Организация
работы семейной гостиной
как
эффективной формы взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях.
Процесс
становления новой системы образования в России, ориентированной на мировое
образовательное пространство, сопровождается изменениями в педагогической
теории и практике. Главной целью дошкольного
образования на современном этапе является развитие свободной, любознательной,
творческой эмоционально отзывчивой личности.
Указом
Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий
в интересах детей на 2012–2017 годы» был объявлен безусловный приоритет
семьи и семейных ценностей. В указе говорится о том, что дети
должны стать активными участниками решения важнейших задач, направленных на
возрождение и всестороннее укрепление социального института семьи,
семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества
и государства. Образовательные организации призваны оказывать помощь
родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране их физического
и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей
и необходимой коррекции нарушений их развития. Кроме того, согласно новому
закону об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми
методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а так
же с оценками успеваемости своих детей.
Важнейшим
направлением обеспечения качества дошкольного образования является поиск новых
форм сотрудничества педагогов с родителями. Активно используя новые
возможности семьи и новые требования к образовательным услугам
детского сада, мы акцентировали внимание на взаимодействие семьи
и дошкольного учреждения в подходах к решению задач образования
детей. С этой целью родителей необходимо знакомить с динамикой
развития способностей детей, с достижениями в образовании детей, по
желанию родителей — с материалом, осваиваемым в дошкольном
учреждении.
Для
того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок
в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать
в совместной с ним деятельности, а также получать комплексную
поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей,
используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Одна
из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи — семейная гостиная, участие
в работе которого является добровольным. Свой вклад в организацию
деятельности гостиной вносят разные специалисты ДОУ (педагог-психолог,
учитель-логопед, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный
руководитель, медицинские работники). Общение в рамках семейной гостиной
создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для
взрослых.
В
рамках работы семейной гостиной проводятся совместные праздники, творческие
мастерские для детей и родителей.
Цель работы гостиной: гармонизация
детско - родительских отношений.
Задачи:
- формирование
у родителей способности понять потребности ребёнка, сделать его счастливым;
умение видеть перспективы его развития;
- формирование
у детей уверенности в себе и в своих силах, а так же
позитивного отношения к себе, взрослым и к окружающему миру.
- формирование
у родителей осознанного отношения к собственным взглядам
и установкам в воспитании ребенка;
-
поддержание интереса родителей к внутреннему миру своего ребенка.
Периодичность: встречи семейной гостиной проводятся 4–5 раз в год.
Работа
в семейной гостиной реализовывается через игровую деятельность детей
и взрослых, создание комфортного психологического климата
и благоприятной предметно-пространственной среды. Для активизации
воспитательных возможностей родителей используются разнообразные активные формы
общения с ними:
-
Семейные игровые программы;
-
Совместный досуг взрослых и детей;
-
Познавательно-игровые викторины;
-
Творческие мастерские;
-
Дискуссионные встречи, практикумы, тренинги.
В
процессе проведения таких программ родители могут вместе с ребенком
играть, лепить, рисовать, выполнять спортивные и танцевальные упражнения,
задавать друг другу вопросы, загадывать загадки, соревноваться.
Одна
из нетрадиционных форм взаимодействия педагогов с родителями
в процессе формирования ценностных ориентиров — защита детско-родительских
проектов. Проект строится на основе интересов детей и взрослых.
Любознательность детей, желание узнать новое и интересное служит поводом
для разработки и реализации проекта. Работа проходит в несколько
этапов.
1
этап — выбор темы. Совместно
с детьми определяется тема, собирается информация, используя «модель трех
вопросов»: что мы знаем? что еще хотим узнать? как мы можем это сделать?
2
этап — подготовительный, на
основе интересов и особенностей детей, а также возможностей
тематического проекта подбирается соответствующий инструментарий, материал,
музыкальный репертуар и атрибуты.
3
этап — реализация
проекта в разных видах деятельности в центрах активности. Совместными
усилиями педагогов и родителей создаются центры активности — особая
предметно-развивающая среда, обеспечивающая каждому ребенку право выбора деятельности.
4
этап — заключительный — презентация проекта в виде
музыкального спектакля или праздника, досуга, где дети совместно
с родителями демонстрируют свои музыкальные и творческие способности.
Современные
формы организации работы семейной гостиной позволяют активизировать
взаимодействие с родителями по вопросам всестороннего личностного развития
воспитанников, создают атмосферу доверия, взаимопонимания и сотрудничества со
всеми участниками образовательного процесса.
Литература:
1.
И. Н. Каменская [и др.]
Использование интерактивных форм работы с родителями // Педагогическое
мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.).
— М.: Буки-Веди, 2014.
2.
Майер А. А., Давыдова
О.И., Воронина Н. В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь
детского сада. М., 2011.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.