Инфоурок Математика Другие методич. материалыСтатья: "Нестандартные методы обучения и воспитания в контексте ФГОС"

Статья: "Нестандартные методы обучения и воспитания в контексте ФГОС"

Скачать материал

Методы обучения и воспитания в контексте ФГОС

 

«Умеет учить тот, кто учит интересно»

 

Методы обучения и воспитания – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных и воспитательных целей.

Методы обучения можно подразделить на две обобщенные группы: пассивные методы и активные методы.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока. При этом учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

В свою очередь, активный метод обучения подразумевает активное взаимодействие учащихся и учителя в ходе урока.

Почему ФГОС отдает предпочтение активно-деятельностным образовательным технологиям?

Во-первых, активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность, активизируют мышление и поведение обучающихся, причем делают это исподволь, незаметно для них самих.

Во-вторых, активным методам обучения присущи повышенная степень мотивации, эмоциональности, творчества. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. И этот фактор очень важно учитывать в учебном процессе, особенно в преподавании самого сложного предмета – математики.

В-третьих, одним из характерных признаков активных методов обучения является диалог. В результате него все участники образовательного процесса могут услышать, понять друг друга, выработать доступный язык общения, что позволит достичь запланированного результата.

В-четвертых, активные методы обучения способствуют интеграции процесса обучения и воспитания за счет групповой формы организации работы. На смену психологическому дискомфорту («не разговаривать!», «не подсказывать!») приходит непринужденное общение, а воспитательное взаимовлияние не пресекается, а наоборот приветствуется.

Одним из активных методов обучения и воспитания учащихся является методический прием «зеркало», широко используемый мной в преподавании математики и в классном руководстве.

Это достаточно эффективный инструмент для активизации познавательной деятельности учеников. Метод «зеркала» позволяет школьникам взглянуть на себя, свой ответ у школьной доски, свою работу в тетради со стороны. На уроках ученикам регулярно предлагаются задания следующего типа: найти неточности в ответе товарища, выявить ошибки в его работе и т.п. Это способствует уменьшению ошибок, допускаемых учениками при оформлении собственных работ.

Кроме того, достижению указанных целей служит сравнение полученных учениками решений задачи с эталоном, приведенным учителем на доске. Этот прием, в частности, используется мной на уроках геометрии.

Метод «отзеркаливания» собственных действий предоставляет возможность учащимся осваивать метод коррекции собственных действий. Им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить. В результате заметно повышается качество усвоения школьниками учебного содержания при уменьшении затраченного времени. Такие уроки являются наиболее интересными как для учителей, так и для учеников. Накопленный в ходе них опыт работы над ошибками легко переносится детьми на любой учебный предмет.

Довольно эффективно указанный методический прием используется для воспитания подростков. В нашей школе ученикам 7-х классов было предложено сыграть в КВН на тему: «Школьные годы чудесные». Дети в доброй, юмористической манере показали проблемы школьной жизни (успехи и трудности обучения, конфликты и ссоры с родителями, учителями, сверстниками и др.). Несмотря на то, что герои проигрываемых сценок были обезличены, подростки смогли в них увидеть самих себя, как в своеобразном психологическом «зеркале». Такой прием помогает ребенку лучше понять самого себя, абстрагироваться от своих проблем и увидеть их в более спокойном и объективном свете.

Применение в образовательном процессе активных методов, в том числе метода «зеркало», обеспечивает становление и развитие у обучающихся способности принимать решения, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. В сегодняшней жизни эти навыки играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

В заключение хочется отметить, что новации приживаются только там, где они не противоречат, а развивают, модернизируют, совершенствуют существующие традиции. Таким образом, активные методы обучения органично вписываются во все известные организационные формы проведения занятий и подходят для любого возраста.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья: "Нестандартные методы обучения и воспитания в контексте ФГОС""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по коллекторской деятельности

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Это статья о использовании в работе нестандартных приемов активизации познавательных интересов у детей.

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес школьников к предмету. Умение заинтересовать математикой – дело не простое.  Многое зависит от выбора различных форм преподавания математики, проведение всевозможных конкурсов, викторин, праздников,  и др.

Игры и игровые формы, творческие задания, должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель их введения состоит в том, чтобы удачно соединить игровые и учебные мотивы.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 741 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 540
    • DOCX 20.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петрова Татьяна Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Петрова Татьяна Игоревна
    Петрова Татьяна Игоревна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8167
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1247 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 794 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 329 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 537 человек

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе