МБОУ «СОШ №4»
г.Касимов
Руководитель
школьной историко-краеведческой комнаты Педагогической славы Вьюгина Н.Ю.
Патриотическое воспитание учащихся через
исследовательскую работу школьного музея.
В формировании гражданской и
патриотической самореализации, воспитании патриотизма велики возможности
школьного музея и его роль.
Воспитательная и образовательная
роль школьного музея многократно возрастает благодаря сотрудничеству с учебным
процессом школы. Они дополняют друг друга, координируя свои усилия в деле
становления личности, и способны достигнуть значительных результатов. Примером
такого сотрудничества является работа школьного музея Педагогической славы.
Будучи планомерной и систематической, эта работа развивает кругозор, формирует
гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки
исследователя.
Историко-краеведческий музей Педагогической славы в
школе №4 - это плод труда нескольких поколений
учителей и учащихся
Бережно хранит он славные страницы истории школы,
связанные с ее педагогами и учениками, людьми, которые помогали и помогают
развиваться и совершенствоваться нашей школе, преумножают ее достижения и
традиции. Идея создания музея была предложена более 15-ти лет назад Кашкаровой
И.И., завучем по воспитательной работе. Её инициативу поддержали директор школы
Калинина Людмила Ивановна и учитель истории и МХК Кондрашова Наталия Юрьевна.
Работа по созданию музея истории школы началась в 1996 уч.году. Материалы
истории школы были систематизированы Л.А.Трифоновой и С.А.Панкиной. Были
разработаны и составлены необходимые организационные документы, собраны первые
музейные экспонаты. Музей занял отдельное помещение общей площадью 36 кв.м. на втором этаже школьного здания. С
созданием музея появилось больше возможностей сохранить память об учителях и
учениках, традициях школы.
С 2005 года, с вступлением в должность молодого
директора — выпускницы школы 1996 года Трифоновой Ларисы Александровны, музей
истории школы стал одной из дополнительных площадок воспитания и образования
учащихся. В настоящее время музей выглядит следующим образом: в нем 5 стендов,
каждый из которых отражает определенный период или направление в жизни школы.
Все стенды выполнены в одном стиле, выдержано единое цветовое решение.
Экспозиции музея рассказывают об основных вехах истории нашего учебного
заведения: «История школы №4», «Учителя
- ветераны педагогического труда», «Первые выпускники школы», «Выпускники школы
— известные люди города», «Учителя –
ветераны Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.»,
«Выпускники школы – участники военных
конфликтов».
Исследовательская работа музея связана с такими темами, как «История
родного города», «Почетные
граждане города Касимова», «Архитектурные памятники Касимова», «Ветераны
Великой Отечественной войны 1941 - 1945гг.»
Мы гордимся тем, что в
нашем фонде есть фотографии и письма режиссера-сказочника А.Роу,
Заслуженного артиста А.Хвыли, режиссерский сценарий комедии-сказки «Огонь...,
вода... и медные трубы!..», а также книги, посвященные нашему городу. Есть в
нашем музее и школьные принадлежности прошлого века. В архивных материалах
хранится исследовательская работа ученицы 10А класса Подшивалкиной Анастасии
«Капитан I ранга — Кислов Михаил Иванович» (научный руководитель — учитель истории
и МХК Н.Ю.Кондрашова) (2006г.) В работе рассказывается о жизни и трудовой
деятельности ветерана Великой Отечественной войны, капитана I ранга,
основателя теодоровского движения Михаила Ивановича Кислова. Работа была
отмечена почетной грамотой на областном краеведческом конкурсе «Рязанская
земля. История. Памятники. Люди» (2006г.)
В школьном музее
собран и хранится прекрасный материал об участии наших школьников в
теодоровском движении: фотографии, удостоверение №28 Средней школы №4 о
присвоении школе статуса форпоста движения «Шхуна ровесников», мандат Таратовой
Н.В. - начальника музея слета «Шхуны ровесников» - юных друзей моряков,
речников и корабелов, подписанный А.Пахмутовой; письмо дочери маршала
Советского Союза, четырежды Героя Советcкого Союза Г.К.Жукова
М.Г.Жуковой в адрес учащихся школы №4, диплом Калинина Василия — активного
участника XXII слета форпостов «Шхуны ровесников», радиотелеграмма
(0.5.11.1995г.) от народной артистки СССР А.Н.Пахмутовой и Президента
Молодежной Морской Лиги С.В.Вьюгина с поздравлением к 30-летию выхода «Шхуны
ровесников» в плаванье, письма В.И.Коренева, члена Союза писателей ССР, поэта,
главного редактора журнала «Наши за границей» (1991г.) В.Н.Кузнецова,
кинодраматурга К.И.Подымы.
И, конечно, особое
место занимают экспонаты, посвященные истории пионерской, комсомольской
организации школы, материалы из личных архивов, подаренные нашими учителями.
Организация школьного музея стала
одной из оптимальных форм общественно-полезной работы юных краеведов,
историков, объединяющая не только актив музея, но и широкие массы учащихся,
учителей, родителей, бабушек и дедушек, общественности.
Изучение истории школы, биографий отдельных неординарных
личностей (педагогов и выпускников) пробуждает интерес к исторический науке в
целом и рождает чувство любви к своей малой Родине, к своей школе.
Музей принимает активное участие в городских и областных
конкурсах «Рязанская земля. История. Люди. Памятники», «Имя героя на карте
родного края», в городских краеведческих олимпиадах «Умники и умницы» среди
учащихся школ города, в работе конференций, проводимых касимовским нефтегазовым
техникумом.
