ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
АЛЬЯНС
(о
формах школьного взаимодействия)
Успешность
воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между
педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и
тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и
родители станут союзниками.
Современная семья
развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации.
С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи,
разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и
повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются
процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего,
падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а
порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения
многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Следовательно, в
сложных современных условиях семье требуется систематическая и
квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы
направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во
внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Практическая работа
педагогов с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные
формы взаимодействия:
·
психолого-педагогическое просвещение;
·
родительско-педагогический анализ (изучение семьи с целью
выявления ее возможностей по воспитанию своих детей, анализ промежуточных и
конечных результатов их совместной деятельности);
·
родительское соучастие в работе педагога (формирование активной
педагогической позиции родителей);
·
родительское сотворчество.
Наиболее
распространенной формой работы с родителями является родительское собрание.
Родительское
собрание - это важный педагогический институт в руках учителя.
Структура
подготовки родительского собрания
·
Определение цели.
·
Изучение научно-методической литературы.
·
Проведение микроисследований.
·
Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов
работы его участников.
·
Придумать форму приглашения родителей.
·
Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям.
Ведение протокола.
·
Оборудование и оформление помещения для собрания.
Собрание условно делится на
три части:
§ вступительная;
§ основная;
§ заключительная.
Памятка классному
руководителю по проведению родительского собрания
1. Если
вы только взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите
немного о себе.
2. Сообщите
родителям режим работы школы, день классного часа.
3. Расскажите
о том, какие кружки, секции, факультативы работают в школе.
4. Начинать
свое выступление перед родителями надо с положительного.
5. Если
вы проводите диагностическое исследование, то оно не должно сводится к
навешиванию ярлыков.
6. Интонация
собрания: «советуемся, размышляем вместе»
7. Тактичность.
8. Построение
доверительных отношений с родителями учеников.
9. Главные
показатели эффективности родительского собрания - это активное участие
родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом.
Разработки родительских
собраний
I «Профессиональное самоопределение
подростков»
Задачи:
обсудить методы формирования способностей у учащихся к профессиональному
самоопределению; способствовать формированию у родителей понимания значения
самостоятельного выбора будущей профессии подростком.
Форма проведения:
круглый стол вместе с учащимися
Вопросы для обсуждения:
оценка мотивационной сферы личности в профессиональном выборе; роль
индивидуальных психологических возможностей личности; задачи родителей в
подготовке к профессиональному самоопределению; проблемы рынка труда.
Подготовительная
работа: встречи с представителями учебных заведений города, микрорайона;
посещение выставки «Образование и карьера»; участие в «Дне открытых дверей»
учебных заведений; занятия с психологом; анкетирование; проведение тематических
классных часов и бесед на темы: «Профессии в моей семье», «Классификация
профессий» и др.; экскурсии на производство; анкетирование родителей; памятка
родителям.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Профессиональное
становление и самоопределение подростка — это многоаспектный процесс. При его
реализации применяются социологический, социально-психологический и
дифференциально-психологический подходы. Информационное поле достаточно велико:
от знания профессий и их классификации, роли интересов, способностей человека,
роли и традиций семьи и, наконец, здоровья подростка. Особенно актуальна эта
информация в период меняющихся социальных условий.
Далее педагог знакомит
родителей с направлениями работы по профессиональному самоопределению в классе,
школе, городе.
Рассказ учащихся об
участии в экскурсиях, встречах и своих впечатлениях.
Выступление родителей.
Чем дорога (интересна, трудна) моя профессия.
II. Анализ и
обсуждение результатов анкетирования учащихся
Анализ и обсуждение
результатов анкетирования родителей
Подведение итогов.
Планирование дальнейшей работы.
II «Как сформировать положительные
привычки у подростков»
Задачи:
ознакомить родителей с правилами формирования положительных привычек; развивать
у родителей интерес к проблеме роли привычки в жизни человека и ее влиянии на
становление подростка.
Форма
проведения: семинар - практикум
Вопросы
для обсуждения: что
такое хорошие привычки, а что такое плохие в понимании детей; как помочь
избавиться от вредных привычек.
Подготовительная
работа: оформление
учащимися таблицы «Мои положительные и отрицательные привычки» (см.
приложение); классный час «Что бы мне хотелось в себе изменить»; рекомендации
для родителей.
Ход собрания
I Вступительное слово
Наш сегодняшний разговор
мы посвятим ее величеству - Привычке.
Ни для кого не секрет,
что плохие привычки прямая дорога к формированию дурного характера, который
может сломать человеку его жизнь. Неуживчивый характер - это одиночество,
неумение общаться, отсутствие потребности любить и быть любимым и еще многое
другое...
Положительные привычки
- это постоянное упражнение, это проявление воли и терпения, желания и
потребности их иметь. Это осознание невозможности существования без них.
Давайте посмотрим, что
говорят наши дети о своих положительных и отрицательных привычках.
П. Работа с таблицей
Родители работают с
таблицей, составленной детьми. Обмен мнениями родителей по результатам работы
с таблицей.
III.
Работа в группах «Есть вопрос!»
Классный руководитель
предлагает родителям объединиться в группы для выполнения следующего задания.
Оно составлено из
запросов учащихся, которые не могут справиться самостоятельно со своими
плохими привычками, и обращаются к взрослым за советом и помощью.
Свои вопросы учащиеся
сложили в один большой конверт и назвали его SOS.
