Методы
обучения и воспитания в контексте ФГОС
«Умеет учить тот, кто учит интересно»
Методы
обучения и воспитания – это способы совместной деятельности педагога и
учащихся, направленные на достижение ими образовательных и воспитательных целей.
Методы
обучения можно подразделить на две обобщенные группы: пассивные методы и активные
методы.
Пассивный
метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является
основным действующим лицом и управляющим ходом урока. При этом учащиеся
выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
В
свою очередь, активный метод обучения подразумевает активное взаимодействие
учащихся и учителя в ходе урока.
Почему
ФГОС отдает предпочтение активно-деятельностным образовательным технологиям?
Во-первых,
активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность, активизируют
мышление и поведение обучающихся, причем делают это исподволь, незаметно для
них самих.
Во-вторых,
активным методам обучения присущи повышенная степень мотивации,
эмоциональности, творчества. Оказалось, что значение мотивации для успешной
учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация
может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких
способностей. Однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие
способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его
выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. И этот фактор очень
важно учитывать в учебном процессе, особенно в преподавании самого сложного
предмета – математики.
В-третьих,
одним из характерных признаков активных методов обучения является диалог. В
результате него все участники образовательного процесса могут услышать, понять
друг друга, выработать доступный язык общения, что позволит достичь
запланированного результата.
В-четвертых,
активные методы обучения способствуют интеграции процесса обучения и воспитания
за счет групповой формы организации работы. На смену психологическому
дискомфорту («не разговаривать!», «не подсказывать!») приходит непринужденное
общение, а воспитательное взаимовлияние не пресекается, а наоборот
приветствуется.
Одним
из активных методов обучения и воспитания учащихся является методический прием
«зеркало», широко используемый мной в преподавании математики и в классном
руководстве.
Это
достаточно эффективный инструмент для активизации познавательной деятельности
учеников. Метод «зеркала» позволяет школьникам взглянуть на себя, свой ответ у
школьной доски, свою работу в тетради со стороны. На уроках ученикам регулярно предлагаются
задания следующего типа: найти неточности в ответе товарища, выявить ошибки в
его работе и т.п. Это способствует уменьшению ошибок, допускаемых учениками при
оформлении собственных работ.
Кроме
того, достижению указанных целей служит сравнение полученных учениками решений
задачи с эталоном, приведенным учителем на доске. Этот прием, в частности,
используется мной на уроках геометрии.
Метод
«отзеркаливания» собственных действий предоставляет возможность учащимся осваивать
метод коррекции собственных действий. Им предоставляется возможность самим
найти свои ошибки, понять их причину и исправить. В результате заметно
повышается качество усвоения школьниками учебного содержания при уменьшении
затраченного времени. Такие уроки являются наиболее интересными как для
учителей, так и для учеников. Накопленный в ходе них опыт работы над ошибками легко
переносится детьми на любой учебный предмет.
Довольно
эффективно указанный методический прием используется для воспитания подростков.
В нашей школе ученикам 7-х классов было предложено сыграть в КВН на тему:
«Школьные годы чудесные». Дети в доброй, юмористической манере показали
проблемы школьной жизни (успехи и трудности обучения, конфликты и ссоры с
родителями, учителями, сверстниками и др.). Несмотря на то, что герои проигрываемых
сценок были обезличены, подростки смогли в них увидеть самих себя, как в
своеобразном психологическом «зеркале». Такой прием помогает ребенку лучше
понять самого себя, абстрагироваться от своих проблем и увидеть их в более
спокойном и объективном свете.
Применение
в образовательном процессе активных методов, в том числе метода «зеркало»,
обеспечивает становление и развитие у обучающихся способности принимать
решения, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения
и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки
зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в
команде и др. В сегодняшней жизни эти навыки играют ключевую роль как для
достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для
обеспечения гармонии в личной жизни.
В
заключение хочется отметить, что новации приживаются только там, где они не
противоречат, а развивают, модернизируют, совершенствуют существующие традиции.
Таким образом, активные методы обучения органично вписываются во все известные
организационные формы проведения занятий и подходят для любого возраста.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.