На
уроке - первоклассники.
Наше государство поставило перед российской школой, нашим учительством
конкретные цели на ближайшую и отдаленную перспективу. Важнейшая социальная
задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан,
гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и
физическое совершенство.
Одна из
важнейших задач общеобразовательной школы- способствовать подготовке активных
строителей нового общества, трудолюбивых и образованных .
Заметное место
в системе российского воспитания принадлежит физическому воспитанию
подрастающего поколения, так как очень часто здоровье физическое является одним
из условий здоровья нравственного . При этом особая надежда возлагается на
учителя. Он является сейчас первооткрывателем, испытателем новых, более
эффективных форм и методов обучения и воспитания. К тому же педагогу отказано в
праве на ошибку в вопросах обучения и воспитания, нравственного становления
личности, так как это может в дальнейшем отрицательно повлиять на судьбу выпускников
школы.
В основных
направлениях реформы в школе говорится, что нужно организовывать ежедневные
занятия всех учащихся физической культурой на уроках, во внеучебное время, в
спортивных секциях, создавать для этого необходимые условия. При организации
учебной и игровой деятельности, а также отдыха следует учитывать
морфофункциональные и психофизиологические особенности, чтобы они полностью
соответствовали возрастным функциональным возможностям.
Рациональная
организация двигательного процесса должна способствовать укреплению здоровья
детей, повышению их умственной и физической деятельности.
Правильно
организованный режим предполагает чёткое чередование умственной и физической
нагрузки с активным отдыхом.
В своей работе с
первоклассниками учителям следует больше использовать игры, игровой способ
проведения занятий, поскольку в этом возрасте игра еще является ведущей
деятельностью в развитии ребёнка. Вероятно особенность методики проведения
уроков физической культуры в 1-ом классе заключается в том, чтобы постепенно
перейти от игры к более сложной для них деятельности, связанной с овладением
основой движений.
Учителям
следует помнить, что часть детей приходит в школу минуя детский сад. Это
накладывает определённый отпечаток на их умения, знания, поведение и др. Поэтому
педагогу необходимо обратить внимание на такого ребенка и за короткий
промежуток времени подтянуть таких детей (их знания, умения, навыки) до уровня
семилетних детей, посещающих детский сад.
В этом возрасте,
учитывая разную подготовку контингента детей, пришедших в 1- ый класс из
детских садов и семьи, следует особенно внимательно подходить к процессу
обучения и воспитания, применяя дифференцированный и индивидуальный подход.
Известно, что
занятия в школе требуют от детей большего напряжения всех систем организма.
Поэтому правильная организация учебного процесса на уроках физической культуры,
во время физкультурно- оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, на
внеклассных занятиях позволит удовлетворить двигательную потребность и
рационально проводить активный отдых детей. Нелишне, наверное, будет напомнить
учителям, чтобы они не заорганизовывали проведение физкультурно-
оздоровительных мероприятий, не переносили автоматически урочные формы работы
на внеклассные занятия.
Уроки физической культуры, гимнастику
до занятий, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах,
физкультурные занятия в группах продлённого дня, физкультурно- спортивные
мероприятия целесообразно проводить на открытом воздухе и только в ненастную
погоду использовать помещения школы, залы, рекреации.
Уроки физической культуры с
первоклассниками предполагают оздоровительную, прикладную и образовательную
направленность. На уроки физической культуры допускаются все здоровые дети.
Учащимся отнесенным по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или
временно освобожденным от занятий физической культурой, физические нагрузки
определяются индивидуально врачом и учителем физической культуры. Ученики
освобожденные от занятий могут также оказывать посильную помощь в судействе и
организации игр.
Для достижения обучающего и
тренирующего эффекта и предотвращения чрезмерного утомления детей моторная
плотность урока должна составлять 65- 70 %. Физические упражнения и подвижные
игры подбираются с учетом воздействия на различные группы мышц. В то же время
не рекомендуются упражнения с длительными статическими напряжениями, а также
требующие значительных силовых нагрузок и задержки или напряжения дыхания.
Обучение детей важное государственное
мероприятие. Поэтому перед школой сегодня стоит задача – мобилизовать все
имеющиеся резервы, активизировать усилия педагогов, родителей учащихся,
общественности на выполнение этой большой задачи.
Литература:
1. Ахмеров Э.К. и
др. Спортивные и подвижные игры в школе. - Минск., 1968. - 270 с.
2. Бальсевич В.К.
Физическая культура для всех и для каждого. - М. : ФиС, 1988.
3. Барышева Н.В.,
Минияров В.М., Нелюдова М.Г. Основы ФК младшего школьника. Самара.: 1994. –
27с.
4. Васильева Н.,
Новотворцева Н. Развивающие игры для школьников. - Ярославль. - 1996.
5. Вельчковский Э.
С. Развитие двигательных функций у детей. – М.: 1983. – 216с.
6. Волчецкий Э.И.
«Развивая силу» // «Физическая Культура в школе», 2000 - №2, с. 15-18
7. Гужаловский
А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема
оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф., дис.
к.п.н. М., 1979.- 47с.
8. Гугин А.А. Уроки
физической культуры в І-ІІІ классах. - М., 1977. - 320с.
9. Дешле С.Е.
Развитие быстроты у младших школьников // «Физическая Культура в школе», 1982 -
№11, с. 7-10.
10. Дешле С.Е.
«Развитие силовых способностей у учащихся 1-3 классов // «Физическая Культура в
школе», 1982 - № 4, с.24-26.
11. Дешле С.Е.,
Черняев В.В. Развитие ловкости у младших школьников // «Физическая Культура в
школе», 1982 - № 8, с. 9-11.
12. Качашкин В.М. Физическое
воспитание в начальной школе. - М.: Просвещение - 1983.- 222 с.
13. Коджаспиров
Ю.Г. Физкульт - ура! Ура! Ура! - М., 2002. - 320 с.
14. Козленко Н.П.,
Мацулевич В.П. Физическое воспитание учащихся первых классов. - К., 1988. - 310
с.
15. Ломейко В.Ф.
Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-Х классах. М.,
1980 - 128с.
16. Пензулаева
Л.И. Уроки физической культуры Начальная школа. - М.: «Просвещение», 1985. –
76с.
17. Серегина О.Б.
Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической
культуре. // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2000, №
2.
18. Чаленко И.А.
Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов н/Д., 2003. - 255 с.
19. Чунаев А.А.
«Физические упражнения в формировании личности ребенка в начальной школе» //
«Физическая культура», 1998 - №1. с. 34.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.