руководитель предлагает родителям объединиться в группы для выполнения следующего задания.

Оно составлено из запросов учащихся, которые не могут справить­ся самостоятельно со своими плохими привычками, и обращаются к взрослым за советом и помощью.

Свои вопросы учащиеся сложили в один большой конверт и на­звали его SOS.

Родители объединяются в группы, и каждая группа предлагает свой вариант борьбы с плохими привычками.

Вопросы в конверте могут быть такими:

 - Как избавиться от привычки курить?

 - Я часто даю обещания, но не могу их выполнить.

 - У меня много друзей, я люблю со всеми общаться и ничего не успеваю

 - Я очень боюсь отвечать у доски, хотя и все всегда учу.

- Я очень много болтаю по телефону, родители меня ругают, но я ничего не могу с собой поделать.

 - Много лет я грызу ногти, что только не делала - никакого ре­зультата.

 - Последнее время мне все труднее находить общий язык с роди­телями. Они злятся. Я злюсь тоже. Что делать?

IV.      Обсуждение проблем

Родители обсуждают проблемы в группах и дают советы учащим­ся. Советы классный руководитель записывает.

V.        Разработка памятки

Затем классный руководитель предлагает родителям обсудить раз­работанную памятку по преодолению плохих привычек. Родители вы­ступают с предложениями и собственным мнением по прослушан­ной памятке.

VI.      Планирование дальнейшей работы

Определяется план мероприятий по преодолению тех плохих при­вычек учащихся, которые в классе наиболее распространены.

VII.     Подведение итогов

 

       III   «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»

 

Задачи: сформировать у родителей уважительное отношение к подготовке детей к экзаменам; помочь ребенку преодолеть психологические трудности, связанные с предстоящими экзаменами.

Форма проведения: беседа.

Вопросы для обсуждения: обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год; подготовить родителей учащихся к новой жизненной ситуации — сдаче их детьми экзаменов за курс базовой школы.

Подготовительная работа: анализ успеваемости учащихся класса по четвертям; изучение мнения учителей-предметников о готовности учащихся к экзаменам; проведение классного часа «Поговорим перед экзаменами...»; подготовка расписания экзаменов и консультаций; подготовка памяток для родителей по организации режима дня школьника перед экзаменами и в день экзаменов.

Комментарии для учителя. Родительское собрание в 9 классе, которое проводится в канун школьных экзаменов, очень важное и почувствуют впервые. Сдача их детьми школьных экзаменов -  ответственное дело, а хорошо организованное собрание позволит настроить и родителей, и детей на серьезное и ответственное отношение к первым в их жизни интеллектуальным и нравственным испытаниям. Собрание проводится за неделю до экзаменов. Обстановка собрания должна быть доброжелательной и спокойной. Если учителя-предметники готовы принять участие в собрании, то они могут дать ценные советы родителям по подготовке к экзаменам по отдельным предметам:

 - какие темы курса повторить ученику дома;

 - какие задачи и диктанты стоит решать и написать дома под диктовку родителей;

 - какими справочными пособиями руководствоваться;

 - как повторять учебный материал в домашних условиях и в какой последовательности.

Ход  собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Наступает один из самых важных и ответственных моментов в жизни вашего ребенка. Пройдет совсем немного времени, и он получит документ, в котором будет зафиксирован государственной комиссией результат его пребывания в школе за 9 лет!

Наша с вами задача - помочь пройти ему этот путь с честью, показав все, чему он научился и в чем преуспел за эти годы.

П. Анализ успеваемости учащихся класса по четвертям

Готовясь к итоговому собранию в 9 классе, необходимо было еще раз познакомить родителей с предварительными результатами успеваемости за год и прокомментировать родителям инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ по допуску учащихся к экзаменам и их организации.

Анализ успеваемости начинается с благодарности родителям, дети которых показывали все 9 лет отличные и хорошие результаты в учебе.

III. Изучение мнения учителей-предметников по выставлению отметки по поведению

Классный руководитель должен был изучить мнение учителей-предметников по вопросу выставления отметки по поведению.

На основе их мнения составляется рекомендация учащимся класса для продолжения учебной деятельности в 10 классе.

Учителя-предметники должны не только односложно ответить, какую отметку по поведению они хотели бы поставить, но и привести аргументы «за» или «против».

Ознакомление родителей учащихся с отметкой по поведению и мнением учителей по этому вопросу. Эти результаты можно говорить вслух или предоставить родителям в виде индивидуального информационного листка.

Ознакомление родителей с инструкцией по экзаменам, расписанием экзаменов и консультаций.

Ознакомление родителей с требованиями школы к участию в экзаменах и памятками для родителей и учащихся.

Если учителя-предметники могут принять участие в собрании, то они участвуют. Если по каким-то причинам они быть не могут, то они передают классному руководителю свои рекомендации, и он знакомит родителей с ними.

IV. Подготовка расписания экзаменов и консультаций

Классный руководитель знакомит родителей с составленным расписанием экзаменов и консультаций, а также с требованиями к участию в экзаменах.

V. Ответы на вопросы родителей, обсуждение текущих дел класса

Финансовый отчет родительского комитета.

VI. Обсуждение вопросов ремонта помещения класса и участия в

нем родителей и учащихся

VII. Обсуждение вопросов летнего отдыха учащихся, поступления

в средние специальные учебные заведения, колледжи, лицеи

VIII. Знакомство родителей учащихся с библиографическим справочником на новый учебный год (классный руководитель раздает его родителям).

IX.  Подведение итогов

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Педагогический альянс. О формах школьного взаимодействия""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Родительское собрание - это важный педагогический институт в руках учителя.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 490 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 482
    • DOCX 60 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Астраханцева Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12656
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 31 региона

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 72 человека из 33 регионов

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции