Обоснование эффективности проектно -исследовательского
метода при изучении математики в условиях перехода на ФГОС
Что означает
владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные,
но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла,
оригинальности, изобретательности.
Л. Пойа. Математическое
открытие
Проектно - исследовательский метод – не
есть открытие наших дней. Возник он в начале прошлого века и применяется не только
в школьном образовании, однако за последние несколько лет многое изменилось –
Россия встала на новую ступень развития, потребовались кардинальные перемены
во многих областях деятельности, в том числе и в образовании.
С
2013-14 учебного года в школах планируется введение Федерального Государственного
Образовательного Стандарта (ФГОС) на ступени общего образования, где главными
задачами школы являются духовно – нравственное развитие ребенка, овладение
ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий.
Реализация
метода проектов, методики сотрудничества, довольно перспективна при изучении
математики. Участие в проектно – исследовательской деятельности способствует
развитию у детей проектного мышления, которое необходимо для многих
современных сфер: политики, бизнеса, искусства и спорта.
Работа над проектом стимулирует творчество
детей, побуждает их к самостоятельному поиску – все это делает применение
данного метода особенно привлекательным для многих учителей. В умелых руках
различные виды школьной деятельности действительно можно выполнять как проект.
Но надо помнить, что выполнение проекта предполагает наличие у учащегося
определенных первоначальных знаний, умений и навыков, иначе такую работу
поручать нельзя.
Что
же такое проект в современном понимании?
Проект – практико - ориентированная работа интегративного, межпредметного
и творческого содержания. Это современная технология, реализующая системно –
деятельностный подход в рамках реализации ФГОС, его основных признаков,
этапов, развитие универсальных учебных действий (УУД) и критериев оценивания
этапов.
Он позволяет
развивать специфические умения: распознавать проблему, формулировать цель работы,
планировать необходимые действия, реализовывать намеченный план, находить и
привлекать нужные ресурсы, оценивать и показывать результаты. На основе этого
можно выделить основные этапы проектно - исследовательской работы по
математике:
1.
Проблематизация
– формулировка проблемы. Ее выбор должен
подчиняться правилам: быть интересной ученику, увлекать его, соответствовать возрастным
особенностям учащегося, быть оригинальной и, желательно, объективно новой.
2.
Целеполагание
– трансформация проблемы в личностно –
значимую цель. Наличие проблемы и понимание конечной цели работы заставляет
приступить к деятельности.
3.
Планирование -
порядок выполнения работы. Здесь же предполагается обсуждение наличия ресурсов.
4.
Реализация – практическая часть осуществления плана. Сравнение полученного
результата с первоначальным замыслом.
5.
Рефлексия – этап
осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы,
оценка своих достижений.
Завершается этап обычно презентацией найденного автором способа решения исходной
проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности
автора проекта. Так как деятельность для учащегося особенно значима тогда,
когда он видит результаты своего труда, то учитель должен подумать, где могут
быть выставлены работы его учеников.
Проектно - исследовательская деятельность
предполагает формирование и развитие универсальных учебных действий:
1.
Коммуникативных
УУД – это дискуссии между учениками, совместное планирование деятельности
учителем и учащимися, способность с помощью вопросов добывать недостающую
информацию, умение четко сформулировать цель.
2.
Познавательных
УУД - развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
структурировать тексты, делать выводы и умозаключения.
3.
Регулятивных
УУД - рефлексия, анализ причины неудач,
формирование умения планировать время, выработка критериев оценки.
4.
Личностных
УУД - умение четко, ясно, грамотно излагать свои
мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать
гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач.
Овладение
учащимися универсальными учебными действиями создает возможность
самостоятельного, успешного усвоения новых знаний, умений.
Использование данной технологии в моей практике
были мотивированны ситуациями на уроках, чтением научных статей, положительным
результатом первых работ. Реализуемые проекты разнообразны по содержанию, формам,
срокам, количеству участников. Отмечу наиболее удачные из них.
Проект « Основные свойства простейших
геометрических фигур». (Среднесрочный проект, рассчитан на учащихся 7
класса, работающих в группах.)
Цель: Понять роль простейших геометрических
свойств в изучении геометрии.
Результат: новые знания и презентация.
Проект «Симметрия» (индивидуальный,
среднесрочный).
Цель: Изучить симметрию с научной точки зрения и как
«категорию прекрасного и совершенного».
Результат: Новые знания и фильм « Это я
и симметрия вокруг меня». Работа является победителем районной математической
конференции, а также участником областной конференции «Киселевские чтения X».
Аналогичным образом выстроен проект «Решение текстовых задач» -
призер научно-практической конференции Киселевские чтения XI .
Цель: Привлечь внимание
учащихся к проблеме решения текстовых задач при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Результат:
Алгоритмы
решения математических задач.
Интересным, но трудоемким процессом
является использование мини - проектов по математике в рамках социальных
проектов. Они четко показывают необходимость математических знаний в обыденной
жизни. Примером служит проект «Дизайн ландшафта школьного дендрария». Реальной
математической работой занимались несколько групп. «Исследователи» (вели
социологический опрос и отражали результаты на диаграммах), « экономисты» (встречались
с экономистом ОАО « Южное», выполняли необходимые расчеты). Данный проект является
победителем районного и областного конкурсов социальных проектов.
Есть результат, есть желание работать и двигаться дальше.
В
заключение замечу, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст
А.Азимов в своем рассказе “Профессия”, человек сам должен прийти к желанию
искать, пробовать и ошибаться. Проектно – исследовательская работа - реальная
возможность осуществления этих желаний. Она учит детей учиться, а это одно из
главных требований ФГОС.
Литература
1.
Бижова Т. В.
Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения
планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального
государственного образовательного стандарт общего образования [Текст] / Т. В.
Бижова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г.
Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 102-104.
2.
Бухтиярова
И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. //
Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115
3.
Васильев В.В.,
Межуева Л.А., Пугаченко Л.И., Иващенко Н.И. Проектно – исследовательская
технология в практике школы: Учебно – методическое пособие. – Воронеж, изд – во
Е.А. Болховитинова. 2003. – 240 с.
4.
Примерные
программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы.-3-е изд., перераб.- М.:
Просвещение,2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.