С 2007 года активисты
школьного музея ежегодно участвуют во Всероссийском конкурсе исторических
исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — XX век»
(В 2009-2010 уч.году работа ученицы 10 класса Кобелевой Ольги «Крест служения
на благо Церкви и Отечества» (история семьи священнослужителей Правдолюбовых)
вошла в число сто лучших работ). В ноябре 2010 года руководитель школьного
музея была приглашена Оргкомитетом этого конкурса исторических
исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — XX век»
принять участие в научно-практическом семинаре для работников среднего
образования. В программе семинара рассматривались темы, связанные с
организацией исследовательской работы школьников (краеведение, устная история,
работа в государственных архивах).
С работой на тему «Патриотическое
воспитание учащихся через исследовательскую работу школьного музея» руководитель
школьного музея принимала участие в Международной Ярмарке
социально-педагогических инноваций
– 2011 «Патриотическое воспитание учащихся через исследовательскую работу
школьного музея».
Собранный
учащимися-активистами школьного музея материал о касимовцах, участниках
Отечественной войны 1812 года, опубликован в ежемесячном научно-популярном
журнале для детей среднего и старшего школьного возраста «Юный краевед» (№1, №2
за 2009г.).
По итогам конкурсов и
проектов музеем выпускаются буклеты («Результаты краеведческой работы»,
«Солдаты славы не искали», «Герои-касимовцы», «Одна школа — вся жизнь» - к
50-летию педагогической деятельности учителя технологии Г.И.Жильцова),
«Заслуженные учителя МОУ «СОШ №4», «Учитель...Как много в этом слове... или о
тех, кого мы помним и любим» - к Году Учителя, «Вожатый всегда впереди», в
рамках проекта учащихся учащихся 4-8 классов «С огнем пионерским в груди»
(пионервожатые школы №4), «Писатель, поэт, краевед В.В.Акимов» (в рамках
проекта «Школьная книга судеб») для учащихся 3 - 8 классов.
Школьный музей принимает участие в межрегиональном
проекте «Исторический интернет-музей «Наследие», который направлен на
сохранение и популяризацию историко-культурного наследия России и представляет
собой экспозиции исторических музеев в свободном доступе сети интернет
(организатор МОО «Императорское Русское историческое общество») - отправлены
анкета и фотографии школьного музея (сайт - (www.moscowia.su).
В настоящее время создаются
исследовательские проекты о педагогах-ветеранах, что представляет весомый вклад
в летопись школьной жизни.
Школьный музей является инициатором встреч, мероприятий
и экскурсий (встречи с касимовской поэтессой
Зоей Дряхлых, поэтом Н.С.Голубошем, писателем-краеведом В.В.Акимовым, заслуженным
художником РФ - касимовским
художником Б.Н.Александровым, воинами-афганцами И.В.Афанасьевым,
В.В.Жиряковым, и др.)
К
70-летию Сталинградской битвы активисты школьного музея приняли участие во
Всероссийской интернет-конференции «Память о Сталинграде в наших сердцах»
для учащихся НПО, СПО и общеобразовательных школ. (http://www.stalingrad70.ru/
в разделе Конкурсы). Ученица 9А класса
Трифонова Елена свою работу «За Сталинград, за Волгу, за русскую землю!»
посвятила касимовцам - участникам Сталинградской битвы (руководитель работы
Вьюгина Н.Ю.). Ученица 8Б
класса Андреева Надежда в своей работе «Я просто солдат» рассказала о Николае
Александровиче Родине - лауреате премии Союза писателей, почетном гражданине
города Касимова, первом лауреате Всероссийской премии «Малая Родина», лауреате
областной литературной премии им. Я.Полонского, ветеране Великой Отечественной
войны (руководитель работы Вьюгина Н.Ю.). Ученица 9Б класса Курочкина Анна представила работу «В
городе бессмертной славы» (из воспоминаний труженицы тыла Щерчковой Анны
Михайловны) - руководитель работы Кукушкина А.В.
В результате
творческой работы индивидуальной группы разработаны следующие тематические
экскурсии: для младших школьников: «Любимый край родной», «История нашей
школы», для учащихся 5 – 9 классов «Основные этапы развития школы», «История
края, города в истории страны», «История школы №4», «История пионерской
организации им.С.Тюленина школы №4». Разрабатываются экскурсии:
«Культурно-историческое наследие нашего города», «Выпускникам посвящается…».
C марта 2011 года
по инициативе школьного музея выходит газета «Музейный вестник». Основной целью
создания школьной музейной газеты является создание единого информационного
пространства, объединяющего школу и социум, способствующего повышению престижа
школы, формирование коммуникативной компетентности как ключевой в процессе
обучения и воспитания школьников.
Создана
творческая группа учителей, которая работает над проблемой: «Роль школьного
музея для поликультурного воспитания учащихся». Предполагается расширение
экспозиции музея, что в свою очередь расширит орбиту включения учеников в
краеведческую работу.
Целенаправленная
работа педагогического коллектива по включению музея в образовательный процесс
позволяет успешно решать задачи воспитания гражданственности у детей и
подростков, что имеет первостепенное значение на современном этапе развития
нашего общества, когда формирование патриотизма выступает одним из условий
дальнейшего общественного прогресса. Легко любить и гордиться большой и
богатой страной, победами в сражениях. Труднее любить свою деревню, маленький
городок. И задача школьного музея и краеведения – найти там, где ты живешь то,
чем можно гордиться. А это и есть патриотическое воспитание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.