Родители объединяются в
группы, и каждая группа предлагает свой вариант борьбы с плохими привычками.
Вопросы в конверте
могут быть такими:
- Как избавиться от привычки курить?
- Я часто даю обещания, но не могу их
выполнить.
- У меня много друзей, я люблю со всеми
общаться и ничего не успеваю
- Я очень боюсь отвечать у доски, хотя и
все всегда учу.
- Я очень много болтаю по телефону,
родители меня ругают, но я ничего не могу с собой поделать.
- Много лет я грызу ногти, что только не
делала - никакого результата.
- Последнее время мне все труднее
находить общий язык с родителями. Они злятся. Я злюсь тоже. Что делать?
IV. Обсуждение
проблем
Родители обсуждают
проблемы в группах и дают советы учащимся. Советы классный руководитель
записывает.
V. Разработка
памятки
Затем классный
руководитель предлагает родителям обсудить разработанную памятку по
преодолению плохих привычек. Родители выступают с предложениями и собственным
мнением по прослушанной памятке.
VI. Планирование
дальнейшей работы
Определяется план
мероприятий по преодолению тех плохих привычек учащихся, которые в классе
наиболее распространены.
VII. Подведение
итогов
III «Как подготовить себя и ребенка к
будущим экзаменам»
Задачи:
сформировать у родителей уважительное отношение к подготовке детей к экзаменам;
помочь ребенку преодолеть психологические трудности, связанные с предстоящими
экзаменами.
Форма проведения:
беседа.
Вопросы для обсуждения:
обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год; подготовить
родителей учащихся к новой жизненной ситуации — сдаче их детьми экзаменов за
курс базовой школы.
Подготовительная работа:
анализ успеваемости учащихся класса по четвертям; изучение мнения
учителей-предметников о готовности учащихся к экзаменам; проведение классного
часа «Поговорим перед экзаменами...»; подготовка расписания экзаменов и
консультаций; подготовка памяток для родителей по организации режима дня
школьника перед экзаменами и в день экзаменов.
Комментарии для
учителя. Родительское собрание в 9 классе, которое проводится в канун школьных
экзаменов, очень важное и почувствуют впервые. Сдача их детьми школьных
экзаменов - ответственное дело, а хорошо организованное собрание позволит
настроить и родителей, и детей на серьезное и ответственное отношение к первым
в их жизни интеллектуальным и нравственным испытаниям. Собрание проводится за
неделю до экзаменов. Обстановка собрания должна быть доброжелательной и
спокойной. Если учителя-предметники готовы принять участие в собрании, то они
могут дать ценные советы родителям по подготовке к экзаменам по отдельным
предметам:
- какие темы курса повторить ученику
дома;
- какие задачи и диктанты стоит решать и
написать дома под диктовку родителей;
- какими справочными пособиями
руководствоваться;
- как повторять учебный материал в
домашних условиях и в какой последовательности.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Наступает один из самых
важных и ответственных моментов в жизни вашего ребенка. Пройдет совсем немного
времени, и он получит документ, в котором будет зафиксирован государственной
комиссией результат его пребывания в школе за 9 лет!
Наша с вами задача - помочь
пройти ему этот путь с честью, показав все, чему он научился и в чем преуспел
за эти годы.
П. Анализ успеваемости
учащихся класса по четвертям
Готовясь к итоговому
собранию в 9 классе, необходимо было еще раз познакомить родителей с
предварительными результатами успеваемости за год и прокомментировать родителям
инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ по допуску
учащихся к экзаменам и их организации.
Анализ успеваемости
начинается с благодарности родителям, дети которых показывали все 9 лет
отличные и хорошие результаты в учебе.
III. Изучение мнения
учителей-предметников по выставлению отметки по поведению
Классный руководитель
должен был изучить мнение учителей-предметников по вопросу выставления отметки
по поведению.
На основе их мнения
составляется рекомендация учащимся класса для продолжения учебной деятельности
в 10 классе.
Учителя-предметники
должны не только односложно ответить, какую отметку по поведению они хотели бы
поставить, но и привести аргументы «за» или «против».
Ознакомление родителей
учащихся с отметкой по поведению и мнением учителей по этому вопросу. Эти
результаты можно говорить вслух или предоставить родителям в виде
индивидуального информационного листка.
Ознакомление родителей
с инструкцией по экзаменам, расписанием экзаменов и консультаций.
Ознакомление родителей
с требованиями школы к участию в экзаменах и памятками для родителей и
учащихся.
Если
учителя-предметники могут принять участие в собрании, то они участвуют. Если по
каким-то причинам они быть не могут, то они передают классному руководителю
свои рекомендации, и он знакомит родителей с ними.
IV. Подготовка
расписания экзаменов и консультаций
Классный руководитель
знакомит родителей с составленным расписанием экзаменов и консультаций, а также
с требованиями к участию в экзаменах.
V. Ответы на вопросы
родителей, обсуждение текущих дел класса
Финансовый отчет
родительского комитета.
VI. Обсуждение вопросов
ремонта помещения класса и участия в
нем родителей и
учащихся
VII. Обсуждение
вопросов летнего отдыха учащихся, поступления
в средние специальные
учебные заведения, колледжи, лицеи
VIII. Знакомство
родителей учащихся с библиографическим справочником на новый учебный год
(классный руководитель раздает его родителям).
IX. Подведение
итогов
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.